Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Московская планерная школа

В тот период молодое советское государство решало задачу массовой подготовки кадров для авиации, притом в кратчайшие сроки и при наименьших затратах. Тогда и была одобрена идея отбора лиц, годных к летной службе, через обучение на планерах, а для этого следовало сначала подготовить необходимое число инструкторов-планеристов .

Московская планерная школа положила этому начало. В январе 1925 г. Московская планерная школа под руководством В.М. Титова начала работать. Она была организована на общественных началах. Все, от ее начальника и его помощника до преподавателей и инструкторов-летчиков, зарплаты за свою работу не получали. Теоретические занятия в здании аэродинамической трубы МВТУ и работа в производственных мастерских проходили ежедневно в нерабочее время с 18 часов 30 минут до 22-23 часов. Вначале школа располагалась в подвале дома на углу Орликова переулка и Садово-Спасской улицы, 19. В дальнейшем, в связи с расширением ее деятельности, а популярность школы с каждым годом росла, ей предоставили просторное помещение в Никитском переулке. Здесь силами курсантов и преподавателей были оборудованы классы для теоретических занятий и производственные мастерские. На занятиях изучались основы теории летания. Лекции по аэродинамике планера читал тогда один из ведущих инженеров ЦАГИ Н.Н. Фадеев . Несмотря на загруженность основной работой, он все свое свободное время отдавал планерной школе и еще вел занятия по постройке планеров в руководимом им планерном кружке МВТУ. Другим лектором по аэродинамике был В.Г. Фролов , изобретатель, автор ряда научных трудов, тоже работавший инженером в ЦАГИ. Практические занятия по аэродинамике вел С.И. Афанасьев - один из инженеров, работавших в то время в ЦАГИ над проблемой устойчивости полета самолетов. При школе имелось и конструкторское отделение, где занятия по теории прочности и по проектированию планеров вели Д.Н. Колесников и Д.А. Ромейко-Гурко - высококвалифицированные инженеры, работавшие в конструкторском бюро А.Н. Туполева . Все эти люди проявляли удивительное трудолюбие - ведь после основной работы они еще вечерами ежедневно по 5-6 часов занимались с курсантами планерной школы. Это были энтузиасты, видевшие цель жизни в передаче своих знаний будущим летчикам и конструкторам. Они отдавали школе все свободное время, даже выходные и отпускные дни, так как школа работала без перерывов. В производственных мастерских школы курсанты строили новые и ремонтировали старые учебные планеры. Работа шла под руководством слушателя Воздухоплавательной школы ГВФ Ф.М. Дубака , который вел еще и большую административную работу, выполняя обязанности помощника начальника школы. Обучение полетам проводилось на так называемых летных станциях. Летных станция , начавшая функционировать в ноябре 1926 г., находилась в Горках Ленинских . Ее "хозяйство" включало деревянный ангар, где хранились планеры, и избу местного крестьянина дяди Вани, возившего эти планеры по снегу на дровнях к горе и иногда подкармливавшего планеристов после полетов горячей картошкой. Место для планерной станции выбирали долго и оно оказалось удачным. Здесь имелась подходящая горка с ровной площадкой перед ней, да и добираться от находившейся неподалеку железнодорожной станции было удобно. Занимались по выходным, с раннего утра до позднего вечера, в любую погоду. Занятия не прерывались и зимой, даже при морозах ниже 20*. Чтобы в стужу не обморозить лицо, смазывали его вазелином или глицерином.

За годы своей работы Московская планерная школа выпустила целый отряд летчиков-инструкторов планеризма. Они разъехались по стране и принялись на местах создавать планерные кружки, строить планеры и обучать новых планеристов. Окончили школу и те, кто занимался на конструкторском отделении. Школа помогла им выбрать направление деятельности и специальность. Немало выпускников школы стали известными в дальнейшем летчиками и конструкторами. Среди них заслуженный летчик-испытатель, заслуженный мастер спорта СССР, Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР Сергей Николаевич Анохин , установивший множество мировых и всесоюзных рекордов и выполнивший на планере все фигуры высшего пилотажа; летчик-испытатель Игорь Иванович Шелест - автор популярных книг "С крыла на крыло" и "Лечу за мечтой"; замечательный мастер планерного спорта, сама подготовившая сотни планеристов, рекордсменка Союза, летчица Маргарита Карловна Раценская ; создатель многоместных планеров и их снаряжения, использовавшихся в Великой Отечественной войне, известный конструктор авиационной и ракетно- космической техники, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской премии Павел Владимирович Цыбин , много лет в дальнейшем работавший вместе с Королевым С.П. ; конструктор планеров и авиеток, создатель первого в нашей стране экспериментального самолета с носовым колесом шасси Игорь Павлович Толстых , семья которого дружила с Королевыми, а также другие известные конструкторы авиационной и оборонной промышленности. Работа школы постоянно находилась в поле зрения командования армии. Так, на параде школы 2 мая 1931 г. присутствовали начальник Военно-воздушных сил РККА Петр Ионович Баранов и будущий (с 1932 г.) председатель ЦС Осоавиахима Роберт Петрович Эйдеман . Многое о работе планерной школы в 30-х годах мне довелось узнать от ее бывшего начальника В.М. Титова . Я встречалась с Владимиром Михайловичем в 1989 г. у него дома в Жуковском. Несмотря на преклонный возраст, он еще работал в ЦАГИ и порадовал меня прекрасной памятью, собранностью и человеческим обаянием. В.М. Титов с удовольствием рассказывал о Московской планерной школе, хотя к тому времени прошло 56 лет, как она перестала существовать, вспоминал, что выполняя обязанности начальника школы, сразу обратил внимание на курсанта Королева, выделявшегося своей деловитостью и активностью. Он не устраивал "перекуров", использовал каждую минуту для изучения планера, на котором летал, отличался хорошей памятью, задавал многочисленные вопросы преподавателям и инструкторам, хотел в совершенстве постичь искусство полета и не оставлял мечты о создании планера своей конструкции.

Замечание читателя

2016-08-16 14:15:26 Борис swabork@yandex.ru 

Чисто семейные истории. Благодаря интересной внешности и твердости характера Сергей Павлович пользовался успехом у красивых женщин, но сам не часто отвечал им взаимностью.У него осталось, по крайней мере два сына - Юрий и Борис. О первом, Юрии, есть упоминания в СМИ и на ТВ - встреча одноклассников в честь 10-и или 20-летия окончания школы (№2?) в центре Москвы. Был также у С.П. брат Василий, который во время ВОВ приехал в Москву, жил на окарине и некоторым образом был связан с Борисом. Василий - весьма посредственная личность- Васятка в народе, но у него, Васятки, некоторое время жил знаменитый Николай Озеров.

Ссылки:
1. Летная станция в Красково
2. Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1977)
3. Всесоюзная конференция, посвященная 40-летию советского планеризма 1963
4. КОРОЛЕВ С.П.: ВЗЛЕТ НАЧИНАЛСЯ С ПЛАНЕРИЗМА
5. Дубак Ф.М.
6. Титов Владимир Михайлович
7. Летная станция в Горках
8. Королев С.П.: мечта о космосе, встреча с Циолковским
9. V Всесоюзные планерные состязания
10. Королев С.П.: учеба в МВТУ и занятия планеризмом
11. Арцеулов Константин Константинович (1891-1980)
12. Винцентини М.Н. приезжает в Москву на каникулы 1927 г
13. Степанченок Василий Андреевич
14. ГИРД: организация и структура 1931
15. Фадеев Н.Н.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»