Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Королев С.П. в ГИРДе работал над ракетопланом 1933

Источник: Королева Н.С., 2002

После успешного пуска ракеты "09" Королев думал не только о ракетах. Его давнишней мечтой был ракетоплан . И 25 августа 1933 г. в газете "Вечерняя Москва" появляется его статья "Путь к ракетоплану". Будучи человеком конкретного мышления, он четко очерчивает видимый в то время круг возможного применения реактивных аппаратов: "...для метеорологических целей, для градорассеивания, воздушной съемки и, наконец, для переброски небольшого груза с большой скоростью". А в конце статьи дана перспектива: "От ракет опытных, ракет грузовых к ракетным кораблям - ракетопланам - таков наш путь". После успешного запуска "девятки" гирдовцы с удвоенной энергией взялись за принципиально новый аппарат - ракетоплан. ЖРД во многом отличался от винтомоторной двигательной установки. Он позволял, по расчетам тех лет, превысить скорость 600-700 км/час на высоте 10-15 км, в то время как самолет с поршневым мотором таких значений достигнуть не мог. Еще больше влияние реактивного двигателя сказывалось на "потолке", то есть максимальной высоте полета летательного аппарата. Предел высоты, достигнутый в то время самолетом с поршневым мотором, составлял 14,5 км. Стратостат "Осоавиахим" поднялся на высоту 22 км. Расчеты, проведенные в четвертой бригаде ГИРД, показали, что при установке ЖРД можно достичь "потолка" 30-40 км. Однако большие скорости и высоты полета достигались ценой большего расхода топлива, поэтому дальность полета летательного аппарата с ЖРД была намного меньше, чем с поршневым мотором.

Расчеты наивыгоднейших траекторий подъема ракетного самолета в стратосферу и другие теоретические исследования выполнялись профессором В.П. Ветчинкиным , который был частым гостем ГИРД. Еще в 1932 г. по инициативе руководства ЦГИРД были организованы инженерно-конструкторские курсы по ракетной технике. Лекции в этом первом "ракетном университете" читали видные советские ученые: В.П. Ветчинкин - по аэродинамике, Б.С. Стечкин - по теории воздушно-реактивных двигателей, Ф.А. Цандер - по теории реактивных двигателей и межпланетных полетов. Обучали слушателей без отрыва от производства. По окончании "студенты" сдавали экзамен, защищали проект по избранному направлению ракетной техники и получали звание старшего конструктора. Организация таких курсов с привлечением ведущих специалистов оказалась своевременной, так как знаний не хватало не только молодым начинающим работникам, но и более опытным инженерам.

Надо сказать, что сами лекторы так увлекались открывавшимися перспективами, что невольно уводили слушателей за собой в далекое будущее и мрачный подвал ГИРД тогда казался им храмом науки, а расчерченные В.П. Ветчинкиным траектории полета к Луне вовсе не выглядели чем-то необычным. Но все это были пока далекие планы. Для упрочения положения ГИРД требовалось реальное воплощение идеи ракетного полета. А для этого нехватало оборудования и соответствующих условий. Получался заколдованный круг.

Ссылки:

  • ГИРД (ГРУППА ИЗУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ (1931-1933)
  • КОРОЛЕВ С.П.: РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РЕАКТИВНОГО САМОЛЕТА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»