|
|||
|
Королев С.П. возглавлял четвертую бригаду ГИРД
Источник: Королева Н.С., 2002 Помимо того что являлся начальником ГИРД и председателем техсовета, еще возглавлял четвертую бригаду. Она была создана по его инициативе для практического осуществления полета человека на реактивном самолете, в качестве первого шага, и для последующего вылета за пределы атмосферы. В начале осени 1932 г. отец, вследствие большой загруженности по руководству ГИРД, отказался от обязанностей начальника четвертой бригады. Вместо него был назначен Н.А. Железников , а после ухода его из ГИРД весной 1933 г. - А.В. Чесалов , впоследствии известный специалист по испытаниям самолетов. Однако отец постоянно проявлял живейший интерес к работе своей бригады и являлся ее идейным руководителем. Самым молодым членом этой бригады была Валя Иванова - веселая, жизнерадостная девушка, которой Е.М. Матысик дал прозвище "огонек". В бригаде она выполняла чертежную и расчетную работу, а когда было нужно, принимала активное участие во всех монтажных и испытательных штурмах и авралах. Небольшому коллективу бригады предстояло сделать первые шаги в решении сложнейшей технической проблемы. Конкретных задач было две: создание реактивного самолета ( ракетоплана ) с реактивным двигателем и теоретическое исследование возможностей применения реактивных двигателей на самолетах для достижения максимальных высот и скоростей полета. Предстояло решить вопрос о типе двигателя. В 1932 г. возможности выбора были весьма ограничены. 7 октября 1931 г. отец вместе с Б.И. Черановским присутствовал на проводившихся Ф.А. Цандером огневых испытаниях реактивного двигателя ОР-1 . Этот свой первый двигатель Ф.А. Цандер построил в 1930 г. Он работал на бензине и воздухе, создавая тягу менее 5 кг. В дальнейшем решили, что более подходящим является двигатель ОР-2 на бензине и жидком кислороде тягой 50 кг. Разработку его поручили первой бригаде. Эта же бригада должна была разработать системы питания и управления двигателем на самолете. Необходимо было также выбрать тип самолета и место расположения на нем двигателя. Двухмоторные самолеты исключались из-за трудностей, связанных с управлением ими в случае отказа одного из двигателей. Когда-то отец мечтал приспособить под ракетоплан свой самолет "СК-4" ( дипломный проект ). Однако в таком самолете реактивный двигатель нужно было располагать в хвосте, а это приводило к смещению назад центра тяжести, утяжеляло хвост. В связи с этим приняли решение об установке двигателя Ф.А. Цандера ОР-2 на бесхвостом летательном аппарате, поскольку в этом случае изменение центровки оказывалось минимальным. Вначале был выбран планер Б.И. Черановского "БИЧ-8". 5 октября 1931 г. на московском аэродроме Осоавиахима отец познакомил Ф.А. Цандера с конструкцией и особенностями полета этого планера. Отец выполнил на нем 12 полетов и в своем отзыве от 30 октября 1931 г. написал, что планер "при всех возможных режимах не имеет тенденции к потере устойчивости". Вместе с тем он отметил, что "во время последнего полета появились небольшие покачивания машины, похожие на вибрации. Вероятно, причина этого явления кроется просто в дряхлости машины и, надо сказать, в довольно неважном ее состоянии. Последнее обстоятельство и заставило отказаться от дальнейших полетов на этом весьма интересном планере". Подробное описание и оценку этого планера отец 250 дал в статье "Экспериментальный планер БИЧ-8", опубликованной в журнале "Самолет" * 11-12 за 1931 г. После прекращения полетов на "БИЧ-8" было решено создать бесхвостый планер "БИЧ-11"- одноместный деревянный с треугольной формой крыла - "летающее крыло". С двигателем ОР-2 "БИЧ-11" получил название " РП-1 " (ракетный планер-1). Отец стремился к тому, чтобы как можно быстрее осуществить проект и торопил Ф.А. Цандера с разработкой двигателя. Ф.А. Цандер же не был уверен в надежности своего детища и хотел испытать его сначала на велосипеде, мотоцикле и автомобиле и только после этого на планере. Б.И. Черановский опасался за прочность нового планера после его доработки для установки двигателя. Так что до создания ракетоплана было еще далеко. Требовалось провести летные испытания "БИЧ-11" как планера, проверить его устойчивость и управляемость и только после этого приступить к установке на нем реактивного двигателя. Облет планера "БИЧ-11" проводился вначале на аэродроме Московской школы летчиков у станции Планерная Октябрьской железной дороги, затем у станции Трикотажная. Пилотировал в большинстве случаев отец. Старт машины осуществлялся с помощью амортизатора и вся четвертая бригада выполняла обязанности стартовой команды. Испытания подтвердили хорошие летные качества планера в безмоторном полете, о чем говорилось в послеполетных отчетах. Первый из них - "Донесение летчика комиссии по испытанию самолета РП-1" - датирован 22 февраля 1932 г. Двигатель ОР-2 еще не был готов и отец проводил вначале летные испытания "БИЧ-11" с поршневым мотором. 8 июня 1932 г. в "Донесении * 4" написано: "Условия полета с подобным мотором считаю весьма трудными". Необходим хороший, надежный двигатель, над созданием которого работает первая бригада. В четвертой бригаде разрабатываются чертежи для его установки. Объем намеченных работ велик и несоизмерим с числом исполнителей. Для его выполнения необходимы конструкторское бюро и мастерские с множеством сотрудников. Однако сила молодости и состоит в том, что ей ничего не страшно, все кажется несложным и выполнимым. Все работали с огромным энтузиазмом, рассматривая создание ракетоплана как первый этап уже близких межпланетных полетов. Ссылки:
|