Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон и транспортная проблема Баку

Как видно из Бакинского дневника, еще в 1900-м Р.Э. Классон предлагал проложить трамвайное сообщение на электрической тяге, связав город и нефтяные промыслы Сабунчи - Балаханы и Биби-Эйбат. Были выполнены изыскания трассы, намечены места для тяговых подстанций. Вот соответствующие записи. От октября 1901-го: "Ездили с Красиным на трамвайные изыскания, с тем чтобы обойти городские улицы. Единственный возможный подъем - против опреснителя в овраге, но и там едва ли возможно будет обойтись без зубчатых рельс. Другими словами, это направление невозможно дорого. Кроме того кладбища тянутся на целые версты". От ноября того же года: "Был на Биби-Эйбате с [землемером] Дмитриевым и прошел с ним и с Красиным по трамвайному пути. Нашли новый вариант у кладбища - более удобный, и при нем нет надобности покупать дома. Но условие, чтобы нас пропустили через старое православное кладбище. Если это разрешат, то главная трудность будет устранена, и не нужно будет подыматься так высоко в гору. Дмитриев начнет нивелировку со следующей недели, на этой неделе он занят".

В декабре появился и выписанный из Петербурга трамвайный инженер Стойсавлевич : "Ездил с Красиным, Дмитриевым и трамвайным инженером в Балаханы, причем мы еще раз прошли наиболее важные места пешком и окончательно наметили линию. Наметили в общих чертах главные основания устройства трамвая, и я рад, что мы очень сошлись во взглядах со Стойсавлевичем. Для [трамвайного] вокзала в Сабунчах мы наметили участок, на котором сейчас находится одноэтажный дом на участке, сданном в годичное пользование. Может быть, [начальник Управления Земледелия и Государственных Имуществ Бакинской губернии] Шапошников согласится выставить армянина с его домом и отдаст нам участок. Если же не отдаст, то придется взять пустопорожнюю землю напротив. Но для этого надо еще раз пересечь Балаханское шоссе трамваем, а это неприятно". И, наконец, промежуточный финал "трамвайной эпопеи". "Был на Биби-Эйбате. Подводили итоги трамвайной работе Баку - Балаханы. Теперь Стойсавлевич может уехать и закончить [трамвайную] линию Баку - Баилов [мыс (ее проект)] в Петербурге. Тогда, по крайней мере, я буду торопить, а теперь меня торопят" (март 1902-го). "Сегодня отправил последние трамвайные планы. Моя роль окончена" (апрель того же года). Однако Бакинское городское самоуправление, среди членов которого были акционеры существовавшей тогда конки, отклонило предложение внедрить трамвайное сообщение (лишь в 1926-м появилась электрифицированная железнодорожная линия Баку - Сабунчи - Сураханы).

Аллилуев в своих воспоминаниях так описывал эту коллизию: "В Баку отсутствовал мало-мальски сносный транспорт. В этом большом, разбросанном городе существовала лишь конка. Заморенные клячи, часто падавшие от истощения или солнечного удара, черепашьей рысью тащили старые открытые вагоны. Случалось, что лошади останавливались, и кучер начинал хлестать их вожжами, свистеть. Но лошади упрямились и не шли. Тогда из вагона выскакивали пассажиры и с криком подталкивали вагоны. Лошади трогались, чтобы на следующем подъеме вновь остановиться. Акционерное общество "Электросила" по инициативе Р.Э. Классона вошло в городское самоуправление с предложением построить трамвай и связать электротягой все районы нефтепромысла с городом. Но "отцы" города отказались от этого предложения по тем мотивам, что на слишком узких улицах трамвай "может вызвать несчастные случаи". На самом деле отказ вызывался иными соображениями: большинство членов городского самоуправления состояло акционерами конки".

А правление "Электрической силы" отклонило весьма удобную возможность наладить морское, прибрежное сообщение между разбросанными по Большому Баку объектами. Вот некоторые эпизоды "пароходной эпопеи".

"Получили сразу три предложения на пароход, осмотрели их, один довольно подходящий, но цена высокая, просят 22000 руб., 15000 руб. можно дать" (апрель 1900-го). "Пароходные предложения так и сыплются, но все неподходящие. Другой маклер предложил "Вьюна" за 15000 руб., мы, было, условно согласились (телеграфировали Правлению), но хозяин опять повысил цену до 18000 руб.- (май того же года). Отказались от парохода вследствие телеграммы Правления. Нельзя!" (июнь).

И все же Р.Э. Классон упорно возвращался к этой возможности.

