Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон: Политико-экономическая информация о важности местного топлива

В августе Р.Э. Классон направил властям нечто вроде политико-экономической лекции о важности местного топлива и тем самым попытался в очередной раз убедить власти не трогать Гидроторф (эффект, похоже, был примерно такой же как "метание бисера перед свиньями"):

"Торф до войны являлся самым дешевым топливом Центрального района. Нет сомнения, что когда будут изжиты все затруднения, которые встречаются сейчас в топливной промышленности, торф опять станет наиболее дешевым топливом, и нынешнее состояние торфяного дела, при котором торф все еще сравнительно дорог, не может быть рассматриваемо иначе как переходный период. Целый ряд обстоятельств в настоящее время удорожает стоимость добытого торфа и затрудняет ему конкуренцию с дровами. В первую очередь надо упомянуть о тяжелом обложении заработной платы, которое для торфяной промышленности в этом году составило в среднем около 22%, на все виды заработной платы. Заготовка дров, являющаяся так же сезонным предприятием, аналогичным торфяному, от этого крупного накладного расхода освобождена. Стоимость торфа слагается главным образом из стоимости заработной платы, и тут приходится различать две стороны, а именно заработную плату торфяников и торфяниц, то есть чисто чернорабочую силу и, во-вторых, заработную плату квалифицированного персонала. Торфяники получают в настоящее время сравнительно нормальную плату, близко подходящую к довоенной. Наоборот, торфяницы получают плату, значительно превышающую довоенную и очень тяжело ложащуюся на стоимость пуда торфа.

Квалифицированный же персонал, от которого зависит очень многое (мотористы, электрики, водопроводчики, слесаря и прочие) оплачивается слишком низко и мало заинтересован в производительном труде торфяников. Очень часто их заработок не стоит в прямой зависимости от размера добычи, и кроме того огульно равномерная оплата квалифицированных рабочих, независимо от их личных качеств и способностей, действует принижающим образом и нивелирует работу этого персонала не по высшей, а по низшей категории. Раз моторист все равно получает определенное жалованье, будет ли он хорошо или плохо работать, пропадает стимул к интенсивной работе, а это в чрезвычайной степени отражается на общей производительности торфоразработок. Чрезвычайно большое значение в смысле непроизводительного увеличения стоимости торфа играет несвоевременность и запаздывание получаемых кредитов. Деньги зачастую выдаются только перед началом сезона. В частности, Гидроторф за три года своего существования ни разу не получал денег раньше января- февраля месяца, когда все сроки для изготовления машин, для подготовки болот и прочего были пропущены. Приходилось весной, не жалея денег и труда, работать с обилием сверхурочных часов, и все же к сроку никогда не успевали приготовить машины и поля. И это чрезвычайно удорожало стоимость торфа. Требование Биржи труда ставить на должности квалифицированных рабочих посылаемых ею совершенно непригодных кандидатов, совершенно не знакомых с машинами, заставляли Гидроторф уже три года подряд терять первую половину сезона, пока эти невежественные люди научатся обращению с машиной. Тем не менее, при всех перечисленных неблагоприятных условиях и целом ряде других неблагоприятных факторов все же торф сейчас выдерживает конкуренцию как с углем, так и с нефтью. Стоимость торфа будет понижаться с каждым годом, и в частности мы ждем значительного понижения стоимости гидроторфа в 1925 году в силу целого ряда технических улучшений. Конкурировать с углем, цена которого по политическим соображениям в настоящее время резко понижена, конечно трудно. Но эти соображения, имеющие в настоящее время место, могут отпасть через год или два, и тогда все роды топлива вступят между собой в конкуренцию уже в чистом виде, то есть без осложняющих политических мотивов. К тому времени торф еще понизится в цене, тогда как нет оснований ждать понижения стоимости угля. Напротив, необходимость произвести целый ряд капитальных затрат на шахтах, которые теперь из года в год откладываются, скажется по всей вероятности в известном повышении цены на уголь. Но, помимо всех этих соображений о сравнительной стоимости, уголь, а в особенности нефть, являются или по крайней мере могут явиться экспортными товарами. Тогда как торф, как чисто местное топливо, должен удовлетворять потребностям Центрального района и, что самое важное, охранить этот район от дальнейшего лесоистребления . Ведь каждая десятина выработанного торфяного болота в среднем заменяет 30 десятин вырубленного леса. Принимая во внимание все эти соображения целесообразно не сокращать торфодобывание, а наоборот всячески развивать таковое, так как, естественно, при большом производстве все накладные расходы менее тяжело ложатся на пуд добытого торфа. Сейчас промышленность находится в состоянии сильной депрессии и поэтому еще является возможность выбирать между различными родами топлива. При росте промышленности вновь должно наступить положение аналогичное довоенному, при котором все роды топлива вместе взятые не могли удовлетворить потребностям рынка и все время страна испытывала топливный голод".

Ссылки:
1. ГИДРОТОРФ 1923-1925

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»