Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Р.Э. Классон: Доклад в Экосо о положении Гидроторфа в конце 1924 г.

Доклад в Экосо относительно технического положения Гидроторфа в конце 1924 г.

Вступление Гидроторф - предприятие молодое и очень быстро развивающееся, но развитие его идет скачками, а именно все достижения его и улучшения производства проявляются все-гда осенью, после окончания сезона. Во время сезона идет напряженная работа, большею частью в неблагоприятных условиях, для проведения производственной программы. В течение этого времени накопляется опыт, затем осенью производится ряд опытов, которые вместе с летней работой Опытной Части, работающей независимо и отдельно от производства, дают довольно богатый материал для дальнейшего познания природы торфа. Сейчас уже не приходится доказывать, как в предыдущие годы, возможность промышленной постановки Гидроторфа, это общепризнанно, и Гидроторф начинает вытеснять своего конкурента . машинно-формованный торф. Тем не менее, практические успехи Гидроторфа еще не так велики, как могли бы быть, если бы осуществить в широком масштабе все те практические достижения, которые наметились в последние годы. К сожалению, приходится работать прежним оборудованием и лишь частично, в малом масштабе применять новые методы работы, которые именно благодаря своему малому масштабу не могут практически изменить средних цифр производительности и себестоимости торфа. Так, например, в этом году была разработана во всех деталях и проверена на практике новая схема расположения торфососных кранов и пеньевых кранов. Схема эта дала блестящие результаты - производительность одного торфососа при таких условиях возрастает, по крайней мере, на 40%, а, следовательно, соответственно уменьшается амортизация, падающая на пуд гидроторфа. Но, к сожалению, в будущем, 1925 году по этой более совершенной схеме удастся работать лишь одним краном на Электропередаче и одним в Сормове, на Чернораменском болоте.

В текущем 1924 году гидроторф на главном хозяйстве - на Электропередаче оказался дешевле машинно-формованного торфа на около 1 коп. на пуд. Если бы в будущем году была проведена в широком масштабе новая схема, то эта разница, вероятно, возросла бы втрое, но отсутствие средств не дает возможности произвести это переоборудование. И остается надеяться на то, что успех этих двух агрегатов машин, которые будут работать в будущем году по новому методу, заставит хотя бы в 1926 году применить этот метод в более широком, промышленном масштабе.

Новый стандарт 1924 года При новом способе, называемом нами "стандарт 1924 года", окончательно отпадает тяжелый физический труд: персонал, обслуживающий агрегат машин, состоит из трех квалифицированных работников-мотористов и трех чернорабочих. При этом производительность агрегата за сезон определяется в 1,5 миллиона пудов. Если сопоставить эти цифры с цифрой людей, работающих тяжело при машинно-формованном способе, то уменьшение получится в десятки раз и, что самое главное, совершенно отпадает грязная работа в карьере, которая при старом нашем стандарте, по которому работает большинство наших машин, все же, хотя и в незначительной степени, существовала.

Облегчение работы торфососа Торфосос - машина вообще очень производительная, но нам до сих пор не удавалось заставить ее работать непрерывно, так как очень много времени уходило на переезд кранов, на перестановку труб, перекладку массопроводов и прочие работы. Все это при новом стандарте значительно сокращается, и производительность торфососа может проявиться в очень высокой степени. Соответственно этому удешевится торф, а это в настоящее время является главной задачей, так как торфу приходится вести тяжелую конкурентную борьбу с дешевым донецким углем. Мы совершенно убеждены, что при рациональной постановке Гидроторфа в широком масштабе, с применением всех усовершенствований этого года мы можем создать для Центрального района самое дешевое топливо. Вся беда в том, что мы не можем это демонстрировать в широком промышленном масштабе за отсутствием денег. А все органы, которые ассигновывают средства на дальнейшие работы, считаются исключительно с бухгалтерскими цифрами прошлых лет и никак не могут учесть тех факторов, которые войдут в производство ближайших лет, благодаря изменениям и усовершенствованиям его. Господствует бухгалтерский, а не инженерский взгляд, и вот почему мы не могли получить достаточного количества денег для переоборудования нашего инвентаря.

