|
|||
|
Преподавание русского языка в Киевской первой гимназии
Преподавание русского языка в приготовительном классе велось согласно с объяснительною запискою к учебным планам Министерства народного просвещения. В течение 1-ой половины учебного года ученики упражнялись в толковом чтении, по хрестоматии "Родина" Радонежского, изучали наизусть маленькие стихотворения из той же хрестоматии и в то же время знакомились с материальною частью элементарной грамматики, по методе Тихомирова. Во 2-м полугодии при систематическом диктанте сообщены ученикам элементарные, доступные пониманию их, правила русского правописания. В 1-м классе проходилась этимология русского языка, по учебникам Кирпичникова и Гилярова, с необходимыми дополнениями. В то же время ученики практически ознакомлены были с составом предложения. Сведения теоретические выводились из устных и письменных примеров, а также и из разбора статей по хрестоматии "Родина", с помощью руководящих вопросов, составленных преподавателем, и письменных упражнений, для которых назначался один урок в неделю. На уроке этом ученики писали диктовки и переложения рассказа на данную в вопросах тему; кроме того, ученики заучивали наизусть стихотворения, в один раз не более 10 строк, которые всегда переписывались учениками на дому в особой, заведенной для этой цели, тетради. Во 2-м классе продолжалось изучение грамматики, по руководству Кирпичникова. Для усвоения пройденных правил, делались пред началом каждого урока небольшие диктовки, для объяснения по ним следующего урока. Поверочные диктовки назначались в течение года 15 раз. Независимо от того, ученики писали переложения, письменные пересказы прочитанного, а также переписывали стихотворения, задаваемые на уроки. Для основательнейшего изучения грамматики, постоянно делались разборы, с помощью руководящих вопросов, предложенных в изданной для этой цели книжке. В 3-м классе проходился систематический синтаксис и повторялась этимология, по учебнику Говорова. Грамматические сведения усвоялись тем же способом, как и в низших классах. При помощи указанных руководящих вопросов, разбор статей делался по хрестоматии Поливанова. Объяснение уроков из синтаксиса сопровождалось письменными примерами. Один из недельных уроков посвящался письменным упражнениям, а другой - разучиванию стихотворений и выразительному чтению поэтической речи. На один урок давалось до 20 строк стихотворений, которые переписывались учениками на дому в тетради, для сей цели назначенные, и выучивались наизусть. В 4-м классе, кроме учения о переводах, проходилась грамматика церковно- славянского языка, по славянской грамматике Перевлеского. Ученикам постоянно назначались письменные упражнения, состоявшие в переложении отрывистой речи в периодическую и из периодической в отрывистую. Кроме того, на заданные и разъясненные темы они писали периоды, составляли рассказы и описания, по плану, выработанному в классе. Независимо от того, в классе производились от времени до времени поверочные диктанты, соответственно пройденным частям синтаксиса. Таких работ в течение года исполнено 12. В 5-м классе из русской словесности преподавались правила о сочинении и о его составных частях вообще; изучались качества слога, простого и художественного, проходилось о родах и видах сочинений и при этом сообщались необходимые сведения из этимологии и логики. Руководством для изложения всего этого курса служили стилистика (фамилия [автора учебника] не упомянута) и хрестоматия Галахова. Ученики составляли на дому планы описаний, повествований и рассуждений и затем на заданные темы писали как классные, так и домашние сочинения. Письменных работ исполнено в отчетном году 12. В 6-м классе по словесности выяснено различие поэтических произведений от прозаических, не только по форме, но и по содержанию, и показано различие между устнонародной и литературной, художественной поэзией. Содержание прочтенных в классе или указанных для прочтения на дому словесных образцов излагалось учениками письменно дома. Кроме того, писались учениками домашние сочинения, а в классе - классные сочинения. В конце года ученики заучивали небольшие образцовые поэтические произведения. В 7-м и 8-м классах ученики упражняемы были в чтении и разборе литературных образцов, по примерной программе министерства. В виде письменных ответов, они составляли характеристики лиц исторических и поэтических; решали и разъясняли историко-литературные вопросы, в связи с пройденным; передавали содержание литературных памятников, не пройденных на уроках, с разрешением вопросов, которые ставились преподавателем; писали сочинения на темы исторические и рекомендованные преподавателями древних языков из греческих и латинских классиков. Сочинений учениками 7-го и 8-го класса написано в течение года по 8-ми. Письменные работы учеников разбирались в классе. Ввиду крайнего недостатка времени для таких разборов, признано полезным учредить по воскресеньям, по крайней мере, два раза в месяц, согласно объяснительной записке к правилам для учащихся, литературные беседы. Для таких бесед избирались лучшие из обязательных сочинений и читались самими учениками в классе. При этом товарищам ученика, читающего сочинение, дозволялось предварительно знакомиться с содержанием читаемого сочинения и затем, во время прочтения его, делать свои замечания и возражения автору. Преподаватели руководили такими прениями и заключали их своими замечаниями о достоинствах и недостатках прочитанных сочинений. Литературные беседы происходили в присутствии директора, инспектора и классных наставников. Ссылки:
|