|
|||
|
Классон Р.Э. о строительстве первых электростанций по плану ГОЭЛРО
В 1925-м (в каком именно месяце, атрибутировать пока не удалось) Р.Э. Классон обратился со служебной запиской на имя председателя Главэлектро ВСНХ, где обобщал опыт строительства первых электростанций по плану ГОЭЛРО. Записка начиналась таким критичным пассажем: "В 1925/26 году заканчивается постройка первой серии районных электрических станций, и необходимо готовиться к постройке второй серии, использовать для этого опыт первых построек. Подводя итоги истекшим строительствам, приходится признать их деятельность неудовлетворительной и на это не следует закрывать глаза и нет оснований говорить в данном конфиденциальном докладе в тех ликующих тонах, которые приняты в прессе. В общем, можно сказать, что постройка станций обошлась дорого. Значительно дороже, чем она должна была стоить в стране, бедной капиталом, которая в настоящее время должна на внутреннем рынке платить 10% на занятый капитал". Далее автор записки проводил детальный "разбор полетов". Первый печальный сюжет касался уровня оплаты труда в бедной советской России и его "уравниловки": "[В проектах электростанций всегда] очень скромную роль занимают расходы по эксплуатации и оплате персонала. К сожалению, именно в последней области [власти] стараются нагнать особую экономию, чрезвычайно плохо оплачивая персонал, создавая большие кадры как служащих, так и рабочих, одинаково недовольных своим положением, одинаково недовольных существующей оплатой труда, при которой никакие личные заслуги не могут выдвинуть человека и вознаградить его труд, как бы он ни выделялся среди остальных своих сотоварищей по разряду и классу". Второму сюжету собственно и была посвящена записка: "Все построенные станции обошлись очень дорого. Дороговизна эта в значительной степени обусловлена совершенно несвоевременным, затяжным финансированием построек. Все эти затяжки опять-таки делались в видах экономии и достигли диаметрально противоположных результатов: чем больше затягивалось финансирование предприятий, тем больше было перерывов и простоев в постройке и тем дороже, в конечном счете, обошлась постройка. Ясно, что если станция, вместо двух лет, строится пять, а то и шесть, то капитал все время лежит мертвым. И в конце концов станция, если считать особенно проценты на затраченный в течение нескольких лет капитал, обойдется очень дорого". Но большевики, похоже, упоенные грандиозностью планов ГОЭЛРО , не обращали особого внимания на "такие мелочи" как омертвление капитала. Ссылки:
|