Схема выработки залежи По новому стандарту торфососный кран не ходит "челноком" по болоту, как он ходил раньше, вырабатывая карьер в 15 м шириною и передвигаясь со скоростью 30-40 м в день. Теперь кран будет пятиться по заранее проложенным рельсам, и карьер будет вырабатываться в обе стороны на 50 м в длину при ширине в 6 метров. Эта длина в 50 м после опыта 1925 года будет еще увеличена. Все массопроводы и рельсы могут быть проложены заранее, а не во время сезона. В сезон же нужно только укорачивать как рельсы, так и массопроводные трубы, т.е. производить простейшие работы, не отнимающие большого времени. Опыт, произведенный на Чернораменском хозяйстве осенью этого года, уже по окончании сезона, был настолько убедителен, что артель торфяников, участвовавшая в этом опыте, заявила, что они настаивают на том, чтобы работать в будущем году только по новому способу и что на старый способ они не согласны.

Два пеньевых крана При нынешнем способе работы, когда имеется всего один пеньевой кран при широком карьере, часть мелких пней всегда успевает подплыть к торфососу, и это вынуждает людей от времени до времени входить в карьер и выбрасывать пни, чтобы очистить проход массы к торфососу. При новой схеме каждый торфосос имеет по одному пеньевому крану с каждой стороны. Карьер берется узкий, всего в 6 м, и пеньевые краны успевают вычистить его до последнего пенька. Причем, если бы все-таки часть мелких пней подплыла к торфососу, то один из гусеничных пеньевых кранов подходит к торфососному крану, который отъезжает назад, а пеньевой кран выбирает все пни в том месте, где работал и будет вновь работать торфосос. Таким образом, эта последняя грязная работа, которая ставилась в упрек Гидроторфу, совершенно отпадает, и работать при таких условиях можно вплоть до глубокой зимы, что понадобится, когда кроме летней сушки будет работать завод по обезвоживанию.

Присос воды Дальнейшее улучшение в производстве заключается в том, что часть воды, необходимой для образования гидромассы, подается не насосом высокого давления, расходующим много электрической энергии, а простейшим эжектором с небольшим расходом воды.

Доведение растирателя Растиратель, причинявший за последние два года довольно много хлопот тем, что в него попадали мелкие пни, теперь видоизменен. Так что и у него расход энергии понизился, а надежность работы увеличилась в чрезвычайной степени. И в предстоящем 1925 году уже будут работать растиратели, переделанные из старых по новому образцу.

Разливные работы Разлив, производившийся до сих пор на полях длиною 200 м, значительно удешевился благодаря тому, что поля эти мы стали удлинять и в 1924 году уже дошли до полей в 1 000 и более метров длины. Коренное изменение в разливе произведено переходом от интенсивного к экстенсивному разливу, то есть, в противоположность прежнему стремлению заливать одни и те же поля два или даже три раза в течение сезона, мы теперь напротив совершенно не гонимся за двукратным заливом, а предпочитаем иметь больше полей, на которых торф спокойно сохнет, не нуждаясь в обильном женском труде для переворачивания и складывания торфяных кирпичей.

Формующая машина После трехлетней работы, наконец, удалось построить такую машину, которая формовала бы торф на тонкие и высокие, отдельно стоящие кирпичи, которые могут спокойно досыхать на месте, и только один раз потребуется их переложить, вместо обычных четырех процессов перекладки, практиковавшихся раньше. Механическое формование не только удешевляет торф, но и улучшает его качество, так как прессует его тогда, когда он дошел до пластического состояния. И это прессование значительно улучшает качество кирпича, делая его более плотным и тяжелым. Это новое достижение будет уже применяться в 1925 году, а к 1926 году должна совершенно исчезнуть всякая ручная работа при формировании гидроторфа.

Если удачно пройдут намеченные на 1925 год опыты по механическому собиранию, транспортированию и штабелеванию торфа, то в будущем, 1926 году, производство гидроторфа будет механизировано во всех своих стадиях, и основная задача Гидроторфа тем будет разрешена. После этого останутся лишь дальнейшие органические ежегодные улучшения процессов производства. Будь у нас деньги, мы уже в 1925 году могли бы показать вполне рациональную постановку дела, и дать дешевый и хороший торф, не боящийся конкуренции никакого другого топлива.