"Был в Государственных имуществах, получил разрешение на пристань <...>в Белом городе. Теперь можно строить пристань, обидно, что нет парохода, в нем уже начинает ощущаться нужда, сообщение между Белым городом и Биби-Эйбатом очень затруднительно - 15 верст езды" (июль 1900- го). "Говорили с Фейглем относительно парохода. Он все-таки не хочет согласиться, что нам нужен пароход. Решили пригласить Тагиева и обсудить совместно этот вопрос. Для нас возможность быстро переезжать из Белого города в Биби-Эйбат играет слишком большую роль, для того чтобы мы не употребили всех усилий получить пароход. Арнольд Михайлович не знает условий эксплуатации электрических станций и потому так неодобрительно относится к пароходу" (август того же года). Неожиданный поворот - к электротяге - в том же месяце: "Относительно парохода тоже говорили - Тагиев доказал, что пароход стоит слишком дорого в эксплуатации, благодаря персоналу и необходимости держать его под паром. Тогда мы предложили аккумуляторную лодку, и, по подсчету, она оказалась гораздо выгоднее парохода. Сделаем запросы". "Ездил с Фейглем в Белый город, встречаем комиссию из горных инженеров во главе с Дэви, которая осматривает Тагиевскую фабрику, и оттуда к нам приедет. Комиссия к нам не поехала, так как застряла за обедом на фабрике, и пригласила нас к себе. Беседовали довольно долго и вместе вернулись на Тагиевском пароходе в город; тридцать минут езды всего и очень удобно, все служащие едут в город на пароходе" (сентябрь). "С пароходом опять плохо, положительно совестно становится перед собственными служащими - строим пристань, все подготовляем к перевозке морем, и вдруг опять отказ. Дома будем строить, но без парохода сообщение с Биби-Эйбатом обойдется нам очень дорого. Один доктор будет тратить рублей сто в месяц, так как фаэтон из Белого города в Биби-Эйбат и обратно стоит 8-10 руб. Придется купить несколько пар лошадей" (ноябрь). И все напряженное время строительства и наладки оборудования Р.Э. Классону пришлось мотаться исключительно на гужевом транспорте по убийственным Бакинским проселкам. "Опять дождь! Балаханы почти отрезаны от города - шоссе завалено поломанными арбами, и все в глубоких рытвинах, а на железной дороге было крушение. В Сабунчи мне совершенно необходимо поехать, и я сегодня совсем было собрался, но теперь нельзя - лошади не довезут. Буринов купил сегодня фаэтон для себя и для Деннеке - им оттуда не выбраться, да и отсюда не попасть, так как извозчики не везут в Белый город. Лошади куплены Красиным очень удачно и дешево, пара обойдется рублей в 400, лошади маленькие, но шустрые. Нужна еще пара для Балаханов, но негде их взять" (ноябрь 1900-го). "Ездил с Ленером на Биби-Эйбат к Манчо заручиться трансформаторными местами. Утром была чудная погода, и мы наслаждались ею после стольких дней дождя и норда, но вечером вдруг задул норд, и стало холодно. У Манчо мы просидели долго. На возвратном пути случился казус. На промыслах - дороги убийственные, и освещения почти никакого. Мы велели кучеру к нам подъехать, чтобы ехать назад другой дорогой. В темноте приходилось переезжать трубы и канавы, что днем легко исполнить, но не в абсолютном мраке. Кончилось тем, что фаэтон совершенно сломался, и пришлось бросить его в грязи и отпрячь лошадей. В фаэтон Манчо посадил караульщика на ночь, а мы кое-как дотащились на лошадях Манчо в город".

(в том же месяце).

В один мартовский день 1901-го Р.Э. Классону пришлось мотаться на лошадях с утра до вечера, чтобы уладить дела с господами заведующими промыслами: "Пришлось ехать в Романы, там вышла неурядица с кабельной прокладкой к пробному мотору. Кабель от промысла Меликова, где стоит мотор Апшеронского О-ва, и где надо взять ток, проходит через промысел Каспийского Т-ва ( Аршак Осипович Гукасов ), и я им дня три тому назад написал об этом с просьбой разрешить. Оказывается, что заведующий участком не разрешает проложить кабель, и нашу уже вырытую траншею опять засыпали. Зайковский, который ведет все это дело с пробным мотором, погорячился и доказал заведующему, что он дурак. Это конечно верно, и заведующий действительно дурак. Но из-за этого мне пришлось 35 верст протрепаться на лошадях и улаживать дело".

Еще один пример: "Классон успешно воздействовал на оппонента, сначала не соглашавшегося ни с какими доводами. При организации в Баку обществом "Электрическая Сила" собственного легкового транспорта, один из петербургских членов правления считал резиновые шины - у конных экипажей тогда еще не было надувных - излишней роскошью (московские возчики в массе перешли на резиновые шины лишь весной 1908-го). Когда этот член правления приехал в Баку, то при его путешествии на один из дальних объектов по тряской булыжной дороге в фаэтон на железных шинах была запряжена пара буланых лошадей по прозвищу "желтые дьяволы". Эти лошади, отдохнув, обычно первые несколько километров несли карьером, и удерживать их было бесполезно. После этой поездки вопрос об отказе от резиновых шин больше не поднимался".

Ссылки:

  • Особенности Бакинского колорита (Классон Р.Э. в Баку)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»