|
|||
|
Десятилетие существования 1-ой киевской гимназии по уставу 1871 года
1880 год, завершивший собою десятилетие существования 1-ой гимназии по уставу 30 июля 1871 года , является одним из самых интересных после 1872 года, в котором были введены новые учебные планы, намеченные новым уставом. В 1880 году педагогическим советом 1-ой гимназии были впервые подвергнуты серьезной критике учебные планы нового устава. Почти десятилетний опыт обнаружил положительные и слабые стороны учебных планов, и педагогический совет 1-ой гимназии, на основании этого опыта, отметил те стороны, исправление которых должно было составить задачу школьного законодательства ближайшего времени. <...>"В заседаниях совета 15-го, 17-го и 29-го сентября обсуждали вопросы по поводу предложения попечителя Киевского учебного округа от 31 июля за N8054 и от 20 сентября за *10350, с циркулярным распоряжением управляющего Министерством народного просвещения относительно необременения учащихся. Означенным распоряжением, для достижения указанной цели, Управляющий министерством предложил к руководству и исполнению 4 пункта: 1) о необременении уча-щихся занятиями на дому; 2) о требовании от учеников низших классов меньше умственного труда, чем от учеников высших классов; 3) о сосредоточении внимания преподавателей на слабых учениках; и 4) о неувеличении учебного материала против назначенного учебными планами; независимо от того, предложил советам гимназий войти в ближайшее обсуждение о том, какие бы могли быть предложены практические меры к облегчению учащихся в учебных заведениях. Педагогический совет гимназии, обсуждая означенное предложение попечителя учебного округа, прежде всего, для уяснения мер, какие могли бы служить для достижения указанной в том предложении цели, старался выяснить вопрос: в чем заключается в настоящее время действительное обременение учащихся. Обременение это заключается, с одной стороны, в количестве учебного материала, а с другой, в распределении этого материала по классам, а главным образом, в постановке учебного дела и в постановке способа поверки познаний учеников для перевода в высшие классы. В особенности, обременение учащихся заключается в низших 4-х классах и преимущественно в 4-м классе. По смыслу правил об испытаниях, ученики 4-го класса обязаны выдержать устный и письменный экзамен во всем пройденном в низших четырех классах, а между тем, в течение года едва успевают пройти весьма значительный курс собственно 4-го класса, не имея положительно возможности заняться повторением курса низших классов. Обременение учащихся в этом классе повторением на дому в особенности высказывается по так называемым второстепенным предметам, по которым ученики низших классов переводятся без экзаменов, даже в том случае, когда в среднем выводе из годичных отметок имеют "2¼ ", т.е., другими словами, получили в течение года одну только удовлетворительную отметку. По предметам главным, правда, требуется для перевода из 1-го во 2-й и из 2-го в 3-й класс две, а из 3-го в 4-й даже три удовлетворительные годичные отметки и, кроме того, ученики должны выдержать письменный экзамен. Но письменный экзамен, обнаруживая до некоторой степени познания учащихся, имеет то важное неудобство, что не ставит ученика в необходимость основательно повторить предмет, пройденный в течение года, не говоря уже о том, что по предметам второстепенным, по которым вовсе не полагается экзамена, ученики переводятся в высший класс, не осмыслив пройденного в его совокупности и нередко не пополнив тех пробелов в своем знании, которые могли произойти от болезни и от других причин; нельзя не заметить, что и по предметам главным, при существующем порядке исключительно письменных испытаний, положительно не гарантирован перевод ученика в высший класс с достаточной подготовкой, так как письменный экзамен, как показал опыт, не может служить достаточным средством контроля познаний учащихся, частью потому, что письменные упражнения, задаваемые на таком экзамене, не вполне доказывают степень познаний учащихся, а частью вследствие разных случайностей: подсказывания, списывания у товарищей и других злоупотреблений, которые не могут быть устранены, при всей бдительности надзора за выполнением экзаменационной работы. Таким образом, система письменных экзаменов имеет тот существенный недостаток, что деморализует учащихся, развивая в них стремление отделываться от экзаменов без труда и без основательного знания изучаемых предметов. Отсюда чисто формальное отношение учащихся к изучению преподаваемых предметов, поверхностное и недобросовестное приготовление к урокам и общий недостаток подготовки, который является постоянным тормозом для успешности изучения дальнейшего курса, а вместе с тем, и главным источником того обременения, на которое так много жалуются родители и общество. Затруднения учащихся увеличиваются, можно сказать, с каждым классом, и увеличиваются не столько от увеличения количества учебного материала, сколько от недостаточности основательной подготовки, от привычки учеников относиться к учению поверхностно, привычки, которая развивается вследствие ничтожности требований для перевода в высшие классы по предметам неглавным, а потом сознательно или бессознательно переносится и на предметы главные. С другой стороны, вникая в распределение второстепенных предметов по классам, нельзя не заметить, что, при усилении требований по главным предметам, существующие учебные планы ничуть не уменьшили, против прежнего учебного материала, требований по предметам неглавным. Неудивительно поэтому, что настоящие учебные планы по второстепенным предметам не могут быть выполнены вполне удовлетворительно в то незначительное количество учебных часов, которое назначено по тем планам на неглавные предметы, вследствие чего основательное изучение второстепенных предметов делается почти невозможным. Несмотря на самый строгий надзор за ходом учебных занятий, ученики неглавные предметы изучают весьма слабо, так как имеют возможность, при пяти еженедельных уроках, посвящать самое незначительное время на приготовление уроков по второстепенным предметам. Такое поверхностное учение неизбежно затрудняет как повторение тех предметов, так равно и изучение всего, вообще, гимназического курса. Нельзя также не заметить, что привычка относиться к учению поверхностно развивается в учащихся отчасти и вследствие существующего порядка экзаменов, который на практике представляет то важное неудобство, что для различных классов ставит различные условия экзаменов и перевода в высший класс, причем ученики одних классов подвергаются экзаменам в то время, как ученики других классов должны продолжать уроки, несмотря на то, что последние, при значительном отвлечении преподавательских сил экзаменами и ассистенциями, на них не могут быть преподаваемы исправно и идти правильно, а в некоторые дни совершенно прерываются; между тем, как ученики, собираясь в классы ежедневно, иногда даже без всякой надобности, только приучаются к рассеянности и к беспорядочному препровождению учебного времени, что не может не оставить дурного влияния и на дальнейший ход их учебных занятий.