Искусственное обезвоживание гидроторфа Второй задачей Гидроторфа является выработка методов искусственного обезвоживания торфа, независимо от времени года и климата. Над этой задачей мы работаем уже три года, и в настоящее время технически она почти совсем закончена. Осенью этого года мы пускали весь опытный завод в ход, правда в сравнительно небольшом масштабе, так как не все машины между собой согласованы, и завод еще имеет "узкие места", которые определяют собой производительность всего завода. Но, тем не менее, с технической стороны совершенно бесспорно доказано, что торф, добытый на болоте в ноябре месяце, когда давно прекратились всякие работы по торфу (кончающиеся, обычно, около 1 августа), может быть через полтора часа на заводе превращен или в сухой твердый брикет или, по желанию, в сухой порошок, горящий как нефть под котлами.

Сейчас нельзя говорить, конечно, об экономической стороне завода. Он и технически далеко не совершенен, мы все время еще меняем машины, меняем скорости уже установленных машин. Словом, идет интенсивная техническая работа, но для нас важно, что задача, над которой 20-30 лет работали в Зап. Европе, уже разрешена нами технически, и в дальнейшем остается сделать завод экономически выгодным. В конечном успехе мы совершенно не сомневаемся, но конечно при тех небольших средствах, которыми мы располагаем, и соответственно медленном темпе работ, пройдет еще много времени, пока мы преодолеем все трудности.

Мы считаем, что в будущем 1925 году мы будем в состоянии составить проект нового завода, основанный на опыте первого. И этот новый завод, соединенный с простейшей электрической станцией, будет уже экономически выгоден. Залогом успеха завода является то, что мы работаем не с обычным торфом, как делали все наши предшественники, а с гидромассой, которая одна только восприимчива к химическому воздействию. Соединение химического и механического воздействия на торф решило вопрос, тогда как применение только одних механических способов было обречено на неудачу.

Сейчас перед нами стоит очень длинный ряд задач по заводу, но, к сожалению, мы иногда месяцами не можем проделать спешных, необходимых опытов, так как не можем купить того или другого необходимого нам предмета.

Сущность завода по искусственному обезвоживанию торфа состоит в том, что гидромасса с болота гонится по трубопроводу на завод, здесь смешивается с химическим раствором (коллоидальной окисью железа), добываемым из простейших и дешевых материалов (железная стружка, углекислота из дымовых газов и немного хлора), и затем эта торфяная масса обезвоживается последовательно в трех стадиях. Характерно то, что жидкую массу нельзя обезвоживать сразу в одной машине, а для этого нужны три разных машины, каждая из которых доводит состояние влаги в торфе лишь до определенной степени, а затем этот частично обезвоженный торф должен передаваться на следующую машину. Процесс смешения воды с химическим раствором и обратное обезвоживание гидромассы идет чрезвычайно быстро, так что по прошествии каких-нибудь 10 минут после поступления на завод жидкого торфа масса уже обезвоживается настолько, что в ней остается воды в 4 раза меньше, чем было в торфе-сырце на болоте. Последние полтора объема воды механическим путем отжать нельзя и их приходится испарять теплом, для чего применяются отработанный пар и отработанные газы с электрической станции. На эту досушку требуется приблизительно полчаса, и, таким образом, весь проход жидкой массы по заводу занимает менее часа. Работа на заводе может быть настолько механизирована, что никакого физического труда не требуется: торф передается по трубам, по лентам или по транспортерам, и весь процесс идет автоматически, требуя со стороны персонала только надзора. Таким образом, завод требует лишь очень дешевых материалов для химической обработки и крайне незначительного персонала, и, следовательно, стоимость торфа будет определяться, главным образом, амортизацией оборудования завода. В этом направлении нами ведется интенсивная работа с целью упрощения и удешевления механизмов и, главное, увеличения их производительности. Возможностей в этом направлении намечается очень много, и мы постепенно, по мере получения денег, осуществляем одну за другой эти возможности. Мы уверены в том, что завод этот окажется экономически выгодным. И тогда перед торфодобыванием откроются поистине безграничные перспективы, так как главные залежи торфа в России расположены в центральной и северной части с очень коротким летом, и короткая сезонная добыча, конечно, не может сделать торф тем, чем он должен быть - важнейшим топливом центрального и северного района. Те же торфососы, которые работают на сезонной добыче в течение только двух с половиной месяцев, могут работать при заводской добыче, по крайней мере, 7-8 месяцев в году, а мы работаем над тем, чтобы создать возможность работать почти круглый год. Ясно, что при таких условиях амортизация машинного оборудования Гидроторфа на болоте ложится на пуд добычи лишь ничтожной величиной, в 3-4 раза меньшей, чем сейчас, и стоимость оборудования болот для данной производительности будет совершенно другой. Теперь для добычи 10 миллионов пудов при летней сушке требуется около 10 торфососов, при заводской же добыче те же 10 милл. пуд. будут произведены 3-4-мя торфососами.

