|
|||
|
Классон Р.Э.: реконструкция электростанции на Раушской набережной
Вспоминает ученик Классона Виктор Дмитриевич Кирпичников : "По первоначальному проекту 1897 года предположено было установить в старом машинном здании 12 паровых машин тройного расширения с конденсацией, общей мощностью 12000 лошад. сил. Для дальнейшего увеличения мощности проектирована была постройка второго машинного здания перпендикулярно к первому, для постановки в нем машин еще на 10 000 сил. Уже в 1903 году развитие предприятия заставило думать об увеличении мощности станции выше этого предела. К этому времени техника создала новый тип паровых двигателей, быстро завоевавших рынок, - паровую турбину . Ее компактность, дешевизна, удобство соединения с электрическими машинами, высокое число оборотов и, наконец, экономичность работы открыли ей широкую дорогу на большие электрические станции. Взамен двух последних паровых машин по 1200 лош. сил в 1904 и 1906 году установлены были на том же месте в старом машинном здании две турбины по 3000 сил системы "Броун Бовери-Парсонс". Подобное изменение проекта 1897 г. дало возможность увеличить мощность старого здания до 15 500 сил. Прежде чем приступить к дальнейшему расширению, переработан был, в связи с применением турбин, проект расширения станции. Согласно новому проекту в 1907 году увеличено было в продольном направлении (в сторону Москворецкого моста, вдоль Раушской наб.) старое машинное здание и вдоль его построена новая котельная. Еще в том же 1907 году была установлена в новом машинном здании первая турбина системы "Целли" в 3 000 сил. В течение четырех лет новое машинное здание было заполнено постановкой еще трех турбин по 4500 сил, и станция достигла возможной максимальной мощности 32000 сил. В 1910 году усиленный рост предприятия еще раз поставил вопрос о необходимости дальнейшего и крупного увеличения мощности машин. Недостаток места и уже устаревшее оборудование старого машинного здания и старой котельной дали мысль заменить это оборудование новым. На месте десяти паровых машин, работавших насыщенным паром и производивших в сумме 9600 сил, по новому проекту 1910 года решено было установить 7 паровых турбин общей мощность 60000 сил. Шесть из этих турбин уже установлены, седьмая, в 15000 сил, будет установлена в 1914 году. Мощность станции, несмотря на продажу всех паровых машин, достигнет, таким образом, 82500 лош. сил или 55000 KW. Дальнейшее увеличение мощности двигателей может быть получено только едва ли выгодной заменой малых турбин мощности 2000 -3000 KW большими. Это последнее переустройство могло бы увеличить мощность станции до 80 000 KW, что и является высшим пределом мощности данной установки при современном уровне техники. Нужно оговориться, что это переустройство, вероятно, не будет иметь места. Вместо этого О-ву 1886 года придется в ближайшем будущем строить вторую станцию" (Развитие Московской центральной электрической станции О-ва 1886 года. "Электричество", 1914, *3-4). фото (класс) O-1886-02 Графики нагрузки Раушской станции (из альбома "Общества 1886 г.") Итак, в феврале 1907-го началось строительство нового машинного здания и котельной, а в ноябре оборудование уже было пущено. В.Д. Кирпичников вспоминал в 1926-м: "Во время постройки электрических станций Роберт Эдуардович всегда непосредственно руководил работами, отдавая постройке все время с утра до поздней ночи, занимаясь одновременно и проектированием, и заказами оборудования. Он лично вникал во все мелочи постройки и монтажа, всячески стремился механизировать строительные работы, снабдить их с самого начала электрической энергией, электрическим освещением, хорошими транспортными средствами и прочим. Что особенно поражает во всех постройках Р.Э. - это тот быстрый темп, с которым он строил свои станции и электрические сети. Р.Э. совершенно не выносил медленного темпа, даже тогда, когда этого как будто бы требовала экономика. И в результате он был прав, так как те небольшие переплаты на ускорение работ сторицей возвращались из-за сокращения строительного периода и более раннего приступа к эксплуатации" (Памяти Р.Э. Классона. МОГЭС, 1926). Работы 1907-го стали началом коренной реконструкции станции, которая продолжилась в 1911-15 годах. Установка в прежней котельной, вместо старых, новых мощных вертикальных котлов потребовала построить новое здание, немного большее по ширине и длине, но вдвое более высокое. Это строительство велось без нарушения нормальной эксплуатации станции. В 1911-м построили и перекрыли новое здание вокруг и над старым. Затем разобрали старое здание, сняли котлы левой половины котельной, на их месте установили и ввели в работу половину новых котлов. И, наконец, в правой половине котельной старые котлы тоже заменили на новые. И. Соловьев (оказывается, тоже работавший стенографистом с 1907-го по 1918-й), вспоминал: "Однажды, дожидаясь Р.Э., проф. Рамзин сказал мне: "Удивительный у вас кудесник Роберт Эдуардович, он строит кожух над старой котельной, не останавливая работу котлов". Как известно, Р.Э. старую котельную заключил в новые расширенные стены, а потом прежние стены разобрал- (Памяти Р.