Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон Р.Э. в Баку: пожары на нефтяных промыслах

Выступая в январе 1904-го с докладом "Об уравнении условий конкуренции для пара и электричества на Бакинских нефтяных промыслах" на III Всероссийском электротехническом съезде, Р.Э. Классон отмечал:

"Баку и вообще весь промысловый и заводский район своей интенсивной промышленной жизнью представляет обширный и благодарный рынок для электротехнической промышленности. Ее распространению в сильной степени содействует постоянно угрожающая опасность пожаров, заставляющая принимать целый ряд ограничительных мер при использовании наиболее распространенного ныне парового хозяйства с его котельными зданиями, расположенными в центре промысловых и заводских сооружений. Для последних пожары представляют постоянную опасность". фото (класс) 013-2 фонтанирующая скважина на бакинских промыслах фото (класс) 012-2 пожар на бакинских промыслах Пожары на промыслах и хранилищах нефти постоянно беспокоили энергетиков, заставляли их принимать специальные меры при электрификации этих промыслов. Вот запись в Бакинском дневнике от ноября 1900 года: "Было два пожара на Биби-Эйбате. Взорвало две наливные шкуны, семь человек погибло. А в Черном городе горел керосиновый завод Авакова. Скверно то, что керосиновые цистерны иногда ломаются, как, например, у Авакова. И тогда получается огненная река, которая льется по дороге. Как бы Манташевские цистерны не устроили такого казуса, брандмауэр все еще только на бумаге".

А вот от января 1901 года: "Сегодня два пожара - в Романах и в Белом городе у Каспийско-Черноморского О-ва, где горит громадный амбар на пять миллионов пудов. Амбар будет гореть, верно, дня три". От марта того же года: "Делаем бетонные столбики, для того чтобы устанавливать вдоль кабелей и отмечать положение муфт, которое иначе не на чем нанести, так как вышки передвигаются или сгорают во время пожаров". Ущерб от пожаров в марте 1901-го уже вызвал волнения среди лавочников: "Вчера у Каспийско-Черноморского О-ва в городской конторе разбили стекла. А около завода в Белом городе толпа начала бить "Гухмана", но не успела особенно побить. Сегодня против завода стоят казаки, а у конторы в городе - городовые, разбитые зеркальные стекла заделаны досками. Эту демонстрацию устроили лавочники, пострадавшие во время пожара. Теперь им заявили, что они не получат никакого вознаграждения, и они обиделись. Говорят, будто Губернское Управление привлекало Манташева к ответственности за цистерны. Думаю, что окончится все пустяками, а строительное отделение заработает малость! Опять говорят, что Мирзоев рядом с нами будет строить керосиновый завод. Тогда жизнь в Белом городе будет не из приятных, тем более что Манташев не строит стены вокруг своих амбаров и не думает убирать цистерн. Власти все успокоились, и никакие меры более не принимаются впредь до следующего пожара. Только "Шибаев" возвел очень высокую и хорошую стену вокруг всех своих "посуд", по здешнему выражению. И даже сделал лестницу через стену, а не ворота в стене".

Продолжение "пожарного" сюжета в следующем году - запись от февраля 1902 года: "Большой пожар в Романах. Сгорело 22 вышки, в том числе шесть вышек Каспийско-Черноморского О-ва, которые испортили мне столько крови, и из-за которых мы отчасти опоздали пуском станции. Теперь Фейгль едва ли станет устанавливать [свои] паровые машины". От апреля того же года: "Большой переполох случился из-за пожара у Манташева . Я был по дороге в Балаханы на второй [трансформаторной] башне и летел назад не жалея рессор. Приехал Павел Осипович [Гукасов] , но пожар не оправдал ожиданий и не разрастался. Сгорел амбар со всякой дрянью, в котором было тысяч 20-30 пудов. Так как все это время в Баку находился [ Персидский] Шах , то все власти были на ногах, и на пожар приехало обилие начальства". И от июня: "В Балаханах пожар - горит промысел Каспийско-Черноморского, но там где нет моторов. Одна из горящих вышек упала на наши провода и устроила короткое замыкание - без вреда для эксплуатации".

Энергетикам, естественно, приходилось ломать головы над защитой своих будок с моторами на промыслах (запись от мая 1901 года): "Смотрел как "Нобель" защищает свои моторы от пожара - он делает вокруг них особую будку из волнистого железа или из кровельного железа (это, впрочем, старая конструкция). Будем делать у себя бетонную защиту для моторов с железным каркасом внутри. Это будет лучше и дешевле". И от ноября того же года: "Смотрел будки для моторов, которые строятся на промыслах Каспийско-Черноморского О-ва на 29-м участке. Будки хороши, но немного дороговаты - рублей 300 штука. Следующие можно будет удешевить рублей до 225-ти. Надеюсь, что моторы выдержат с успехом пожар, при этих будках". Наконец, упомянут неплохой результат защиты от пожаров (запись от мая 1902 года): "В пятницу утром был пожар в Романах. Наши моторы уцелели благодаря кирпичным будкам". Но при огромном пожаре, случившемся в июле 1902 года, не помогли и эти будки: "В полчетвертого ночи разбужен звонком с Биби-Эйбата: горит фонтан в буровой N 14 на участке 29 "Бнито" . Судя по обилию дыма и длинным огненным языкам, ясно видно с террасы, пожар серьезный. По приезде на место оказалось, что сгорело лишь две буровых: N 14, продолжавшая гореть до 12 час. дня, и N 13, от которой не осталось следа уже в 5 час. утра. В буровой N 14 со времени сентябрьского пожара производилось бурение 80-сильным мотором ?Сименс и Гальске? с новым (громадным) контроллером. Сегодня в 1 час ночи из скважины вдруг забил газовый фонтан с песком и камнями. На него накинули задвижку, остановили мотор и выключили освещение в этой буровой. К двум часам фонтан начал выбрасывать нефть, а в три - загорелся. Пожар окончился к 12 часам дня. Контроллер в N 14 сгорел совершенно. Мотор также надо будет перематывать. Температура внутри будки (закрытой со всех сторон, кроме дыры для ремня) была настолько высока, что сама будка превратилась в муфельную печь. И не только дерево внутри ее сгорело (колпаки и деревянные ограждения клемм и проводов), но даже и выключатель. Кирпичная стенка будки, обращенная к фонтану, дала трещины до одного вершка шириною. Придется утолщать стенки будок или делать их с воздушным промежутком внутри или, наконец, засыпать землей как пороховые погреба. Бетонные крыши также необходимо сделать менее теплопроводными, насыпав на них 8-10-вершковый слой земли, что мы на Биби-Эйбате давно уже предлагали Каспийско-Черноморскому О-ву. Зато в N 13 моторы вполне уцелели. Даже бумага регистрирующего киловаттметра, установленного в этой буровой, осталась цела. Вывод из этого пожара тот, что хотя мы уже умеем спасать от огня моторы в бурящихся и просто тартающихся буровых, но над ограждением их от огня в фонтанирующих вышках придется еще подумать. А начать фонтанировать может любая буровая во всякое время, чему пример N 14, в которой фонтанов до сегодня никогда не бывало".

Ссылки:

  • Особенности Бакинского колорита (Классон Р.Э. в Баку)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»