Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Идея и первые опыты гидроторфа

В.Д. Кирпичников  воспоминает по поводу "торфяных страданий" Р.Э. Классона и его коллег:

"Подходя к каждому вопросу основательно и с большим размахом, Роберт Эдуардович отправился за границу, в те страны, где торфодобывание стояло на высоком уровне развития, для того, чтобы изучить и, быть может, перенести на русские болота приемы заграничной техники. Вслед за этой поездкой были выписаны из-за границы машины для проверки их на болотах "Электропередачи": баггер Штренге, оборудование для датского наливного способа, могучий одноковшовый баггер. Все эти машины, над которыми Р.Э. очень много поработал, не разрешили вопроса. Заимствовать больше было не у кого, оставалось искать совершенно новых, оригинальных путей.

И вот в 1914 году Р.Э., не убоявшись всей сложности задачи и всех будущих трудов, решает начать борьбу с торфом при помощи струи высокого давления. Эта идея означала коренной разрыв со всеми существующими способами, полное изменение самой технологии торфяного производства, которое всякого другого должно было бы испугать и, действительно, очень многих испугало. Ведь в то время еще только намечались перспективы экскавации и переработки жидкой торфяной массы и удобной ее транспортировки по трубам, с другой стороны, стоял целый ряд затруднений, для которых тогда даже не намечалось никаких решений.

Летом 1914 года Р.Э. делает попытку размывать торф струей воды из паровой пожарной машины. Эта слабая струя, вместо размыва торфа, [лишь] окрашивается в коричневый цвет и таким коричневым потоком течет по канаве. На всех присутствующих опыт произвел определенно отрицательное впечатление. Только Р.Э. не был обескуражен этой попыткой и через год, в августе 1915 года, он снова, уже с насосом в 40 л.с., делает опыт размыва залежи торфа. Причем впервые получается кашеобразная торфяная масса, которой впоследствии было присвоено название "гидромасса". Это был уже определенный успех, созданный, правда, только Р.Э. и его ближайшими сотрудниками. С этой минуты Р.Э. радикально порывает со всеми другими попытками решить вопрос механизации торфодобывания и целиком, с головой, уходит в гидравлический способ добычи торфа <...>. В этой работе я имел счастье быть ближайшим помощником Р.Э. в течение десяти с лишком лет, причем наша совместная работа так тесно переплеталась, что отделить ее уже не представлялось возможным, и изобретателями Гидроторфа официально числимся мы оба. Но духовным вождем, который вел за собой всех своих сотрудников, в том числе и меня, и воодушевлял на энергичную и деятельную борьбу с торфом, был Р.Э."

Другой коллега Р.Э. Классона И.И. Радченко удачно дополняет В.Д. Кирпичникова: "Поэт в области техники, Р.Э. Классон на торфоразработках, обслуживающих созданную станцию, видит гнетущее его обилие ручного примитивного, чрезвычайно тяжелого труда. Наличие такого контраста в производстве не могло не вызвать в нем настойчивых, упорных исканий. Он выписывает из Германии машину Штренге, которая механизирует экскавацию торфа на немецких беспнистых болотах. Понятно, на наших пнистых болотах она не оправдывает надежд. Выписывает одноковшовый баггер Менка, убеждается в его непригодности для торфа и приспособляет для других целей. Искания, начавшиеся в 1912 году, продолжаются. В июне 1914 г. приехавший на "Электропередачу" гость - датчанин, дилетант в области торфоведения, после осмотра торфоразработки, делится впечатлениями за обеденным столом и рассказывает о том, как в Дании не раз замечали, что вынутый из болота сырой торф, если прибавить к нему воды, сохнет быстрее. Проводив гостя, Р.Э. Классон сейчас же приступает к опытам. Вслед за датчанином на балконе фигурируют ведро торфа и ведро воды. Классон разливает торфяную жижу по балкону! Пущен в ход носовой платок, на который наливается слой торфяной массы и т.д. Далее идут испытания самого разнообразного характера, [они] захватывают, увлекают. Разговор с датчанином не дает ему покоя. Классон горит, стремится в Данию и в тот же год осуществляет поездку. Там он осматривает торфяные разработки и машины и, вернувшись в Россию, посылает в Данию заказ на комплект торфяных машин. В 1915 г. эти машины устанавливаются на разработках "Электропередачи". Они были очень примитивной конструкции и представляли собою открытые желоба с винтами и мешалками. Торф в вагонетках, наполняемых вручную лопатами, подвозился к этим желобам, в них перемешивался с водой и отвозился на поле стилки, где формовался в рамах. Конечно, такая обработка торфа с водой, кстати сказать, практиковавшаяся и у нас в России, в некоторых случаях не могла удовлетворить искателя. Новое обстоятельство - и мысли Классона вновь возвращаются к тому же. Иллюстрация в одном из иностранных журналов, изображающая способы разработки на золотых приисках, бередит ищущий мозг. В Калифорнии, в русле бывших рек породу "золотоносный песок" размывают струей воды. У Классона возникает вопрос, нельзя ли добывать торф путем его размывания. Вопрос поставлен, следовательно его надо решить, а раз так, - у Классона это делается немедленно. В торфяной карьер в тот же день завозится паровая машина и ведется испытание размывки торфяной залежи струей воды. Первые испытания заметного успеха не дали, вследствие недостаточной силы струи, но мысль Классона с удесятеренной энергией рвалась вперед. Идея экскавации торфяной залежи с помощью водяной струи захватывает его целиком, суля и разрешение вопроса транспортировки торфяной массы по трубам на поля разлива".

