Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ГИРД: организация и структура 1931

Источник: Королева Н.С., 2002

В начале 30-х годов идея межпланетных полетов уже полностью завладела отцом. Мария Николаевна вспоминала, как осенью 1931 г. он пришел домой с тремя товарищами и сказал, что обедать не будет, так как у них серьезное дело. Они закрылись в его комнате и сидели там часа четыре. Мария Николаевна наконец не выдержала, принесла им чай и еду. Тогда она и познакомилась с пришедшими. Это были Ф.А. Цандер , М.К. Тихонравов и Ю.А. Победоносцев . Наибольшее впечатление на бабушку произвел Ф.А. Цандер. Он был старше всех, имел небольшую бородку, назвал кроме имени свое отчество и, здороваясь, поцеловал ей руку. Мужчины обсуждали вопрос об организации ГИРД . Решили, что начальником ее станет Ф.А. Цандер , а председателем технического совета С.П Королев .

Наметили и структуру ГИРД: четыре бригады, каждая из которых должна решать свои конкретные задачи. Наиболее трудным оказался вопрос: как проверить теорию на практике, где изготавливать первые ракеты и проводить их летные испытания. Каждое предприятие страны было в то время предельно загружено и заказ на опытные работы никто выполнять не брался. Значит, требовалась собственная производственная и экспериментальная база. Следовало определиться и с помещением. После долгих поисков решили, что наиболее подходящим является подвал четырехэтажного дома на углу Садово-Спасской улицы и Орликова переулка, в котором в конце двадцатых годов находилось конструкторское отделение планерной школы . 6 апреля 1932 г. Осоавиахим арендовал это помещение для своей новой организации. Требовались кадры энтузиастов, преданных делу, готовых работать день и ночь не за вознаграждение, а во имя идеи, и, конечно, соответствующее оборудование. Работа закипела. Отец приходил домой только к ночи, потому что днем работал в ЦАГИ , а вечерами решал в ГИРД множество технических, производственных и административных задач. В один из апрельских дней 1932 г. он предложил своим товарищам начать подготовку будущей производственной базы ГИРД. В тот вечер на углу Садово-Спасской улицы и Орликова переулка собралась довольно большая группа людей. Кроме отца там были Ю.А. Победоносцев , М.К. Тихонравов , Е.С. Щетинков , Е.М. Матысик , O.K. Паровина , Н.И. Шульгина , З.И. Круглова , В.П. Авдонин , Е.И. Снегирева , В.В. Горбунов и другие. Открыв фанерную дверь, по темной крутой лестнице, ощупью, спустились в глубокий холодный подвал и сразу окунулись в тяжелую, влажную атмосферу. Помещение находилось в плачевном состоянии. Полы - земляные, стены, покрытые плесенью, источали сырость. Электричества не было. В проходе громоздилась тяжелая, грязная, мокрая оболочка аэростата, которую общими усилиями с большим трудом вытащили наверх и погрузили на машину. Только через 5-6 дней подвал очистили от хлама и грязи. Гирдовцы проводили освещение, устанавливали перегородки для разделения служб и конструкторских бригад, настилали в "кабинетах" полы, ставили печи- голландки. Но даже в летнее время, проработав несколько часов днем в подвале, гирдовцам приходилось выходить наверх и отогреваться под лучами солнца. И все-таки первый шаг был сделан: подготовлено помещение площадью 650 кв. м под производственную базу. Настало время разворачивать опытное производство. Требовалось добыть и установить станки, верстаки, другое оборудование, получить инструменты, материалы. Вскоре механическую мастерскую удалось оснастить строгальным и шестью токарными станками, большинство которых списали с баланса других предприятий. Для пуска станков требовалось подвести промышленный электроток в жилой дом. Но и этот вопрос удалось быстро решить - станки заработали. Небольшой производственный коллектив, не имея достаточного оборудования, инструментов и условий для работы, стал создавать сложные детали и изделия за счет смекалки и виртуозности исполнителей. Ведущие конструкторы и начальники бригад ГИРД работали в тесной связи с производственниками и многие удачные конструктивные решения рождались именно в результате такого содружества. Теперь гирдовцы после окончания основной работы шли не домой, а в "свой" подвал, для всех уже ставший родным. Он постепенно становился главным рабочим местом, где каждый стремился быть полезным в новом деле.  

Сбывалась мечта отца: он работал на предприятии, назначением которого было осуществление ракетного полета. Если ЦГИРД несла в основном организационные и просветительские функции, то ГИРД предназначалась для проведения экспериментальных работ по созданию ракет и двигателей. Руководство научно-технической проблематикой осуществлял технический совет ГИРД . Председателем его был отец, членами - Н.И. Ефремов , Н.А. Железников , Л.К. Корнеев , Ю.А. Победоносцев , М.К. Тихонравов , Ф.А. Цандер , А.В. Чесалов и Е.С. Щетинков . Такая форма работы себя оправдала и оказалась плодотворной. Этот же принцип позднее стал основой руководства ракетно-космическими разработками - тогда эффективно работал Совет Главных . Конструкторских бригад, как и планировали, сформировали четыре.

