Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Р.Э. Классон в ГУТ фев 1923

Письмо Ответственного Руководителя Гидроторфа Р.Э. Классона в ГУТ

26 февраля 1923 г. На Ваш запрос от 19 февраля с/г. по поводу тех заграничных заказов, которые могли и должны были быть изготовлены в России, сообщаем следующее. В предстоящем сезоне 1923 года Гидроторф взял на себя очень большие обязательства по выработке торфа, в частности большими неустойками обязался выработать для МОГЭС на Электропередаче 7 миллионов пудов торфа и в Сормове и Ярославле по 2 миллиона пудов в каждом. Такая крупная добыча возможна только в том случае, если все необходимые машины и механизмы будут вовремя получены. Так как Гидроторф является предприятием совершенно своеобразным, то значительного количества машин и механизмов в готовом виде приобрести нельзя и надо заказывать их по специальным чертежам. Большое количество машин изготовляется в России, в частности на Машиностроительном заводе имени Владимира Ильича, который всецело работает для Гидроторфа. Затем на Гидроторф работает Завод Фалькевича , часть заказов передана на завод бывш. Московский Металлический и др. И все же много таких предметов, которые хотя и можно бы-ло бы изготовить в России, но получить их вовремя нельзя по недостаточной производительности русских заводов, и поэтому надо было или заказать эти вещи за границей или потерять еще один сезон, не выработав большого количества торфа. На последнее мы решиться не могли. Гидроторф признан предприятием, имеющим промышленный характер, и надо этот промышленный характер проявить на деле. Гидроторфом заказано много вещей за границей, причем в свое время на это были ассигнованы средства постановлением СТО и отчасти непосредственно распоряжением Председателя СНК тов. В.И. Ленина.

Для определения того, что должно было быть заказано за границей, была образована в свое время Комиссия под председательством Б.С. Стомонякова , в составе Б.С. Стомонякова, В.В. Старкова и Р.Э. Классона, которая должна была решить вопрос, что именно должно было быть заказано за границей в интересах успешного развития дела. Часть этих заказов была размещена в 1921 году и затем во время и после сезона 1922 года была размещена остальная часть заказов. Если взглянуть на перечень заказов, то ясно будет, что большая часть заказов в России изготовлена быть не могла, потому что или эти машины в России вообще не изготовляются или, если они и могли бы быть изготовлены, то лишь с чрезвычайными затратами.

В частности электротехническое оборудование заказано большей частью за границей, и это объясняется, во-первых, тем, что русским заводам немедленно надо было бы дать очень крупные авансы. Денег на выдачу таких авансов у нас не было, без денег мы прожили всю осень и зиму 1922/23 бюджетного года. И только сейчас в конце февраля мы постановлением СТО должны получить деньги на производство. Следовательно, если бы мы за границей не заказали этого оборудования, а в то же время не смогли бы дать авансов русским заводам, то мы не получили бы ничего, несмотря на то что в России, может быть, данные машины и можно было бы изготовить. Третьим важным обстоятельством, на которое мы позволяем себе обратить Ваше внимание, является дороговизна русских специальных изделий. Мы составили подробные таблицы стоимости предметов электрооборудования, как за границей, так и в России, причем сопоставили фактически уплаченные нами деньги за немецкие изделия с теми ценами, которые мы получили от здешних трестов. Мы не будем приводить всех таблиц и укажем лишь, что по отношению к крупным моторам разница в ценах, сведенных конечно в обоих случаях на золото, была не особенно велика. А именно русские моторы были дороже заграничных, считая еще 80% на пошлину и провоз, в 1.5-2 и 2.5 раза. При такой разнице в цене еще можно было бы заказывать в России моторы. И мы частью заказали Электротехническому Тресту, а именно большие моторы на 120 лошадиных сил. Что же касается специальных механизмов и аппаратов, то тут разница была настолько велика, русские заводы настолько не приспособлены были к их изготовлению, что никаких денег не хватило бы на изготовление всего этого оборудования в России. Для примера мы приводим, что "контроллеры", т.е. специальные аппараты для пуска моторов, которые обошлись при доставке из-за границы, плюс 80% на пошлину и провоз, в 105 золотых рублей, по ценам Треста стоили бы от 2 020 до 3 440 рублей, т.е. вместо одного русского контроллера мы могли бы получить от 19 до 32 немецких аппаратов, оплатив и пошлину, и провоз. Продолжая те же сопоставления, мы могли бы вместо одного русского тормозного магнита получить 29 немецких магнитов, изготовленных специальным заводом, тогда как в России они изготовлялись бы почти впервые и, может быть, были бы даже не вполне удовлетворительными.

