Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон Р.Э. на строительстве центральной электростанции в Москве

Р.Э. Классон, оказавшись в 1897-м в Москве, настойчиво добивался порядка в техническом руководстве строительством и эксплуатацией Раушской станции . Он просил А.Г. Бессона :

* своевременно уведомлять его письменно о всех проектах (прилагая их копии) и технических работах, которые должны быть под наблюдением старшего техника;

* делать письменно запросы о возможности присоединения нового абонента к сети;

* копии всех писем за подписями Бессона и Классона немедленно присылать в контору старшего техника на Георгиевской станции;

* убрать с Георгиевской станции шкафы монтеров, ведущих установочные работы, чтобы посторонние не ходили через станцию.

Наш герой отмечал, что его перевели из Петербурга в Москву для участия в сооружении Раушской станции, заведующим которой он был заранее назначен. Оборудование монтировали иностранные инженеры, а его роль состояла в контроле за ними. "Четверть века тому назад на тихой, идиллической тогда Садовнической улице, теперь застроенной громадными безобразными домами, кипела интенсивная работа в строительной конторе "Общества электрического освещения 1886 г." , возводившего нынешнюю Московскую электрическую станцию взамен совершенно устаревшей и не удовлетворяющей больше потребностей старой станции в Георгиевском переулке. Станция была спроектирована соответственно тогдашнему уровню техники на 20 паровых машин по 1000 [лошадиных] сил. Тогда эти машины казались чрезвычайно большими, станцию посещали техники и не техники, все смотрели на большие вертикальные машины и спрашивали: "Неужели 1000 сил?". Теперь на месте некоторых тысячесильных машин стоят паровые турбины по 15000 сил, и каждая занимает то же место, что и прежние тысячесильные паровые машины. Для тогдашнего состояния техники это было последнее слово, и всюду в Европе ставились машины именно такого размера, считавшегося в то время предельным. Работа шла чрезвычайно интенсивно, с утра до поздней ночи строились здания, собирались машины, прокладывались кабели, устанавливались трансформаторные помещения - все одновременно. Строители были совершенно независимы и работали по однажды утвержденной программе, [но] меняя и отступая от нее по мере надобности, не стесняясь в средствах, заказывая и покупая то, что было нужно. Вся постройка велась почти исключительно немецкими инженерами во главе с [ Густавом] Брюнигом . В то время русская электротехника электроэнергетика находилась еще в младенчестве, и она была представлена на постройке только двумя инженерами - строителем-подрядчиком станции, военным инженером Н.В. Смирновым (одним из лучших тогдашних строителей гражданских сооружений) и будущим заведующим станцией, нынешним ее директором, инженером-технологом Р.Э. Классоном. Все остальные инженеры и большинство техников и монтеров были немцами. Русскими техниками были только Н.И. Языков и И.В. Николаев , и ныне работающие на станции. Одних иностранных монтеров насчитывалось человек до 35-ти. В ноябре [1897 г.] работы были настолько закончены, что можно было открыть действие станции и постепенно переводить абонентов со старой станции на новую. Кого не успевали переводить, тем давали бесплатно свечи, и трудный процесс перевода абонентов с одной кабельной сети на другую продолжался всю зиму.

Станция развивалась сначала медленно, так как она работала главным образом для освещения. Освещался, собственно говоря, только центр, главным образом магазины. Только богатые квартиры освещались электричеством. Уличное освещение было только на Тверской. Важность и значение электромоторов тогда еще мало были известны, трехфазные моторы только вступали в свои права и постепенно вытесняли моторы постоянного тока - (из статьи "Юбилей Московской государственной электрической станции (9 XII 1897 - 9 XII 1922)", ф. 9508 РГАЭ).

Материалы применялись при постройке самые качественные. До сих пор в зданиях Раушской электростанции сохранились кирпичи с клеймом "И.П. Воронинъ" (в царское время при их изготовлении к глине для увеличения прочности примешивали куриные яйца). Машинное и частично котельное здание сооружали на свайных фундаментах. Некоторые специалисты опасались, что они могут со временем сгнить, из-за переменного воздействия влаги при высокой воде и высыхания при низкой воде в Москве- реке. Однако один из лучших российских строителей, отвечавший за сооружение зданий, Николай Васильевич Смирнов отверг эти опасения, установив, что в выемке ближе к берегу находится много крепких, отлично сохранившихся бревен, которые в древности служили ряжами деревянной набережной. Одновременно со строительными работами и монтажом оборудования прокладывали кабели. Их решили перекинуть через Москворецкий мост, поскольку станция расположилась в Замоскворечье, а основная масса потребителей находилась в центре города. Правда городская управа согласилась на прокладку кабелей через мост при условии, что они будут уложены под проезжей частью на изоляторах, а ближайшие к ним бревна моста будут обиты асбестом. В октябре 1897-го Р.Э. Классон участвовал в работе комиссии по приемке зданий станции от Н.В. Смирнова. В начале декабря станция была торжественно открыта, на что "Общество 1886 г." ассигновало 6400 руб. Оно пригласило в престижный ресторан "Славянский базар" на Никольской улице 150 важных персон: членов городского самоуправления, судейских и полицейских чинов, директоров и владельцев банков и предприятий. Выходит, за полтора года на пустом месте удалось построить современную по тем временам электростанцию. В советское время таких темпов так и не было достигнуто. И лишь сейчас российские энергетики стали приближаться к ним. Действительно, блок мощностью 450 мегаватт с парогазовой установкой на старой ТЭЦ-27 Мосэнерго (коммуникации на ней уже имелись) был заложен в декабре 2005- го, а сдан в эксплуатацию - в ноябре 2007-го.

Ссылки:

  • Классон Р.Э. в Москве в "Обществе 1886 года"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»