|
|||
|
Рассказ Ю.В. Ревякина "Волченок" о КПГ
В 1908 г. на страницах "Киевлянина" появился прелестный рассказ Ю.В. Ревякина "Волченок", сюжет которого заимствован из пансионской жизни К. 1 Г., в которой автор воспитывался в течение четырех лет. Рассказ начинается описанием послеобеденной прогулки пансионеров в гимназическом саду. "В августе, в часы послеобеденной рекреации, мы, воспитанники благородного пансиона при К-ой гимназии, гуляли в саду. Это было самое приятное время для пансионеров. Суровый на вид, но добрейший в мире педель, старый Козел, садился в тени белых акаций, уже покрытых рыжими осенними стрючками. Косые лучи солнца тихо грели сутуловатую спину севастопольского ветерана и золотили его лоснящийся, желтый, как спелая дыня, череп. Козел немедленно начинал сладко дремать, все ниже опуская свою дряхлую голову и руки, обремененные большим звонким колоколом, вестником начала и конца гулянья. Герр Борман, воспитатель, сначала около часа совершал меланхолическую прогулку в тени старых тополей, а затем надевал на свои выпуклые, как луковица, глаза большие серые очки и погружался в чтение огромной немецкой газеты. В такие минуты, увлеченный новостями из нежно любимого "фатерлянда", он ничего не видел и не слышал, а мы, ученики низших классов, в числе восьми, могли делать все, что нам было угодно. Старый сад, окруженный массивной чугунной решеткой николаевских времен, имел много уютных и недоступных для воспитательского глаза уголков. Под изгородью тянулись густые кусты сирени, жасмина и желтых акаций; между этими кустами были извилистые, проделанные нами ходы, разные заграждения, крепости, шалаши и вигвамы. Там в глубочайшей тайне мы выкапывали погреба и подземные ходы, похожие на небольшие норы лисиц, где хранили военные припасы: луки, копья, сарбаканы и томагауки. В один из теплых вечеров, когда старый Козел, с неизменной своей привычкой, уже дремал с колоколом в руках, а герр Борман сидел совершенно отделенный от всего внешнего огромной газетой, между нами происходила ожесточенная битва: американские ковбои воевали с непримиримыми краснокожими"... В дальнейшем повествовании художественно развертывается полная картина быта и нравов пансионской жизни. Вы будто видите перед собой этих оживленных и шаловливых пансионеров, проходите через их комнаты для занятий и дортуары, заглядываете в больницу, присутствуете на ученических играх, переживаете всю ту несложную детскую психологию, которая бывает так открыта и доступна влиянию в эти счастливые годы. Так же ярко и художественно изобразил автор отношения инспектора, воспитателей, пансионских дядек - к ученикам и обратно - учеников к воспитателям и дядькам. Все нити рассказа сосредоточены вокруг главного героя, воспитанника Максима Чайки. Это - подлинное дитя украинской природы, случайно попавшее в среду "паничей" благородного пансиона, в котором оно увяло и захирело, подобно полевому цветку, пересаженному в оранжерею. Несомненно, Максим Чайка - действительно бывшее лицо, драматическая история которого привлекла внимание автора. Пусть автор рассказа "Волченок", как поэт, больше заботился о художественной правде, чем об исторической, все-таки историк К. I Г. найдет у него много правдивых черт из жизни пансиона и самой гимназии в 80-х годах прошлого столетия. Ссылки:
|