Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон Р.Э. в Баку: низкий уровень поставщиков

Низкий уровень технической и деловой культуры на заводах, поставлявших для Бакинских станций детали и оборудование (присылали бракованные детали или неукомплектованное оборудование, затягивали сроки поставок), часто задерживал строительство. Так, три завода - Петербургский металлический, Харьковский паровозный и Фицнера и Гампера - "как будто сговорились" и прислали монтажный инструмент гораздо позже, чем приехали их монтеры! Завод Фицнера и Гампера поставил котел, который дал течь при первом же испытании: бракоделы вставили в сварной шов клинообразную латку, которую затем аккуратно замазали. При работе котла ее обмазка выгорела и латка выпала. Трубы, изготовленные на южнорусских заводах, были в общем-то хорошего качества, но несколько чугунных колен, выполненных в Бакинских мастерских, не выдержали испытания давлением: в них оказались дефекты литья, тщательно зашпаклеванные и закрашенные. О низком уровне технической культуры в Баку можно судить и по такому наблюдению А.Л. Буринова (запись в дневнике от августа 1900 года, когда Р.Э. Классон уехал на кратковременное лечение в Боржом): "Был <...> на промыслах и в мастерских Бакинского нефтяного общества. Везде поразительное техническое невежество. Например, заклепок расходуют, по словам заведующего, до 40 пудов в день и изготовляют их вручную. Эти инженеры даже не знают, что существуют заклепочные машины, работающие раз в 25 дешевле, чем вручную. Клеплют трубы тоже вручную. Бурение для меня вопрос новый, и говорить что-либо в этой области трудно. Но с первого же взгляда поражает, что собственно бурят только 4 часа в сутки, остальные 20 идут на постоянное вынимание и развертывание длинных штанг. Почему же не применяют американского способа с канатом вместо штанги? О том, сколько в котлах испаряет воды один килограмм нефти - совершенно не знают и говорят, что таким пустяком не занимаются. А для меня несомненно, что у них коэффициент испарения не свыше 9 вместо 12, т.е. Б.Н.О. теряет в котлах более 200000 руб. в год (в сутки они жгут более 1 000 пудов нефти) и даже не знает этого". А Р.Э. Классон, после того, как в феврале 1902 года побывал на электростанции Каспийско-Черноморского Общества, сделал такую запись: "Смотрел у Бардского дымовую трубу, совершенно оплавилась на высоту 15 метров, кирпич дал длинные потеки по всей трубе. Нечего сказать, экономная топка, если в трубе такая температура".

В то же время, случалось, даже хваленые немецкие спецы проявляли инженерное убожество. Вот запись в дневнике от июля 1900 года: "Получили одновременно чертежи трубопроводов от AEG и от "Сименса и Гальске" , очень поучительно их сравнить. У AEG проект разработан блестяще, все мелочи и детали указаны; чертежи вполне ясны и наглядны, так как все различные трубы закрашены разными красками. Наоборот, от "Сименс и Гальске" получены две световые копии, в которых надо долго разбираться, так как они не закрашены, и трубы проектируются одна на другую. Хуже всего то, что "Фицнер и Гампер" спроектировали трубопровод, вовсе не соображаясь с чертежами здания, и потому всюду попадают трубами в пилястры для крана. Конденсационные горшки вовсе пропущены. Вообще небрежность поразительная. Блеккер взял с собою один чертеж, чтобы его раскрасить и сколько-нибудь разобраться. И Блеккеру, и Вольшке было очень совестно за свою фирму". А вот пример совсем уже вопиющей халтуры (запись от сентября того же года): "Вечером получили три чертежа от строительной конторы "Сименса и Гальске". О боги, что это за чертежи! Как будто чертили гимназисты, а не инженеры: двери в трансформаторной будке меньше чем диаметр трансформатора, так что последний нельзя внести. И Ридер (новый, очень глупый немецкий инженер от "Сименса и Гальске") говорит, что трансформатор ведь можно разобрать!! Конечные муфты поставлены друг против друга, и между ними расстояние всего в восемь сантиметров! Интересно, кто может пройти через такой проход, моя рука даже не пролезает! Лампы накаливания соединены на схеме последовательно вместо параллельного соединения, и всего этого строительная контора не заметила! Вольшке был болен и потому прислал Ридера, но все равно он должен был заметить всю эту ерунду. Потребую от Вольшке, чтобы он выставил Ридера. За что мы будем платить 200 (вернее 260 р.) такому дураку, который не знает, что лампы накаливания соединяются параллельно, а называется электротехником".

Ссылки:

  • Особенности Бакинского колорита (Классон Р.Э. в Баку)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»