Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон Р.Э. в Баку: административные рогатки

Для строительства в Баку электростанций и сетей требовались разрешения и согласования целого ряда учреждений и чиновников: Горного округа, Управления государственных имуществ, Морского ведомства, Губернского управления, Закавказской железной дороги, Почтово- телеграфного ведомства, Совета съезда нефтепромышленников, сельских обществ, владевших землями, по которым должны были пройти линии электропередачи, уездного начальника, полицеймейстеров и приставов.

Наиболее деловой организацией был Горный округ. Просто было иметь дело и с местными чинами Министерства внутренних дел, они брали взятки. Вот, например, мимолетная характеристика Балаханского полицеймейстера в Бакинском дневнике (март 1901-го): "Опять были татары. На этот раз к счастью был наш подрядчик Гаджи-Алиджан , который переводил, и они ему видимо больше доверяют и лучше понимают, что он говорит. Я передал им те пункты, которые они должны будут вставить в приговор. Приходили еще татары - собственники земель или арендаторы общественных земель и требовали себе отдельной платы. <...> С Сабунчинцами я попробую уладить дело через Гаджи-Алиджана, который обещает это устроить дешевле, чем через Балаханского полицеймейстера. О нем все татары с большим почтением говорят, что он очень большой взяточник, которому надо много платить".

Кстати полицеймейстеры не только брали взятки, но и все время норовили ездить на дармовщину. Вот эпизод от ноября того же года: "Подал прошение Гаврилову о выдаче нам билетов для беспрепятственного прохода по промыслам. Вышла очень глупая история с его помощником Байером, который хотел ехать на Биби-Эйбат для производства дознания по небольшому несчастному случаю и просил выслать за ним лошадей. Так как наши лошади все в разгоне, то я послал за ним хорошего извозчика, который должен был свезти его на Баилов [мыс] и обратно. На дороге извозчика встретил полицмейстер, который велел ему остановиться и везти его (полицмейстера). Извозчик погнал лошадей, чтобы убежать от полицмейстера, который известен тем, что никогда не платит извозчикам, но был остановлен городовыми. Хотя он и показал записку с адресом Байера, но его все-таки отправили в участок за уклонение от священной обязанности возить полицмейстера. Так Байер и не попал на Баилов, и мне завтра придется извиняться".

Через сотню лет в обновленной, демократической России многие милицейские чины, как знает читатель, продолжают брать взятки. Но они, наравне с бандитами, внедрили еще и "крышевание" бизнесменов, чего не было в царской России.

Энергетики несколько месяцев безуспешно пытались получить разрешение на прокладку железнодорожной ветки от основного пути до электростанции в Белом городе для перевозки многочисленных грузов с Бакинской товарной станции. Вот промежуточные этапы этой эпопеи. Запись в дневнике от июня 1900-го:

"Был управляющий Манташева, просил завтра утром приехать в Белый город, с веткой опять затруднение: казенный тупик, от которого пойдет наша ветка вовсе не казенный, а собственность "Русского Кавказа"! Черт знает, что за путаница с этой веткой". И от июля того же года: "Получили сенсационное извещение, что наша несчастная ветка не разрешена Управлением Закавказских железных дорог. Придется завтра ехать в Тифлис переговорить с Окоронко - в чем дело. Скандал, если бы нам пришлось перегружать у самой станции! В случае неуспеха в Тифлисе придется обратиться в Министерство. <...> В Управлении Закавказской железной дороги обещали дать разрешение на ветку; так как они сами сознают, что поступили по-детски, обидевшись, что мы им указали, что паровозу нельзя ходить по нашей ветке. Они это прекрасно сами знают, но говорят, что это их дело указывать, где можно ходить паровозу, а где нельзя. Подал им второе прошение, которое тут же написал, выражая согласие на их условия". Наконец, завершение железнодорожно-чиновничьей эпопеи в сентябре 1900-го: "Получили разрешение на ветку от Закавказской железной дороги. Наконец!". И деловые нравы в Баку были весьма оригинальны. Запись в июне 1900 года: "Встретил [местного представителя новороссийского] "Кайзера" и набросился на него за то, что он нас подвел с цементом. Но встретил неожиданное возражение: оказывается во время моего отсутствия Арнольд Михайлович [Фейгль] взял наш цемент у "Кайзера" для своих буровых, заявив "Кайзеру", что нам столько не нужно. Картина! У [геленджикского поставщика] "Тильманса" мы нашли 250 бочек. Если через три дня пароход не придет, то остановится работа на обеих станциях".

Следующая запись в том же месяце: "Каспийско-Черноморское общество" в Белом городе обсчитало нас на отпуске мазута: бочка содержит 25 пудов, а они ставят 41 пуд в счет и обиделись, когда им это указали. Ну, нравы!"

И, наконец, июльская запись: ? [подрядчиком] Алиджаном приходится браниться при каждой встрече. Сегодня я сказал ему, что он больше не получит ни одной постройки, если не будет добросовестнее следить за кладкою. <...> [Механический завод] "Гефест" поставил сторожа на дороге и не пускает наших арб, но после того как мы пригрозили судебным процессом, снял сторожей".

Разбирательства нашего героя с потребителями, которые задолжали за поставки электроэнергии с Бакинской старой станции "Электрической силы", происходили на век раньше, чем разборки "главного энергетика" России А.Б. Чубайса в начале 2000-х. Записи в марте 1900 года: "Разбирался с Тайцем в дебиторском списке, страшно запущен. Решили писать письма 4-х сортов, смотря по важности и связям абонента. <...> Рассылаем письма дебиторам за подписью Фейгля при длинном штемпеле: Директор Правления акционерного общества "Электрическая Сила" - может быть, это подействует?". И неожиданный реприманд, запись от мая того же года: "Ввиду того, что большой штемпель Фейгля и его подпись не произвели ожидаемого потрясающего впечатления на дебиторов (ни один даже не ответил - хороша публика в Баку!), пишем им письма с обещанием потушить через три дня".

Ссылки:

  • Особенности Бакинского колорита (Классон Р.Э. в Баку)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»