Моторные ящики стоили в 7,7 раза дороже, масляные выключатели - в 5,6 раза, малые моторы - в 3-4 раза дороже и, наконец, большие трансформаторы - в 3. раза дороже. Заграничный центробежный насос на 300 м3*/час+ плюс 80% на пошлину и провоз обошелся в 1 030 зол. руб., русский насос Пирвица на 250 м3 стоил 2250 рублей.

Мы не считали себя вправе тратить деньги на оплату таких чрезмерно дорогих предметов, да мы этого и не могли бы, так как ассигнованных денег хватило лишь на часть того оборудования, которое нам было бы нужно.

Правда, за последнее время цены за границей сильно возросли, благодаря валютным осложнениям, но все же разница и сейчас чрезвычайно велика не в пользу русских заводов. Наши заказы выданы еще до большого повышения цен. К тем предметам, которые мы должны были заказать за границей, относятся рельсовые пути. К сожалению, рассчитывать на получение рельсовых путей со всеми скреплениями в России мы не могли, так как перед тем потратили около двух лет на поиски за рельсами, посылали бесчисленное число агентов во все места и получили лишь ничтожное количество рельс. Между тем, если бы у нас не было рельс, нам пришлось бы уменьшить производство, потому что, как известно ГУТу, по самой сущности своей Гидроторф не может обходиться без отвозки высохшего торфа с полей сезона, следовательно, по крайней мере, два раза за лето с них должен быть увезен весь высохший торф. Увозить миллионы пудов торфа без рельсовых путей немыслимо, и потому если бы мы не купили рельсовых путей за границей, то мы могли бы выработать лишь около половины того, что должны были бы. Железные трубы мы заказали за границей тогда, когда сполна нагрузили русские заводы и большего количества железа получить не могли. О железе мы хлопотали так же около двух лет без особого успеха. Мы считаем, что трубы и рельсы, как наиболее крупные объекты, вероятно, являются теми предметами, которые мы должны были бы заказать в России. Право располагать остатками заграничных кредитов мы получили по постановлению СТО от 22 марта 1922 года, и право распоряжения заграничными кредитами нам было дано Совещанием Народных Комиссаров 28/II-1922 г. под председательством тов. Цюрупы , в присутствии Комиссара Внешней Торговли тов. Л.Б. Красина.

В настоящее время кредиты Гидроторфа за границей закрыты и, конечно, никаких заказов впредь без соответственных разрешений делать не будем. Те же заказы, которые мы произвели, мы сделали, считая себя вправе их делать, на основании данных нам разрешений. Заграничное представительство Внешторга так же получило в свое время разрешение истратить все ассигнованные нам деньги на нужды Гидроторфа. Мы считаем, что мы никаких лишних вещей не заказали, и заграничное представительство очень строго проверяло необходимость каждого заказа. При дальнейшем развитии Гидроторфа, на которое мы твердо рассчитываем, надобность в заграничных заказах будет значительно меньше. Но все же некоторые специальные предметы, не изготавливаемые в России, вероятно и впредь придется выписывать из-за границы. И по поводу этих вещей мы каждый раз будем входить с особыми ходатайствами.

РГАЭ, ф. 758 В письме Гидроторфа в ГУТ от 20 февраля 1923 г. приводился подробный список прежних заграничных заказов, включая 3 паровоза фирмы Оренштейн и Коппель, 40 л.с., на 600 мм колеи, 3 паровоза той же фирмы на 50 л.с. и 750 мм колеи, 100 т рельсов фирмы Везерхюттен и 120 вагонеток (600 мм) той же фирмы, 100 т рельсов фирмы Смошевер с крепежом и 40 вагонеток (750 мм) той же фирмы.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»