Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Торфососы - разработка конструкции (1916-1922)

(Из копий и черновиков статей о гидравлической добыче торфа, написанных Р.Э. Классоном и В.Д. Кирпичниковым в конце 1922-го - начале 1923-го.)

Конструкция торфососа в том виде, в каком он применялся сейчас, то есть в 1922 году, у Гидроторфа выработалась далеко не сразу. Первая конструкция торфососа относится к 1916 году, когда выяснилась невозможность воспользоваться элеватором и железнодорожным транспортом для подъема массы из карьера и разлива ее по полям сушки. Вот что говорится о первых конструкциях торфососов в книге В.Д. Кирпичникова "Гидравлический способ добывания торфа к концу сезона 1918 года.: "В самом конце сезона 1916 года был пущен в ход первый торфосос с мотором в 35 л.с., который доказал возможность засасывания, переработки и транспорта жидкой массы по трубам. Его мощность, однако, оказалась слишком ничтожной для развития давления (он развивал давление максимум 4 м водяного столба), нужного для транспорта массы на сколько-нибудь значительное расстояние, и к следующему сезону изготовлены были более мощные торфососы модели 1917 года. При разработке их конструкции использованы были наблюдения, сделанные во время кратковременной работы торфососа в 1916 году. <...>Три изобретения, примененные в августе 1917 г., обеспечили, наконец, непрерывную подачу торфососов:

1) нижний неподвижный нож предохранял нижний винт от засорения непереработанными кусками торфа и мха, волокнами пней;

2) свободный винт(Имеется в виду вертикальный шнек. - Примеч. М.И. Классона.), вращающийся на продолженном под торфососом валу, приводит в движение всю массу, в которую погружен конец торфососа, и, создавая постоянное волнообразное движение массы, предохраняет вход в торфосос от засорения и обеспечивает непрерывное поступление массы в торфосос;

3) обечайка (цилиндр), приделанная к нижнему рабочему винту, устраняет заклинивание длинных волокон между этим винтом и кожухом. С этими усовершенствованиями непрерывная работа торфососа наладилась и его производительность оказалась вполне достаточной для распространения гидравлического способа добывания торфа.

<.>После опыта с торфососом модели 1917 года выяснились два дефекта его конструкции:

1) недостаточность развиваемого им давления при желательной производительности и

2) слишком большой расход энергии, тратящейся на излишнюю переработку торфяной массы. Эти недостатки заставили изобретателей искать другого способа для увеличения развиваемого давления без чрезмерного возрастания числа элементов. Так как переработка массы достаточно хороша уже при выходе из второго или даже первого элемента, когда давление еще далеко не достигло нужной величины, то для дальнейшего увеличения давления решено было применить в чистом виде принцип центробежного насоса, который может развивать известное давление за счет затраты во много раз меньшего количества энергии, чем турбинные элементы торфососа, главная роль которых - засосать и переработать торфяную массу. В результате получился комбинированный торфосос модели 1918 года, который отличается от ранее описанного заменой последних (верхних) элементов центробежным насосом специальной конструкции (без направляющих лопаток и каналов, как при входе, так и при выходе), с звездообразным колесом, насаженным на общий вертикальный вал. Производительность такого торфососа в несколько раз превосходила подачу торфососа модели 1917 года, при расходе всего 60-70 л.с... Работа в производственных условиях в карьере показала, что свободный винт турбинного типа предохраняет от засорения отверстие торфососа мелкими подплывающими пнями и комками торфа хуже, чем плоский нож. В то же время испытания торфососа с обрезанным наполовину свободным винтом (высотой 75 мм) и даже перевернутым доказали, что присутствие свободного винта не увеличивает заметно производительность торфососа, вызывая однако значительный, до 15 киловатт, перерасход энергии. От него отказались и заменили его плоским двухлопастным ножом, диаметром 450 мм, меньшим чем диаметр всасывающего отверстия торфососа, а теперь при испытаниях осе-нью 1922 года - большим двухлопастным пропеллером, плоским ножом с слегка изогнутыми назад, относительно направления вращения вала, концами. Короткий нож уже значительно обеспечил от быстрого засорения всасывающее отверстие торфососа, но при нем все же приходилось держать в карьере двух карьерщиков, вручную устранявших подплывающие к торфососу пни и ветви. Только применение пропеллера диаметром сначала 800 мм, а потом и 1 000 мм окончательно устранило необходимость держать рабочих в карьере. Такой пропеллер, разбрасывая ударами своих лопастей подплывающие пни, дает возможность значительный промежуток времени работать без передвижки крана на новое место.

В ряде испытаний предыдущих годов отдельных элементов торфососа выяснилась возможность производительной работы торфососа с одним рабочим колесом. И модель 1921 года, ныне применяемая Гидроторфом, состоит из следующих элементов:

1) пропеллер диаметром 1 000 мм,

2) нож с тремя радиальными лезвиями,

3) пятилопастное турбинное рабочее колесо высотой 150 мм,

4) направляющий четырехлопастный аппарат высотой 100 мм,

5) насос на вертикальном валу. Этот тип модели 1921 года является конечной стадией в истории создания мощного и производительного торфососа. Далее упоминаются две попытки создать более легкий торфосос:

1) в 1919 г. был проведен опыт с торфососом, где мотор стоял на кране, а всасывающая головка приводилась в движение с крана с помощью вала с шарниром Гука. Опыт не дал положительных результатов - по производительности, не превысившей 450 м3/час;

2) у другой конструкции, имевшей ту же цель . облегчить торфосос с его мотором и уменьшить вес агрегата на вылете крана, была коническая головка модели 1920 г., максимальная производительность достигала 450 м3/час.

Отдельный раздел материалов посвящен испытаниям различных моделей растирателей. В упомянутых материалах приведены и задачи Опытного поля Гидроторфа - собственная отработка и испытания различных моделей торфососов и растирателей, определение коэффициентов трения в трубопроводах для гидромассы. РГАЭ, ф. 758

Ссылки:
1. ДОКУМЕНТЫ ПО ГИДРОТОРФУ 1922 г

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»