|
|||
|
Относительно учебной части Киевской 1-ой гимназии
"Относительно учебной части, - говорит отчетная записка, - главное внимание обращено было на успехи воспитанников в изучаемых ими предметах, чрез развитие в них самостоятельности, под непрерывным надзором воспитателей и контролем начальства пансиона. Только в крайних случаях, когда особая неразвитость или отсталость в предметах изучения мешала воспитаннику двигаться наравне с другими, назначаемы были инспектором репетиторы, в каждом случае с согласия на то родителей, из воспитанников старших классов. Всякое проявление лености было преследуемо дисциплинарными мерами соответственно причинам, вызвавшим леность". <...>В Киевской 1-ой гимназии ученики вносили за учение в год по 30 руб., а в приготовительном классе по 20 рублей; всей суммы в течение отчетного года поступило 11.196 рублей, с остатком же от прошлого года - 11.З96 р. 92¾ ; коп. В течение 1876 года израсходовано: На жалованье законоучителю лютеранского исповедания 100 р. На жалованье 5 классным наставникам и 3 помощникам их 1129 р. Бухгалтеру 392 р. На жалованье добавочное окружному инспектору 36 р. На содержание церкви и причта 220 р. На хозяйственные расходы 1939 р. 38 к. Передано в казначейство вычеты на пенсию 27 р. Отчислено в специальные средства министерства 1340 р. Издержано на содержание параллельных классов и на вознаграждение за исправление ученических упражнений 3639 р. 38 к. На пособия и награды служащим 2550 р. Итого 11.372 р. 76 к. Затем, осталось к 1 января 1877 г. - 24 руб. 16¾ коп. В 1877 году произведены изменения и дополнения в учебных планах, введенных согласно новому уставу 31 июля 1872 г., а также произведен пересмотр мер о взысканиях с учеников. <...>31 января на обсуждение педагогического совета было внесено предложение попечителя от 26 января 1877 г. за *1070, с объявлением Высочайшего повеления о введении общего для всех классов ежедневного гимнастического урока во время большой перемены, от 12 до 12½ ; часов, во всех средних учебных заведениях. 14 же февраля совет слушал мнение назначенной в предыдущем заседании комиссии для разработки вопроса о практическом применении этого повеления. Комиссия пришла к следующим выводам: "1) Введение совместного обучения одним учителем невозможно и по количеству учеников, и потому, что нельзя собрать учеников для обучения в одном месте; найти же нескольких учителей гимнастики затруднительно. 2) При каком угодно распределении групп ученических необходимо будет занять гимнастический и главный коридор и, может быть, смежные, и в обыкновенное время, при обыкновенном движении, оказывается недостаточно чистого воздуха, а при усиленном движении, воздух будет настолько испорчен, что гимнастика принесет один вред. 3) Разделение на группы, неизбежное при таком составе, какой имеет 1- ая гимназия, кроме того, что потребует нескольких учителей гимнастики, затруднит надзор за порядком, и сколько-нибудь правильное устройство гимнастики в такое короткое время, какое назначается для большой перемены, не может быть достигнуто. Ввиду таких затруднений, педагогический совет постановил войти в соображение, не представляется ли удобным найти особое помещение для общей гимнастики". 28 февраля педагогический совет, согласно предложению директора, определил ходатайствовать о разрешении устроить особенную гимнастическую залу. 17 октября педагогический совет слушал предложение Министра народного просвещения от 4 октября за *10909, об изменении п.11 "правил о взысканиях с учеников", в том смысле, что "ученики, оставляемые под арестом, должны находиться под надзором помощников классных наставников и воспитателей пансиона, где таковые есть, с привлечением, где возможно, преподавателей и других лиц, с жалованием или без оного". 28 же ноября, согласно мнению директора, что лучший и более правильный надзор может быть устроен при посредстве классных наставников, совет постановил обсудить весь этот вопрос в общем собрании классных наставников. 7 декабря педагогический совет обсуждал вопрос об устройстве надзора за учениками, оставленными под арестом, и принял следующие меры: "1) Назначение наказаний должно быть как можно осторожнее и не иначе, как при участии классного наставника того класса, которому принадлежит виновный ученик. 2) Надзор за учениками, под главным наблюдением классных наставников, ближайшим образом возлагается: за приходящими учениками - на помощников классных наставников, за воспитанниками же пансиона - на воспитателей пансиона. 3) В случае болезни классного наставника, распоряжения относительно учеников его класса делают директор или инспектор гимназии". 19 декабря педагогический совет слушал предложение директора относительно записной книги, какую, по инструкции для классных наставников, каждый из них имеет у себя. Эта инструкция была читана в заседании совета еще 24 октября, но в чем она состояла, об этом не имеется данных в архиве гимназии. Предложение директора заключалось в следующем: "1) Записная книжка разделяется на 3 части: первая часть приближается к общим ведомостям и заключает в себе поименный список учеников, с графами для успехов и сведениями о летах, времени поступления в гимназию и адресами родителей; вторая часть заключает в себе поименный список учеников, с обозначением проступков учеников; третья часть заключает в себе все общие распоряжения по классу, постановленные классной комиссией и классным наставником. 2) Записная книга классного наставника должна иметь общественный характер. Кроме того, для уведомления родителей, опекунов и заступающих место родителей учеников об успехах, вводятся особые бланки, наподобие аттестаций". Все эти меры, предложенные директором, совет признал вполне целесообразными и постановил принять их к исполнению. 12 декабря [1877 г.] происходило в 1-ой гимназии поминовение императора Александра Павловича , по случаю исполнившегося в этот день столетия со дня его рождения. Как происходило это поминовение, собственно, в 1-ой гимназии, призванной к существованию самим императором Александром Павловичем, мы не знаем, потому что нигде не сохранилось документальных следов об этом поминовении. Мы даже не знали бы о самом факте поминовения, если бы не сохранилось при делах гимназии циркулярное распоряжение и.о. попечителя округа, генерал-маиора Новикова, от 28 ноября за *12789, следующего содержания: "12 декабря сего года исполняется столетие со дня рождения в Бозе почивающего императора Александра I. Ввиду сего, Министр народного просвещения, от 19 ноября за *12465, поручил мне предложить начальникам учебных заведений Киевского учебно-го округа - освободить в этот день учащихся от занятий, собрать их в тех заведениях, где есть домовые церкви, в сих последних, для присутствования при богослужении и молебствии, с произнесением вечной памяти в Бозе почивающему Монарху и многоле-тия ныне благополучно царствующему Государю; где же домовых церквей не имеется, в ближайшем соборе. По окончании богослужения было бы желательно, чтобы учащиеся были собраны в стенах заведения, для выслушания соответственной празднованию речи, которая могла бы быть подготовлена к этому дню одним из служащих в заведении лиц". Ссылки:
|