Э. Классона. МОГЭС, 1926). К сожалению, имя и отчество внимательного летописца Соловьева расшифровать пока не удалось. Под эту реконструкцию мастер котельной Иван Вячеславович Николаев выпросил лифт: "В 1909 году Роберт Эдуардович пришел в котельную, тогда еще старую, и, сказал мне: "Ну, батенька, чертежи новой котельной все готовы. Вы еще раз просмотрите их хорошенько и, если найдете, что Вам еще нужно, то говорите сейчас, пока заказы не сданы. Если же Вы придете, когда заказы уже уйдут, то вот Вам". И показал мне свой внушительный кулак. Я ответил, что чертежи просматривал несколько раз, и, как будто бы, дополнить их нечем. "Но вот у меня есть одна просьба, да боюсь, что Вы мне откажете". "Почему же вы так думаете?" "Потому что это будет дорого стоить". "Говорите". Я попросил его поставить в котельной подъемную машину [(лифт)], указывая на то, что оборудование котельной располагается на трех этажах, и по узким железным лестницам ходить будет весьма трудно. Он вынул счетную линейку, быстро прикинул и сейчас же сказал: "Машина Вам будет". Через несколько дней мне стало известно, что подъемная машина заказана. Так просто и быстро Р.Э. подчас решал сложные вопросы" (Памяти Р.Э. Классона. МОГЭС, 1926). Уточним здесь, что И.В. Николаев под счетной линейкой подразумевал логарифмическую линейку - неотъемлемую принадлежность тогдашнего инженера. В.Д. Кирпичников в своей, уже упоминавшейся фундаментальной статье в "Электричестве" так описывал развитие кабельной сети Раушской станции, превратившейся в мощную и разветвленную Московскую энергосистему : "Принятая система канализации и выбранный тринадцать лет назад вольтаж сохранялись неизменно до 1910 года, и развитие кабельной сети за эти годы было почти всецело количественным. Следуя за потребностями населения в электрической энергии и за стремлением предприятия расширить обслуживаемый район, сеть непрерывно растет, увеличивается число трансформаторных помещений и соединительных кабелей. Вместе с тем все больше и больше теряется ее радиальный характер, сохраняющийся только для кабелей, идущих в далекие окраины, бедное население которых не давало пока почвы для заполнения промежутков между этими длинными артериями электрической энергии. Таким образом, сеть с 1440 соединительными пунктами и тысячами кабелей, связывающих их, становится похожей на сложнейшую паутину, проникающую во все части города Москвы. Начиная с 1908 года рост сети производится почти всецело за счет распространения ее в фабричных окраинах г. Москвы, отстоящих от центральной станции дальше 4 км. Для передачи больших количеств энергии для фабрик и заводов на такое далекое расстояние наличный тогда вольтаж 2100 в. был слишком неэкономичен, и в 1910 году решено было питать отдельные районы радиусом от 4 до 10 клм. током 6500 в. Для этого построена была во владении Общества подстанция для трансформирования рабочего напряжения сначала 4000, а затем 8000 кв*а. При этом напряжении ток по подземным кабелям поступает в многочисленные трансформаторные помещения, понижающие напряжение до 120 в. Дальнейший быстрый рост нагрузки в фабричных районах дал возможность экономично эксплуатировать самостоятельные генераторы. В настоящее время установлены 3 генератора 6 500 в. по 5000 квт, которые приняли на себя всю нагрузку районов, [питавшихся напряжением] 6500 в. Трансформаторная же подстанция служит лишь резервом для них. Таким образом, уничтожена дорогостоящая в эксплуатации первичная трансформация тока, и станция разделена на две несвязанные (электрически) в обычное время части. Еще одним изменением сети, о котором необходимо упомянуть, явилось разделение ее на районы в 1909 году. В настоящее время имеется 6 районов (2 - 6500 в. и 4 - 2100 в.), разделенных друг от друга как высоким, так и низким напряжением и связанных только распределительным устройством станции. Подобная система имеет большие преимущества в смысле простоты обслуживания и позволяет быстро находить и локализовать повреждения. В 1913 году это деление проведено и на станции, которая разделена на три самостоятельных единицы, находящихся в одном здании и соединяющихся между собой только в часы малой нагрузки. Только что описанное разделение кабельной сети, отражая в прошлом рост предприятия, является залогом жизнеспособности его в будущем. Вполне развитая современная кабельная сеть, кроме выполнения своей служебной роли, становится новым благоприятным фактором для приобретения абонентов. Таким образом, капитал, затраченный на оборудование сети, оставаясь в первое время как бы мертвым, с течением времени все больше и больше приносит процентов, а миллионы килограммов меди, заложенные в землю, являются необходимым и прочным фундаментом для роста предприятия и дальнейшего увеличения его доходности". Отметим здесь, что "миллионы килограммов меди, заложенные в землю", вовсе не были фигурой речи. В 1912 году протяженность кабелей составляла 1304 километра, вес меди - 2391 тонн, а число трансформаторов - 1624 (с суммарной активной мощностью 33834 киловатт и полной - 42292 киловольт- ампер).
