Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Инженерная интуиция Р.Э. Классона

А.В. Винтер в своем уже упоминавшемся докладе от 1951 г. приводил два случая редкой инженерной интуиции Р.Э. Классона. Первый касается станции "Белый город" : "Мощность ее горизонтальных тихоходных паровых машин, делавших всего 83 оборота в минуту, была незначительной - 750 квт, однако генератор был достаточно крупного диаметра, а собранный ротор [(тоже с горизонтальной осью вращения)] весил гораздо больше 10 т. Мостовой кран машинного зала был всего десятитонным, что было достаточно для сборки и полной разборки всего агрегата. У одной из машин несколько просели коренные подшипники, и для их ремонта нужно было приподнять ротор, разобрав весь генератор. Это потребовало бы много времени, и Р.Э. Классон предложил весьма остроумный способ скорого производства ремонта: разъединить по диаметру обмотки магнитных полюсов ротора и возбудить только верхнюю их половину. В результате ротор был поднят только действием магнитного потока, без всяких других приспособлений (под ротор затем можно было подложить опоры и ремонтировать подшипники на уже отключенной машине МК ). Этот случай описан в технической литературе".

Второй случай, приводимый А.В. Винтером: "Производя подсчеты требующихся мощностей не только для генерирующих машин, но и для электродвигателей, которые должны были заменить паровые промысловые установки, Р.Э. запросил нескольких инженеров - управляющих промыслами - о мощности установленных в буровых скважинах машин. Ответ был однозначен: 30 лошадиных сил. Люди, давшие этот ответ, были действительно убеждены, что дело обстоит именно так и что машины, ими эксплуатируемые, имели мощность в 30 л.с. <...> Р.Э. Классон заказал серию в 50 штук тридцатисильных электродвигателей, но когда первые из них были установлены, они оказались беспомощными справиться с работой - сгорали или недопустимо перегревались. Паротехники торжествовали, заявляя: наша тридцатисильная машина работает, а ваш хваленый электромотор с места не берет! Однако Классона провести было невозможно, и после первых неудач он предложил нефтепромышленникам: "Организуйте инженерные испытания ваших машин путем снятия индикаторных диаграмм их работы, а я организую снятие нагрузочных киловаттных диаграмм [на электромоторах]. Тогда и поговорим - ведь ни у вас, ни у меня нет никаких доказательств потребной мощности, кроме заводских ярлычков". Предложение было принято. На эту работу Р.Э. Классон поставил меня. Днем я снимал десятки электрических диаграмм, а по вечерам планиметрировал их. То же самое в отношении паровых машин делал молодой инженер-технолог. В итоге, к величайшему стыду паротехников, им пришлось узнать только в 1902 г., что на паровых машинах развивалась мощность не в 30 л.с., о чем вообще не могло быть и речи, а до 150 л.с."

Ссылки:

  • Особенности Бакинского колорита (Классон Р.Э. в Баку)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»