|
|||
|
Классон Р.Э. "Электрификация или трактор?" (о ГОЭЛРО)
7 мая 1925 г. Р.Э. Классон обратился к своему старому знакомому И.И. Радченке с таким письмом: "Многоуважаемый Иван Иванович, Посылаю Вам нечто вроде статьи по вопросу о тракторах, но характер статьи [("Электрификация или трактор")] столь еретический, что, конечно, она не может быть напечатана в газетах. Эта статья настолько идет вразрез с укоренившимися официальными взглядами, что, вероятно, меня забросали бы камнями, если бы я вздумал ее пустить в печать. Может быть, Вы ее как-нибудь утилизируете, показав людям, достаточно свободным от предрассудков и заинтересованным в судьбах страны". В упомянутом материале шла речь о весьма оригинальном предложении - вместо электрификации делать в дальнейшем упор на "тракторизацию всей России": Потребность в энергии в стране очень велика, но совершенно распылена и централизована только в очень небольшом числе пунктов, около промышленных центров. Вся остальная громадная земледельческая страна совершенно лишена источников энергии. Те маленькие станции, которые открываются там и сям в деревнях, конечно, могут только деревни освещать, но не могут явиться источником движущей силы, так как они слишком малы. К ним нельзя присоединить ни молотилок, ни кустарных мастерских просто потому, что они слишком малы и не повезут большого мотора. Настоящая машина для земледельческой России - это трактор, притом трактор простейшего типа, работающий не только на бензине, но и на керосине, чрезвычайно дешевый (фордовский трактор стоит менее 400 долларов, т.е. менее 1000 руб. с доставкой и перевозкой). Нужно, чтобы для этих тракторов всюду имелись запасные части. Притом такие части, которые подходят без всякой пригонки и которые можно купить почти в любой лавке, как это теперь имеет место в Америке. В Америке очень мало шоферов, все сами ездят, сами управляют тракторами и автомобилями. Конечно, у нас это труднее, пришлось бы затратить на это известное время, но, в конце концов, обращение с простой машиной, каковой является трактор, легко может быть усвоено крестьянской молодежью. И тогда трактор явится действительно совершенно неоценимым фактором крестьянского прогресса. Трактор будет не только исполнять все земледельческие работы, но и возить тяжести, приводить в движение все сельскохозяйственные машины и зимой будет освещать деревни: каждый трактор имеет шкив, который может передать ремнем энергию на любую машину. Эту "еретическую мысль" автор обосновывал следующим образом: В заглавии я поставил вопрос: "Электрификация или трактор?". Это не значит, что одно другое исключает. Для промышленных центров, конечно, электрификация является совершенной необходимостью, и то, что в этом направлении до сих пор делалось, целесообразно, но масштаб чрезвычайно мал. Ведь через 1-2 года предполагается закончить постройку начатых станций, и тогда будет исполнено 10% от программы, намеченной ГОЭЛРО , и в работу вступит около 200 тыс. л.с. Цифра эта, если принять во внимание семилетнюю работу со времени утверждения программы ГОЭЛРО, конечно, совершенно ничтожна. <...> Нет смысла строить дорогие тракторы на наших заводах, проще тогда их купить в готовом виде у того же Форда. Единственно рациональное решение, конечно, заключается в том, чтобы построить такой завод, пользуясь огромным приобретенным в этом направлении опытом, у себя дома, в центре страны. Несколько своеобразно это звучит в устах электротехника, который 34 года работал над постройкой и эксплуатацией важнейших электростанций в России. Но, тем не менее, мне лучше, чем всякому другому, видны те огромные затраты, которые предстоят при электрификации огромных пространств с чрезвычайно редким населением. Об этом говорят обычно очень легко. Об успехах электрификации принято говорить в ликующих тонах, но все это по простой причине, что никто не приводит абсолютных или относительных цифр, но сопоставленных с западноевропейским и американским масштабом. Сейчас, по американским журналам, строится 19 новых больших станций в Америке мощностью от 200 тыс. до 600 тыс. киловатт каждая, т.е. каждая из этих станций больше того, что будет сделано в России за 7 лет, протекшие со времени [принятия] ГОЭЛРО. У нас постройка таких больших станций совершенно невозможна, так как нет рынка. Достаточно указать, что [в годовой максимум нагрузки,] 23 декабря 1924 г. в одном Чикаго было отпущено 10,5 млн киловатт-часов в городе, а в тот же день во всей электрифицированной Московской губернии, включая Москву, было отпущено лишь 1,16 млн киловатт-часов, т.е. почти в 10 раз меньше. Освещение деревень от центральных станций совершенно невозможно. Отдельные небольшие исключения [в виде] деревень, освещаемых большими станциями, только подтверждают это положение. Проводка стоит так дорого, что, конечно, она никогда не окупится. Самая богатая страна не могла бы позволить себе такой роскоши. <...> Итак, заглавие статьи надо изменить и, выкинув слово "или", установить: "Электрификация для крупных промышленных центров, тракторы для остальной земледельческой России". Это не конкурентные, а параллельные решения вопроса, так как техника не знает универсальных решений, и в каждом случае одно решение более верно и более целесообразно, чем другое. Электрификация для всей России в целом невозможна экономически. Наоборот, "тракторизация" вполне возможна, но, конечно, потребует затрат крупных государственных средств, которые окупятся в ближайшие же годы. Первый тракторный завод, как мы знаем, был построен в Сталинграде в 1930-м ( СТЗ ). В следующем году вступил в строй Харьковский ( ХТЗ ), в 1933-м - Челябинский тракторный завод ( ЧТЗ ). Причем все эти заводы проектировало знаменитое бюро Albert Kahn, Inc. в Детройте ("архитектор заводов Форда "). Более того, СТЗ смонтировали сначала в США, а затем его разобрали, перевезли в СССР и за полгода смонтировали уже окончательно под контролем американских инженеров. Оставляем историкам проследить влияние вышеприведенных мыслей нашего героя на реальное воплощение советской индустриализации. Ссылки:
|