А вот как о реконструкции и, вообще, о значении Раушской станции для Первопрестольной вспоминал позже сам Р.Э. Классон: "Постепенно темп развития становился все быстрее и быстрее и в последние годы перед революцией достиг чрезвычайной интенсивности, когда прирост станции превосходил прирост станций в большинстве европейских городов. К 1912 г. было устроено очень большое уличное освещение лампами накаливания. Первые трамваи тоже получали ток от Центральной станции , и только в 1907 г. была выстроена отдельная трамвайная станция. <...> К началу нынешнего столетия станция была застроена машинами почти полностью, но, в то же время, начался процесс вытеснения паровых машин паровыми турбинами. Вообще Московская станция попала в эпоху головокружительного развития электротехники. То, что ставилось в этом году, через год, через два старело, надо было заменять более новыми машинами и механизмами. Электрические счетчики старели так быстро, что их приходилось заменять новыми зачастую даже раньше, чем все старые были установлены на места. Этот быстрый рост и постоянная замена одних механизмов и машин другими требовали все нового и нового капитала. И характерным для Московской станции (также и для Петроградской) явилось то обстоятельство, что Общество не только затрачивало полностью весь полученный дивиденд на расширение предприятия, но вкладывало все новый и новый капитал, значительно превышающий размеры причитающегося дивиденда. Через десять лет после своего открытия станция была признана устаревшей, и решено было заменить паровые машины паровыми турбинами. К этому времени станция успела освободиться от опеки иностранной техники, персонал ее почти целиком состоял из русских инженеров. И когда началась постройка, сначала новой чисто турбинной станции рядом с прежней, а затем и замена паровых машин большими турбинами, то вся эта большая работа была проделана почти исключительно русскими инженерами и техниками. Когда десять лет тому назад, через пятнадцать лет после своего открытия, Московская станция стала строить подсобное себе предприятие - первую в России районную станцию "Электропередача" , то не только все работы, но и все проекты были исполнены русскими инженерами и персоналом Московской станции, совершенно без всякого участия иностранцев. В этом заключается одна из крупнейших заслуг Московской станции, она воспитала в течение двадцати пяти последних лет целые кадры русских инженеров и техников. Путем долгого подбора она сформировала образцовый станционный персонал. <...> В истории русской электротехники Московская станция играла исключительно выдающуюся роль. Центральное положение Москвы естественно способствовало тому, что проезжавшие через Москву техники знакомились с Московской станцией, заимствовали от нее не только технические, но и общехозяйственные новинки. Статистика Московской станции была образцовой и послужила прототипом для выработки статистики целого ряда провинциальных станций. Те технические опыты, которые могла делать богатая Московская станция, шли на пользу не только ей, но и всем остальным станциям страны, и к ее образцовой лаборатории прибегали не только московские, но и провинциальные учреждения. Ежегодно десятки студентов высших учебных заведений поступали на летнюю практику на Московскую станцию, и те практиканты, которые попадали на платные должности, проходили суровую школу двух - или трехмесячного курса, в продолжение которого они знакомились последовательно со всеми отделами станции. Они стояли при котлах, при насосах, при машинах, они производили целый ряд обязательных работ. И тот студент, который добросовестно исполнял все программные требования, выходил после этой практики со станции другим человеком. <...> Московская станция особое внимание уделяла подбору персонала. Сотни рабочих проходили через станцию, наиболее способные и добросовестные оставались на станции и уже сроднились с ней на десятки лет. Сейчас Московская станция, празднующая свой 25-летний юбилей, имеет очень много служащих и рабочих, которые работают на ней с самого ее основания, считают предприятие своим родным и не покидали его в худшие, тяжелые времена 1919 года, несмотря на все лишения и на возможность устроиться в других местах выгоднее. Эта тесная связь персонала со станцией является главнейшей причиной мощи и выносливости станции, на ней держится все производство. В том же самом здании, в котором стояли раньше слабосильные машины, теперь стоят мощные турбины, сами по себе