Поверхностное отношение учащихся к своему делу поддерживается в них до некоторой степени распоряжением о вакационных работах, которые, будучи выполняемы без всякого контроля, а главное, без всякого желания и охоты со стороны учащихся, по большей части, не достигают цели и обращаются в простую формальность, да и не могут не быть на практике одной формальностью, так как не имеют самостоятельного значения при оценке успехов учащихся. Живое и энергическое отношение учащихся к изучению преподаваемых предметов значительно парализуется, кроме того, громадным преобладанием числа уроков по языкам ( около ¾ учебных часов), сопровождаемых беспрерывным писанием, которое состоит в записывании слов, в переводах с русского на иностранный и с иностранного на русский язык и в других письменных работах. Такое многописание может вредно отзываться вообще на развитии способностей учащихся, главное, может приучить детей к механическому выполнению задаваемых уроков. Наконец, причина обременения учащихся заключается: 1) в многолюдности классов в Киевской 1-ой гимназии, которое немало затрудняет успешное ведение учебного дела, а главное, не дает возможности учителю сосредоточить свое внимание своевременно на слабейших учениках, и 2) в необходимости продолжать учебные занятия и экзамены в самое жаркое время года, в июне месяце, когда ученики в многолюдных классах положительно задыхаются от жары. При соображении всех этих обстоятельств, педагогический совет Киевской 1-ой гимназии полагает: 1) Разделение предметов на главные и второстепенные, как подрывающее основательность учения в гимназии и несоответствующее цели гармонического развития учащихся по всем отраслям знания, отменить, вполне восстановив равноправность и обязательность тех и других предметов, как по отношению к оценке успехов учащихся, так и при переводе учеников в высшие классы. 2) Совершенно отменить переводы учащихся по одним письменным испытаниям, предоставив преподавателям в конце года назначать общие повторения и к письмен-ным ответам прибегать, как к дополнительному средству поверки познаний ученика, при удостоверении, посредством устных ответов, в основательном изучении учеником пройденного в течение года предмета. 3) В 4-м классе назначить устный экзамен на тех же основаниях, как в прочих классах, приняв за правило, чтобы ученики низших классов ежегодно обязаны были в конце года отдать полный отчет только в курсе наук, пройденном в течение одного года. 4) Для всех вообще классов установить однообразный порядок испытаний, наблюдая, чтобы учение оканчивалось одновременно во всех классах и чтобы затем ученики обязаны были основательно на дому повторить каждый предмет в целом его объеме. 5) С введением такого порядка основательного повторения предметов в конце года, педагогический совет считает неуместным всякое колебание относительно перевода ученика, а потому полагал бы необходимым совершенно устранить всякия переэкзаменовки до вакаций или после вакаций, так как опыт показал, что подобные переэкзаменовки вредно влияют на занятия и успехи учеников в течение года, питая в них надежду на возможность вознаградить пропущенное в течение года занятиями во время вакаций и перейти в высший класс при помощи снисхождения со стороны преподавателей и педагогического совета, без основательного и своевременного изучения предмета в течение года 6) Так как вакационные работы не достигают своей цели и, при невозможности дать им самостоятельное значение, обращаются в одну формальность, то педагогический совет полагал бы работы эти отменить, предоставив ученикам полную возможность воспользоваться вакационным временем для отдохновения и укрепления своего здоровья. 7) В видах поднятия живого умственного развития учеников и предупреждения усвоения ими привычки к механическому исполнению заданных работ, педагогический совет полагает необходимым, по возможности, избегать назначения таких письменных работ, задаваемых на дом, которые не могут быть выполнены самостоятельно, наблюдая притом, чтобы в один день не назначалось более двух письменных работ. 8) Для предоставления преподавателям возможности сосредоточить внимание на слабейших учениках, в видах облегчения учебных занятий, педагогический совет полагал бы необходимым принять за правило, чтобы состав класса ни в каком случае не превышал бы комплекта 40 учеников, так как, при большем числе учеников, значительная часть года теряется на ознакомление с учащимися, с их способностями и подготовкою, вследствие чего не представляется возможным своевременно сосредоточить внимание на слабейших учениках и принять своевременные меры к поднятию уровня их познаний. 9) Для облегчения учащихся, педагогический совет признает необходимым прекращение учебных занятий в жаркое летнее время, т.е. в июне месяце". Ссылки:
|