|
|||
|
Увольнение Классона и др. из "Электрической силы, переезд в Москву
Из-за начавшегося в 1903-м стачечного движения в Баку, как и по всей России, властям, по-видимому, было уже не до тонкого регулирования налогообложения нефтяной отрасли. Затушить бы политический пожар! Да и в 1906-м самому Р.Э. Классону уже было не до попудной платы: он со своими соратниками был вынужден уволиться, поскольку они отказались рассчитать на электростанциях наиболее одиозных участников стачек (см. ниже). Забавно здесь (в вопросе о попудной плате) то, что Роберт Эдуардович сам не смог или не захотел разбираться в существе вопроса и поручил сделать это своему подчиненному, инженеру АО "Электрическая сила" Э.А. Ленеру . Это подтверждает запись в Бакинском дневнике от 30 декабря 1900 года: "Ездил с Ивановым (от "Апшерона") на Биби-Эйбат. Он много говорил о влиянии попудной платы на абонентов и доказывал, что у нас Биби-Эйбат пойдет плохо именно из-за этой дурацкой попудной платы. Вопрос этот очень сложный, и, кажется, в нем почти еще никто не разобрался. Попрошу Ленера составить об этом доклад Правлению, он больше моего с этим знаком". По тем же причинам (стачечное движение) затормозилась было реализация масштабного проекта увеличения мощности Бакинских электростанций с установкой уже паровых турбин (а не паровых машин, как раньше) и повышения напряжения передачи энергии от станции "Белый город" с 6000 вольт до 20000 вольт. Все же в 1904-м, как упоминалось выше, два турбогенератора по 4 мегаватта были установлены на этой станции, а линия переведена на более высокое напряжение. В конце 1905 - начале 1906 годов отношения между наемными менеджерами и "иностранным капиталом" достигли, из-за стачечного движения, наибольшей остроты. Р.Э. Классон так вспоминал об этом: "К нам со стороны Правления было предъявлено требование обратиться к помощи военных властей, указав им зачинщиков. Это было несовместимо с нашими взглядами. Мы отказались, и дело кончилось тем, что Р.Э. Классона , В.В. Старкова , А.Б. Красина , А.В. Винтера и целый ряд других служащих уволили и поставили на наши места иностранных инженеров. Положение еще более осложнилось тем, что иностранцы совершенно не могли ориентироваться в атмосфере всеобщего брожения (это было уже начало 1906 г.). У них произошли острые конфликты с рабочими, в результате которых они уехали, и станция осталась совершенно без всякой администрации. Рабочие и монтеры разбрелись по городу, никто не заботился о том, куда идет ток, и получился хаос. Тогда Правление вновь призвало нас и просило продолжать дело хотя бы еще несколько месяцев, пока оно не придет в порядок. Мы с В.В. Старковым составили воззвание ко всему персоналу о том, что мы возвращаемся и просим их всех вернуться вновь к работе. Персонал немедленно водворился на места, и работа потекла нормальным ходом. Но все-таки отношения с Правлением были испорчены, и надо было думать о том, чтобы, так или иначе, ликвидировать [свое] пребывание в Баку. Прошло еще несколько месяцев, и мы постепенно передавали административные функции вновь назначенным лицам, а затем мы все уехали из Баку и устроились в Москве, причем В.В. Старков устроился на Трамвайной станции помощником директора и несколько лет работал на Трамвае" (из "Воспоминаний о В.В. Старкове"). Н.И. Языков позже набросал сюжет "исхода инженеров из Баку в Первопрестольную": "Под осень 1906-го приехал в Баку Брюниг и стал приглашать Р.Э. обратно в Москву, обещая ему массу интересной работы. Р.Э. по некоторым причинам очень быстро согласился и вернулся в Москву. В декабре он вызвал в Москву меня, и я очутился опять с ним" (Памяти Р.Э. Классона. МОГЭС, 1926). В 1909-м на V Всероссийском электротехническом съезде Р.Э. Классон в своем заключительном слове в прениях по его сообщению "О передаче энергии на Бакинских нефтяных промыслах напряжением в 6000 и 20000 вольт" подвел итоги этого проекта (и был уже не так оптимистичен, как в 1904-м на III съезде): "Коммерческого успеха это предприятие не имело. В течение восьми лет получался один дефицит. Объясняется это следующим: затрачен был капитал в 1000000 рублей только на жилые и служебные дома, построены были две станции вместо одной и [трансформаторная] подстанция. Необходимо было строить жилые дома, всевозможные службы, как-то: кухни, бани, конюшни и т.п. Хозяйство на промыслах велось самым хищническим образом. С паром [(получаемым непосредственно от паровых машин на промыслах)], вопреки предположениям, конкурировать оказалось трудно. Тарифы не могли быть значительно понижены, так как само производство энергии обходилось весьма дорого, в особенности в период 1905 г., когда выступил на сцену рабочий вопрос. Производительность труда упала почти до нуля. Забастовки подрывали доверие к централизации энергии. К станции было присоединено около 250 двигателей, которые во время забастовки все стояли, а это подрывало доверие абонентов к предприятию. Двигатели первоначально заказывались только в 30 л.с., и только постепенно ввели двигатели в 80 л.с., которые все же работали с кратковременными перегрузками в 2 раза. Для ремонта двигателей содержалась специальная мастерская. Предприятие могло бы быть жизненным, если бы двигателей было не менее 300. Нормальная нагрузка станции составляла 30% общей мощности двигателей". Проект оказался не очень удачным, во-первых, из-за не урегулированной властями схемы взимания попудной платы за добытую нефть и, во-вторых, из-за противостояния между царскими властями и пролетариатом и политическими партиями между собой. Кстати "Электрическая сила" после пуска двух станций отпускала электроэнергию для силовой нагрузки по базовому тарифу 4 коп. за киловатт-час, с поправкой на цену нефти. Между прочим, участниками V съезда были такие, уже знакомые нам персонажи как Астраханский городской электротехник И.И. Зайковский (впоследствии перебравшийся, по-видимому, к Р.Э. Классону в Москву) и старый друг Роберта Эдуардовича Я.П. Коробко , на тот момент начальник Конотопских мастерских. Ссылки:
|