Активирование гидроторфа То же химическое воздействие на гидромассу сообщает торфу, кроме механических свойств, еще крайне ценные физические свойства, а именно возможность перегонять этот торф при очень низкой температуре и получать из него бензин и масла. Если принять во внимание, что бензин, на котором основана вся огромная автомобильная и развивающаяся авиационная промышленность, является в настоящее время самым ценным техническим материалом, не уступающим по ценности золоту, и что запасы бензина, получаемого из нефти, чрезвычайно ограничены, а потребление растет неудержимо из года в год, то возможность получить бензин из необъятных торфяных болот России является исключительно важной. (Эти строки писались, понятно, до открытия "второго Баку"- (залежей нефти в Поволжье) и "третьего Баку". (залежей в Западной Сибири). - Примеч. М.И. Классона .)

Два года тому назад, когда нами было сделано этой огромной важности открытие, мы начали хлопотать во всевозможных учреждениях об ассигновании нам денег на постановку опытов в промышленном масштабе, но всюду встретили глубокое равнодушие, и постепенно воодушевление наше стало таять. Теперь мы стоим перед перспективой совсем забросить все эти многообещающие и крайне важные для страны опыты, не имея возможности их продолжать, так как все наши старания не увенчались успехом, и после 16 000 руб., отпущенных нам в прошлом году, на которые мы не смогли построить настоящего аппарата для перегонки, нам в этом году уже совершенно вычеркнули всякие ассигнования, и денег на производство этих опытов у нас нет. Против этого мы протестуем и считаем, что получение бензина и масел из торфа настолько важно, что нельзя его держать под спудом в течение двух лет.

В Зап. Европе и Америке идет интенсивная работа по получению бензина и масел из "каменного" угля и бурого угля, в Германии имеются большие специальные институты, которые только над этим работают (издаются специальные журналы, всецело посвященные этим вопросам). В Америке это дело поставлено в широком масштабе. В частности, огромные заводы Форда , выпускающие 2,5 милл. автомобилей и 1 милл. тракторов в год, предвидя этот опасный для них бензиновый голод, занялись несвойственным им делом - организовали в очень широком масштабе производство бензина из угля. Мы же, владея таким исключительно крупным козырем, как возможность добывать бензин из гидроторфа, уже два года почти ничего не делаем и кустарничаем в этой важнейшей области. Мы боимся, что повторится старая история, что какое-либо открытие не может развиться в стране, где оно было сделано, и будет лежать мертвым грузом, пока то же самое не будет вторично найдено и осуществлено в широком масштабе за границей. Это было бы очень обидно, и невольно у нас возникает горькое чувство, зачем же мы сидели годами над торфом, изучали его природу, делали бесконечные опыты и наблюдения, и когда, наконец, достигнуты огромные, по нашему мнению, результаты, то мы уже два года тщетно бьемся о стену равнодушия.

РГАЭ, ф. 758

Ссылки:

  • ДОКУМЕНТЫ ПО ГИДРОТОРФУ 1924-1925 г
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»