|
|||
|
Классон Р.Э. об угле, торфе и электрификации в 1915-1916 гг
В ноябре 1915-го, как уже упоминалось, на совещании по подмосковному углю и торфу в Политехническом музее Р.Э. Классон выступил с докладом "Правовое положение областных электрических станций". Еще была свежа скандальная история с противодействием губернской и земской управ, городов Москва и Богородск (ныне Ногинск) сооружению "Электропередачи". Поэтому наш герой не мог не предложить юридические новации для урегулирования подобных коллизий: "Ясно, что после горького опыта Общества "Электропередача" ни один предприниматель не возьмется за сооружение областной станции общественного пользования, сколь заманчивы ни были перспективы, пока в законодательном порядке не будут установлены точно и строго определенные права и обязанности областных станций и выяснено, кто может и должен разрешать спорные вопросы, возникающие при появлении областных станций, которые затрагивают интересы целого ряда лиц и учреждений. В частности, в будущем законодательстве совершенно необходимо установить, чтобы каждый фабрикант или заводчик, предприятия которого расположены в каком-либо городе, имел право (с соблюдением, конечно, всяких технических правил) проложить к своему предприятию, находящемуся в черте города или в районе земства необходимые провода для того, чтобы питать это предприятие током, получаемым извне. В данное время крупные предприятия, находящиеся в городской черте, поставлены в этом отношении в совершенно бесправное положение. Большие заводы могли бы построить свою собственную торфяную станцию и передавать ток на свои заводы в городе, но теперь этого им никоим образом не позволят или же города обложат их такими налогами, при которых такая комбинация становится неосуществимой. Теперь и город заявит протест, и кроме того концессионеры электрических предприятий, где таковые имеются, также будут протестовать, требуя, чтобы предприятие питалось энергией от их станции. Такое разрешение пользоваться городскими улицами для прокладки кабелей, имеющих специальное назначение питания определенных заводов и фабрик, явилось бы наиболее действительным противодействием всякого рода монополиям. Кроме того, необходимо, чтобы электрические предприятия общественного пользования получили на известных, строго определенных условиях, право пользования дорогами и в крайних случаях право отчуждения частных земель. Если для железных дорог право отчуждения признано давно и бесспорно, то с не меньшей настоятельностью выдвигается вопрос о необходимости права отчуждения для питательных артерий областных станций, призванных сыграть в будущем не меньшую роль чем железные дороги, разнося силу, свет и тепло широким кругам населения". Тут же Р.Э. Классон предложил и соответствующую резолюцию: "Совещание, созванное Московским Уполномоченным Председателя Особого Совещания по Топливу, выслушав ряд докладов об условиях, в которых приходится работать областным электрическим станциям, видит в скорейшем установлении твердых законодательных норм, регулирующих права и обязанности таких станций, необходимый шаг к планомерному и рациональному использованию торфяных богатств Центрального района. Эти законодательные нормы должны бы устранять всякого рода монополии и привилегии, предоставляя свободной конкуренции устанавливать возможно низкие тарифы и широкое распространение электрической энергии среди населения. Желательна интенсивная постройка областных станций, не стесненных излишними регламентациями, кроме технических правил, обеспечивающих интересы других учреждений и общественную безопасность". На совещании выступили также с докладами В.Д. Кирпичников - "Первая торфяная областная станция" и Г.М. Кржижановский - "Областные электрические станции на торфе и их значение для центрального промышленного района". Но ни одной областной станции на местном топливе при режиме Николая II так и не было сооружено, несмотря на огромные торфяные залежи в Московской губернии. Этот режим, раздираемый глубинными противоречиями и войной с германцем, неуклонно загнивал в экономической и моральной сферах... Наиболее напряженным для энергетиков годом был 1916-й. Согласно режиму совместной работы Раушской станции и "Электропередачи" , одобренному Московским топливным комитетом, по выходным и в праздники работала только одна станция, преимущественно Раушская. В вечерний максимум ее поддерживала "Электропередача". Наивысший до октябрьского переворота 1917 года уровень нагрузки достиг в 1916-м 54 мегаватта при суммарной мощности агрегатов 56 мегаватт. Специалисту не надо объяснять, что станциям пришлось работать на пределе своих возможностей! В воспоминаниях о В.В. Старкове Р.Э. Классон так характеризовал военный период: "Административная работа в 1914-15 гг. была чрезвычайно тяжелой. Одновременно с этим шли требования со стороны военной промышленности о быстром присоединении вновь возникающих заводов к сети. Все эти работы приходилось делать под давлением военных властей. Прирост промышленных предприятий был так велик, что не хватало мощности станций, приходилось работать всеми машинами. Работа была очень интенсивной, и все же В.В. Старков не терял своего спокойствия и твердо вел свою линию. Все, что можно было делать, делалось, сил не жалели, и развитие электрификации Москвы и Петрограда приняло совершенно невиданный до тех пор размах. Ссылки:
|