Первую бригаду возглавлял Ф.А. Цандер . Вместе с ним работали: старший инженер Л.К. Корнеев, инженеры А.И. Грязнов, Л.С. Душкин, А.И. Подлипаев, А.И. Полярный и А.В. Саликов, конструкторы Н.М. Вевер, Л.Н. Колбасина, Е.К. Мошкин и С.С. Смирнов. В первой бригаде разрабатывалось несколько тем: "01" - ракетный двигатель ОР-1 (опытный реактивный); "02" - ракетный двигатель ОР-2 и "10" - ракета, использующая собственые элементы в качестве топлива .

Второй бригадой руководил М.К. Тихонравов . В ее состав входили: старший инженер Н.И. Ефремов, инженеры Я.А. Голышев, B.C. Зуев и 241 Ф.Л. Якайтис, конструкторы В.А. Андреев, В.Н. Галковский, З.И. Круглова, O.K. Паровина и Н.И. Шульгина, а также чертежница Е.И. Снегирева (Андреева). Во второй бригаде разрабатывались темы: "03" - двигатель РДА-1 с насосной подачей компонентов для ракетоплана РП-2 , "05" - ракета под двигатель на азотной кислоте и керосине ОРМ-50 (опытный ракетный мотор-50) конструкции ГДЛ, "07" - ракета с двигателем на жидком кислороде и керосине и "09" - ракета с использованием топлива смешанного агрегатного состояния (жидкий кислород + сгущенный бензин). Обе бригады занимались разработкой ракет и ракетных двигателей.

Третью бригаду - прямоточных воздушно-реактивных двигателей и газодинамических испытательных установок - возглавлял Ю.А. Победоносцев . В этой бригаде работали: старший инженер М.С. Кисенко, инженеры Г.И. Иванов, В.Е. Лисичкин и В.А. Тимофеев, конструкторы Л.Э. Брюккер, И.А. Меркулов и О.С. Оганесов, механики Н.Н. Краснухин и А.Б. Рязанкин. Бригада работала над созданием аэродинамической трубы со скоростями потока, превышающими скорость звука (тема "04") и разрабатывала снаряд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (тема "08").

Руководителем четвертой бригады - ракетопланов и крылатых ракет - был С.П. Королев . В эту бригаду входили: старший инженер Е.С. Щетинков, инженеры Н.А. Железников, С.А. Пивоваров и А.В. Чесалов, конструкторы В.В. Горбунов и Г.Н. Федотов, механики A.M. Дурнов и Б.А. Пивоваров, чертежница В.В. Иванова (Александрова). В бригаде разрабатывалась тема "06" - проектирование ракетоплана РП-1 под двигатель Ф.А. Цандера ОР-2 , велись работы над ракетопланом РП-2 и беспилотной крылатой ракетой.

Важную роль во всех работах играли механики, осуществлявшие монтаж объектов и их испытания. Это требовало высокой квалификации, творческого отношения к делу и широкого технического кругозора. Неудивительно, что механики ГИРД были не простыми исполнителями, а такими же специалистами, как конструкторы и инженеры. Неписаным законом коллектива гирдовцев были взаимная помощь и бескорыстие. Помогали смекалка, умение найти нестандартный выход из трудного положения. Так, для одновременного снятия показаний приборов на пульте управления аэродинамической трубой решили эти приборы фотографировать. Пришлось применить фотовспышку, но ее частое многократное включение создавало невероятный чад. Возникла идея заменить вспышку дуговыми лампами, однако средств на их покупку в ГИРД не было. Тогда собрали деньги между собой и с большим трудом, но все же уговорили администрацию одного из московских кинотеатров продать несколько дуговых ламп. И этот случай не был единичным. Каждая бригада имела свое помещение со столами, стульями, чертежными досками. Дневного света не было, поскольку небольшие подвальные окна были обшиты снаружи листовым железом, а изнутри фанерой и закрашены краской. Инструментов, кальки, бумаги не хватало, приходилось приносить из дома. Когда для пайки некоторых соединений двигателя потребовалось серебро, то, не сговариваясь, многие принесли - кто чайную ложку, кто стопку или другие предметы домашнего обихода. Было тесновато, холодновато, но люди не унывали - они горели желанием работать. Кроме конструкторских бригад в подвале ГИРД размещались испытательные стенды, слесарно-медницкий цех и наковальня, участки сборки ракет. Имелись комнаты общественных организаций, инженерно-технических работников, работающих по совместительству, техническая библиотека, 243 кабинет начальника Группы, комната секретаря, буфет, в котором гирдовцы наскоро завтракали и ужинали стаканом молока или сметаны. Летом 1932 г. появилась финансовая часть.

Раньше всего началась работа в конструкторских бригадах. Добровольно, на общественных началах, не получая денег за труд, гирдовцы задерживались иногда до полуночи, готовя рабочие чертежи изделий новой тогда ракетной техники. Не зря они сами в шутку расшифровывали название ГИРД как "Группа инженеров, работающих даром".

Ссылки:
1. ГИРД (ГРУППА ИЗУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ (1931-1933)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»