занимающие немного места, но все вспомогательные механизмы (трубы, электрические приборы и прочее) расширились до чрезвычайности, и на станции стало тесно. Только старый опытный персонал, знающий все закоулки и каждый гвоздь на станции, мог поддерживать непрерывную работу станции в течение долгого ряда лет" ("Юбилей Московской государственной электрической станции (9 XII 1897 - 9 XII 1922)", ф. 9508 РГАЭ). И. Соловьев приводил такую финансовую основу расширения станции: "В то время предприятие имело сравнительно небольшой основной капитал, и без привлечения новых средств расширить Московскую станцию было невозможно. Под влиянием представленных Робертом Эдуардовичем проектов расширительных работ, с указанием их целесообразности, правление предприятия возбудило ходатайство о выпуске новых акций. Р.Э. будировал общественное мнение Москвы и Петербурга, стараясь привлечь русский капитал (акции "Общества 1886 г." котировались на московской и петербургской биржах). Но русские купцы, привыкшие к сверхприбылям, не пошли в сравнительно малодоходное предприятие, как электростанция, дававшая от трех до шести процентов дохода [годовых]. И невольно пришлось обратиться к иностранным капиталистам. За границей капиталисты не были избалованы сверхприбылями и считали достаточным прибыль в шесть процентов, и, зная опыт и талантливость Р.Э., отпустили необходимые средства на расширение Московской станции с установкой новых котлов и современных [по тем временам] турбогенераторов. Оно пошло усиленным темпом, так как, благодаря экономичности новых турбин и котлов, себестоимость энергии позволяла сильно понизить тариф на нее и тем привлечь новый круг потребителей. Представилась возможность конкурировать с заводскими электростанциями" (Памяти Р.Э. Классона. МОГЭС, 1926). В 1907-м году, на основе Бакинского опыта, наш герой инициировал прокладку трубопровода от нефтяных складов акционерного общества "Ока" в Симоновой слободе на Раушскую набережную. Тем самым удалось избавиться от дорогостоящих перевозок больших объемов топлива по городу. Естественно, что все эти работы велись под удовлетворение постоянно растущего спроса. Станция интенсивно присоединяла к себе новых потребителей. Непрерывно росла осветительная нагрузка. А постепенное проникновение разрастающейся кабельной сети на фабрично-заводские окраины Москвы вело к увеличению не только осветительной, но и двигательной нагрузки. Последнему росту способствовал введенный в 1903-м льготный тариф на электроэнергию, который учитывал значительную продолжительность работы электродвигателей в течение суток. В 1906-м он составлял 10 коп, а в 1912 г. - уже 5 коп. за киловатт-час (и был в несколько раз меньше тарифа за освещение). Один из самых низких тарифов московское отделение "Общества 1886 г." предоставило на какое-то время крупнейшему потребителю, металлическому заводу Гужонов (при большевиках переименованному в завод "Серп и молот" ) - 2 коп., подняв его впоследствии до 3,5 коп. А самый низкий тариф был у ресторанов "Яр", "Стрельна" и других, которые потребляли электроэнергию на спаде вечернего максимума суточного графика нагрузки и в его ночном провале. Самый же высокий был у школ, которые включали освещение как раз в вечерний максимум. КПД Раушской станции и сети летом 1909-го составлял 8,5-9,5%, а средняя себестоимость электроэнергии - 3,15 копейки за киловатт-час. При этом среднее годовое жалование служащего в конце 1900- х находилось в диапазоне 980-1010 руб. (при суммарных расходах на него на уровне 1190-1200 руб.), а рабочего - 720-770 руб. (820-910 руб.). В 1911-м постоянно снижавшаяся плата за присоединение абонентов, чему способствовала все большая разветвленность кабельной сети, была вовсе отменена. Что опять же привело к росту числа абонентов. Стоит отметить, что в начале XXI века российские энергетики добились ввода этой пресловутой платы: мол, не на что развивать распределительные сети. В Москве им удалось вытребовать до 45 тыс. руб. за присоединение 1 киловатта (на низком напряжении), в С.-Петербурге - до 41 тыс. руб.! В 1905-06 гг. около трети энергии Раушской станции потреблял трамвай, собственная, муниципальная станция которого была открыта, как мы уже упоминали, только в 1907-м на Болотной набережной. Рост выработки происходил и за счет закрытия небольших, фабрично-заводских станций. В 1897-1913 гг. к Раушской станции были в итоге присоединены потребители, питавшиеся от 286-ти мелких станций. См Фото Раушская Электростанция Ссылки:
|