Ф.А. Рязанов , студент-практикант в то время, в своих воспоминаниях привел дополнительные подробности: "Вначале производилось опробование датского наливного способа добычи торфа. Вынутый торфяниками торф поступал в дробилку, куда подавалась также вода, и жидкая измельченная масса выливалась в вагонетки и отвозилась вручную по узкоколейке на суходол. Здесь масса выливалась на выложенные в ряд деревянные рамы с ячейками. Через несколько дней, в зависимости от погоды, рамки приподнимались и удалялись; затем кирпичи торфа укладывались вручную последовательно в пятки, клетки и, наконец, после достаточной просушки, в штабели. Очень скоро Р.Э. Классон решил, что этот способ не даст эффективных результатов, и предложил вести размыв залежи торфа водяной струей. Помню первое опробование струи от насоса давлением 15 атм. Был наскоро сооружен станок для укрепления брандспойта. При этом недостаточно была учтена сила реакции струи, и как только вода попала в брандспойт, он вместе со станком приподнялся, и струя описала большой полукруг. При ярком солнечном освещении это было эффектным зрелищем. Результаты обработки залежи струей оказались положительными - струя резала торф, как нож сыр? (здесь и ниже - ф. 9592 РГАЭ). См фото первые опыты гидроторфа, фото (класс) действующие лица гидроторфа На болотах "Электропередачи", август 1915 г, слева направо: В.Д. Кирпичников, Э.Р. Ульман, А.В. Винтер, И.И. Радченко, Г.М. Кржижановский, В.В. Старков, Р.Э. Классон

Кстати "горение Р.Э. Классона" передавалось окружающим, даже детям, жившим на "Электропередаче". Из дневниковой записи А.И. Радченки от июля 1915-го:

"Видели много интересных сооружений около наливного торфа. Много в этом деле утопии, но все-таки приятно видеть, как у людей мысль работает, что-то ищет, создает, а не стоит, упершись в одно место. Няка3 тоже очень заинтересовался этим делом, хочет ему помочь в затруднениях, которые испытываются. "Изобрел" какое-то механическое приспособление к вагонеткам, сделал соответствующий чертеж. Предвкушает удивление директора [Классона], когда узнает, что маленький мальчик придумал то, что они не могли". Продолжение записи на следующий день:

"Должно быть под вчерашним впечатлением сын сегодня опять строит и творит вовсю. Из ящиков, столиков, скамеек и досок соорудил великолепную торфяную машину с прессом, элеватором и пр., тут же кабели на рогатках и все честь честью, как он выражается. Потом приставил мальчишек к работе, и они усердно бросали в элеватор торф-песок, резали, формовали его, возили, раскладывали для сушки. При этом раздавались свистки, гудки, пение - полная иллюзия торфяной работы".

А вот забавный сюжет общения двух "джентльменов" Алеши Радченка и Р.Э. Классона (из дневниковой записи от ноября того же года):

"Мальчишка стал хорошо кататься на лыжах. Не очень еще быстро, но чрезвычайно правильно и красиво. Стал одевать для этого осеннюю кофточку, т.к. в полушубке ему жарко, несмотря на пять градусов мороза. Недавно сам Классон залюбовался им, остановился в пути. Няка чрезвычайно галантно размахивал шапкой, здороваясь, - Классон ответил ему тем же. Совсем встреча двоих деловых людей-европейцев на вакациях".

В.Д. Кирпичников сделал удивительное меткое методическое обобщение по поводу изобретательской деятельности:

"Часто говорят, что Гидроторф есть изобретение. Если это верно юридически, формально, то по существу это не есть изобретение. Это есть решение при помощи техники и инженерного искусства заранее поставленной задачи. В этой работе случайность играла роль только в смысле замедления или ускорения темпа, а изобретательность была лишь средством. Такой подход к прокладыванию путей в технике чрезвычайно выгодно отличает Р.Э. от обычных изобретателей".

Ссылки:

  • Проблема механизации добычи торфа
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»