Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Заграничные закупки Гидроторфа: объяснения с ГУТ май 1923

В мае Классону Р.Э. опять пришлось объясняться с рядом инстанций по поводу заграничных заказов:

"Вами было поставлено в вину Гидроторфу то, что он сделал большое количество заграничных заказов таких предметов, которые, казалось бы, могли быть изготовлены в России. Один из этих заказов не может быть получен, так как был исполнен в Руре и французские власти не выпустили изготовленных предметов оттуда. Речь идет о стальных трубах 8 дюймов диаметром с необходимыми фасонными частями. Так как заказ не может быть нами получен, а трубы нам нужны, то нам предстоял выбор: или сделать новый заказ за границей или поместить его в России.

Начиная с 19 марта мы начали хлопотать по выяснению вопроса, могут ли быть и на каких условиях изготовлены эти водопроводные трубы на русских заводах. В течение полутора месяцев один из наших инженеров был всецело занят этим и теперь, после полутора месяцев, результат получился совершенно отрицательный. Мы не будем приводить всех ответов, которые получены. Все это сведено в прилагаемой таблице, из которой благоволите усмотреть, что большинство казенных заводов за изготовление этих труб не берется, а другие заводы по сие время ответа никакого не дали. Положительный ответ получен только от частного завода Малера, который предложил нам эти трубы. Но из сопоставления цен на эти трубы с ценами заграничных труб видно, что, если не считать пошлины и провоза, то русские трубы обойдутся от 3 до 7 раз дороже соответственных немецких (синие цифры). Если даже считать пошлину и провоз, то и эти важнейшие части обойдутся в 4-5 раз дороже заграничных. Между тем, конечно, нельзя не считать пошлину расходом, так как она возвращается тому же Государству, которое ее уплачивает. Таким образом, мы стоим перед альтернативой: или заказать эти трубы за границей или заказать их частному заводу за приблизительно в 6 раз большую сумму. Так как этот вопрос носит принципиальный характер и мы получили от Вас строгое предписание впредь руководствоваться всецело Вашими указаниями, то мы просим не отказать дать нам ответ в ближайшее время, как поступить в данном случае. При сем прилагается таблица. Если угодно, могут быть приложены копии докладов нашего инженера с подробным перечислением, когда и с кем на казенных заводах он говорил. На некоторые заводы пришлось ездить до 6 раз, не считая телефонных и письменных разговоров, так что, в общем, на получение этих ответов было всецело израсходовано время инженера Глыбовского в течение полутора месяцев".

Из приложенной к письму таблицы сквозит на удивление убогий, но жесткий диктат отечественных производителей. Так Государственное Объединение "Водоканал" стальные или железные трубы не изготавливало, зато предлагало чугунные, но длиной не 6 м (как требовалось Гидроторфу), а всего лишь 3 метра. Государственный Завод "Красный Пролетарий", бывш. Бромлей, производящий только чугунные трубы, от заказа отказался, т.к. у него не было "никакой уверенности в возможности получить достаточное количество чугуна и кокса". Государственная Центральная Техническая Контора запросила подведомственные себе заводы, но до 3 мая окончательного ответа так и не дала. Московская Контора Юго-Стали сообщила, что запросила Харьковскую Контору, но до 3 мая окончательного ответа так и не дала. Московская Техническая Контора Главного Управления Военной Промышленности от заказа отказалась ввиду его малого объема. Зато немецкий завод Вольфа был готов исполнить заказ Гидроторфа на трубы стальные или железные для рабочего давления 20 атмосфер (при пробном давлении в 28 атм), диаметром 200 мм и длиной по 6 м с соответствующими фасонными частями.

Более откровенно эта скандальная история была изложена в письме к старому знакомому В.В. Старкову в Берлин:

"Посылаю Вам копию моего письма на имя ГУТа. ГУТ меня обругал, даже хотел обвинять по суду за то, что мы заказываем за границей то, что можно, по его мнению, заказать в России. Ну, вот я для их удовольствия проделал операцию с запросом на русские заводы по поводу стальных труб. Все казенные заводы отказались и только один частный з-д согласился изготовить трубы, но по цене в 6 раз дороже немецких. Получив такую таблицу, ГУТ капитулировал и согласился на заграничный заказ. Конечно это бесполезно, так как ни кредитов нет, ни времени нет, но все-таки ГУТ убедился, что дело не так просто, как ему кажется". В том же мае Р.Э Классон написал в Берлин другому своему старому знакомому Б.А. Креверу . В этом письме нас, прежде всего, поражают его удивительные тактические способности (применяемые, естественно, "токмо ради дела"):

"Многоуважаемый Борис Абрамович . Вопрос о монтере Биттере затянулся невероятно. Сегодня полтора месяца, как он должен был приехать к нам, а между тем от Вас пока поступают только сведения, что Вы с ним сноситесь по телеграфу. Мне очень неприятно, что монтер Биттер не приехал. У нас работает 5 кранов Демага. Все они в руках совершенно невежественных людей. Краны могут работать совершенно неправильно, и мы этого не заметим, так как весь технический персонал по горло завален работой. И потому особенно был бы ценен технически опытный монтер, как Биттер, который бы обучил всех наших мотористов и содержал бы краны в порядке хотя бы в первые недели сезона, пока он будет здесь. Я думаю, что его не пускает фирма, так как лично он кажется был вполне доволен своим [предыдущим] пребыванием здесь, заработал деньги и вероятно не отказался бы вновь таковые заработать. То, что фирма Демаг его не пускает и на все наши запросы мы не получаем никакого ответа, поведет конечно к тому, что когда фирме Демаг понадобятся от нас отзывы об их прессах монтаж которых действительно приближается к окончанию то мы по отношению к ним употребим тот же прием, который они применили к нам в деле Биттера. Т.е. мы просто не будем отвечать ни на какие их запросы и не будем давать им никаких отзывов, в которых они по-видимому очень нуждаются, так как уже писали об этом своим монтерам - что им важно как можно скорее получить результаты работы пресса. Я даже получил письмо от какой-то девицы из Баварии, которая хотела бы от Баварского правительства сюда ехать смотреть прессы. Я ей ответил вежливо, как подобает отвечать девице, но фирме отвечать не буду. Я меня нет немецкого стенографа, и поэтому я не могу изложить всего этого по-немецки, но очень прошу Вас выдержки из моего письма перевести хорошим немецким языком и послать фирме. Может быть это на нее скорее подействует чем всякие просьбы. Я все же хотел бы получить Биттера". Как показали более поздние документы, Биттер таки приехал, но лишь в июле. И с ним потом, при его отъезде из России в августе, произошла удивительная история, но об этом в свое время.

Ссылки:

  • ГИДРОТОРФ 1923-1925
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»