Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Заграничные закупки Гидроторфа: объяснения с ГУТ февр 23

В феврале Р.Э. Классон в очередной раз вынужден объясняться по поводу заказа оборудования за границей. На этот раз с ГУТом:

"В предстоящем сезоне 1923 года Гидроторф взял на себя очень большие обязательства по выработке торфа, в частности большими неустойками обязался выработать для МОГЭС на Электропередаче 7 миллионов пудов торфа и в Сормове и Ярославле по 2 миллиона пудов в каждом. Такая крупная добыча возможна только в том случае, если все необходимые машины и механизмы будут вовремя получены. <...> Большое количество машин изготовляется в России, в частности на Машиностроительном заводе имени Владимира Ильича , который всецело работает для Гидроторфа . Затем на Гидроторф работает Завод Фалькевича, часть заказов передана на завод бывш. Московский Металлический и др. И все же много таких предметов, которые хотя и можно было бы изготовить в России, но получить их вовремя нельзя по недостаточной производительности русских заводов, и поэтому надо было или заказать эти вещи за границей или потерять еще один сезон, не выработав большого количества торфа. На последнее мы решиться не могли. Гидроторф признан предприятием, имеющим промышленный характер, и надо этот промышленный характер проявить на деле. <...> Если взглянуть на перечень заказов, то ясно будет, что большая часть заказов в России изготовлена быть не могла, потому что или эти машины в России вообще не изготовляются или, если они и могли бы быть изготовлены, то лишь с чрезвычайными затратами.

В частности электротехническое оборудование заказано большей частью за границей, и это объясняется, во-первых, тем, что русским заводам немедленно надо было бы дать очень крупные авансы. Денег на выдачу таких авансов у нас не было, без денег мы прожили всю осень и зиму [1922/23 года]. И только сейчас в конце февраля мы постановлением СТО должны получить деньги на производство. Следовательно, если бы мы за границей не заказали этого оборудования, а в то же время не смогли бы дать авансов русским заводам, то мы не получили бы ничего, несмотря на то что в России, может быть, данные машины и можно было бы изготовить. Третьим важным обстоятельством, на которое мы позволяем себе обратить Ваше внимание, является дороговизна русских специальных изделий. Мы составили подробные таблицы стоимости предметов электрооборудования как за границей, так и в России, причем сопоставили фактически уплаченные нами деньги за немецкие изделия с теми ценами, которые мы получили от здешних трестов. Мы не будем приводить всех таблиц и укажем лишь, что по отношению к крупным моторам разница в ценах, сведенных конечно в обоих случаях на золото, была не особенно велика. А именно русские моторы были дороже заграничных, считая еще 80% на пошлину и провоз, в 1,5, 2 и 2,5 раза. При такой разнице в цене еще можно было бы заказывать в России моторы. И мы частью заказали Электротехническому Тресту, а именно большие моторы на 120 лошадиных сил. Что же касается специальных механизмов и аппаратов, то тут разница была настолько велика, русские заводы настолько не приспособлены были к их изготовлению, что никаких денег не хватило бы на изготовление всего этого оборудования в России.

Для примера мы приводим, что "контроллеры", т.е. специальные аппараты для пуска моторов, которые обошлись при доставке из-за границы, плюс 80% на пошлину и провоз, в 105 золотых рублей, по ценам Треста стоили бы от 2020 до 3440 рублей, т.е. вместо одного русского контроллера мы могли бы получить от 19 до 32 немецких аппаратов, оплатив и пошлину, и провоз. Продолжая те же сопоставления, мы могли бы вместо одного русского тормозного магнита получить 29 немецких магнитов, изготовленных специальным заводом, тогда как в России они изготовлялись бы почти впервые и, может быть, были бы даже не вполне удовлетворительными. Моторные ящики стоили в 7,7 раза дороже, масляные выключатели - в 5,6 раза, малые моторы - в 3-4 раза дороже и, наконец, большие трансформаторы - в 3 раза дороже. Заграничный центробежный насос на 300 м3[/час] плюс 80% на пошлину и провоз обошелся в 1030 руб. зол., русский насос Пирвица на 250 м3 стоил 250 рублей. <...> К тем предметам, которые мы должны были заказать за границей, относятся рельсовые пути. К сожалению, рассчитывать на получение рельсовых путей со всеми скреплениями в России мы не могли, так как перед тем потратили около двух лет на поиски за рельсами, посылали бесчисленное число агентов во все места и получили лишь ничтожное количество рельс. Между тем, если бы у нас не было рельс, нам пришлось бы уменьшить производство, потому что, как известно ГУТу, по самой сущности своей Гидроторф не может обходиться без отвозки высохшего торфа с полей сезона, следовательно, по крайней мере два раза за лето с них должен быть увезен весь высохший торф. Увозить миллионы пудов торфа без рельсовых путей немыслимо, и потому если бы мы не купили рельсовых путей за границей, то мы могли бы выработать лишь около половины того, что должны были бы".

Отметим здесь планы добыть в кампанию 1923 года 11 миллионов пудов торфа и жуткое задирание цен на свою продукцию российских машиностроительных заводов.

Ссылки:

  • ГИДРОТОРФ 1923-1925
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»