Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ГПУ (Экономический отдел): активизация претензий к гидроторфу, 1923

Начиная с октября 1923-го множество материалов Гидроторфа стал требовать Экономический отдел ГПУ. В архивных документах то и дело попадаются справки, отправлявшиеся на имя следователя тов. А.Б. Калецкого . Например, в ноябре в ГПУ ушел документ за подписью Зав. Электротехническим Отделом Гидроторфа Б.В. Мокршанского :

"К вопросу о заграничных заказах Гидроторфа на электротехническое оборудование, выданных осенью 1922 г. Составление спецификаций требующегося электротехнического оборудования было произведено значительно раньше, чем закончилось рассмотрение и утверждение производственной программы на 1922/23 год. Основные списки были готовы в конце августа 1922 года, а производственная программа утверждена только 22 февраля 1923 года (протокол *55 Топливной Секции Госплана). Преимущество от заказа электротехнического оборудования за границей заключается в следующем. Ко времени заказа оно было значительно дешевле, чем оборудование русского производства. Если просмотреть прилагаемую сравнительную справку Стола Заграничных Заказов о ценах на главнейшие предметы электротехнического оборудования и сравнить заграничные цены с ценами наших трестов (предложения Эльмаштреста от 16/X-22 г. N1598 и ЭТЦР от 19/X-22 г. N 4473, присланные в ответ на запрос от 2/X-22 г., причем был заявлен срок изготовления 6 месяцев), то окажется, что стоимость предметов русского производства дороже заграничных, причем качество их, вообще говоря, хуже. В отдельных случаях, например, разница в ценах следующая: контроллеры дороже примерно 40 раз, тормозные магниты - в 18 раз, моторные ящики 2000 вольт - в 7,5 раз, мелкие моторы - в 3- 3,5 раза. Если подсчитать, во что обошлось бы изготовление требовавшихся Гидроторфу предметов по ценам наших трестов в то время, то общая стоимость их в золоте была бы примерно 700000-800000 руб. вместо 128000 руб., затраченных при покупке за границей.

Другое обстоятельство, не позволявшее осенью 1922 года заказать электротехническое оборудование на русских заводах, была необходимость немедленной уплаты обычно аванса от 25 до 50% от стоимости заказа. Деньгами Гидроторф мог располагать только после утверждения производственной программы, что произошло только 22 февраля 1923 года, деньги же были получены еще позже. Ясно, что при том финансовом положении, которое переживал Гидроторф осенью 1922 года, выплата аванса даже в 25% была просто неосуществима, а, следовательно, и самый заказ главного электротехнического оборудования на русских заводах был невозможен".

И такую справку затребовал тов. А.Б. Калецкий : "При сем препровождаем: 1) Справку о спецставках, выплаченных в сентябре с/г. в товарных рублях. 2) Копию отчета А.Г. Штумпфа о командировке в Киржач. 3) Копию расписки И.М. Сергеева в получении денег за ремонт квартиры А.Г. Штумпфа. 4) Сведения об авансах, выданных сотрудникам Гидроторфа в счет платы за научно-литературные работы по изданию "Книги о Гидроторфе" с приложением книги и конспекта работ".

Из последнего материала видно, что книга содержала 430 стр. и работа над ней шла с сентября 1922-го по июнь 1923 г. Указано, что Р.Э. Классон и В.Д. Кирпичников написали главы А, Б, В, Ж, Л, Н и отредактировали окончательно все остальные главы. А последние в свою очередь писали Г.Л. Стадников, Л.А. Ремизов, П.Н. Ефимов, Б.В. Мокршанский, инж. Михаил Николаевич Леман, инж. Иван Никитич Глыбовский. Другие сотрудники Гидроторфа, включая В.И. Богомолова, готовили таблицы и фото- и чертежные материалы. Всего за свои творческие и технические труды сотрудники получили: Р.Э. Классон - 9660 руб. дензнаками (1231,37 зол. руб.), В.Д. Кирпичников - 41660 руб. дензнаками (2303,29 зол. руб.) и т.д. А из других документов видно, что книга вышла из печати в ноябре 1923-го. В ноябре же 1923-го уже наш герой попал под уголовное разбирательство по линии ГПУ! Это стало известно из его письма заместителю председателя ВСНХ РСФСР тов. П.А. Богданову:

"Конфиденциально.

Многоуважаемый Петр Алексеевич 14 ноября с/г я был вызван к следователю Экономического отдела ГПУ, и мне было объявлено, что я, как и мои товарищи по Управлению Гидроторфа, привлекаюсь по ст. 110 Уголовного Кодекса и обвиняюсь в бесхозяйственном ведении дела Гидроторфа. Сущность обвинения заключается в том, что Гидроторф систематически, особенно летом, запаздывал с выдачей заработной платы, задерживая выдачу на продолжительное время, что вызвало недовольство и волнения среди рабочих, и в то же время Гидроторф купил 4 легковых и 1 грузовой автомобиль. В этом усмотрено халатное отношение к обязанностям и непроизводительная трата народных денег. При этом указывалось, что, если бы автомобили не были приобретены, то на эти деньги можно было бы удовлетворить рабочих и предупредить волнения. Затруднения с деньгами у нас, действительно, происходили и происходят хронически и объясняются несвоевременным получением денег из Наркомфина, о чем мы неоднократно доводили до сведения ВСНХ и других высших органов. Как это обвинение в покупке автомобилей, так и второе, что мы строили дома для инженеров, я не считаю основательными. <...>

Но так как моя деятельность признана не только неправильной, но и преступной, а я и впредь мог бы совершать такие же с моей точки зрения целесообразные, но не целесообразные с точки зрения контролирующих органов действия, то я прошу Вас освободить меня от всех административно-хозяйственных функций, сохранив за мной дальнейшую техническую работу в Гидроторфе. В этой области предстоит сделать еще очень много, намечен целый ряд работ, которые должны повысить производительность машин, и все свое время я хотел бы потратить на чисто техническую работу. Административно-хозяйственные функции я прошу возложить на другое лицо, пользующееся доверием высших контролирующих органов" (в ф. 758 письмо отсутствует, а находится в личном фонде Классонов - ф. 9508 РГАЭ).

Следом, 20 ноября "проштрафившийся" Р.Э. Классон отправил циркуляр в Авточасть: "С сего числа упраздняется персональное пользование автомобилями и воспрещается пользование машинами не для служебного пользования". И далее внимательно следил за "новой точкой зрения" властей на персональные авто: "В газете "Правда" от 23/XI-23 г. N 266 напечатан целый ряд выговоров за незаконное пользование автомобилями, в том числе председателю Резинотреста Лежаве-Мюрат "объявляется строгий выговор с предупреждением за то, что будучи руководителем Резинотреста сосредоточил у себя 5 машин и развозил на них сотрудников на работу и с работы, тогда как последние могли бы пользоваться трамваями". Сообщая об этом Заведующему Гаражем, а также Управлению Гидроторфа, прошу служащих считаться с этой новой точкой зрения на пользование автомобилями и сделать из нее соответствующие выводы. До сих пор такое пользование автомобилями не считалось незаконным. Но, по-видимому, эта точка зрения изменилась, и потому служащие, пользующиеся автомобилями незаконно с этой новой точки зрения, должны будут за это лично нести ответственность, так как ни гараж, ни кто-либо другой не может уследить за тем, действительно ли автомобили применяются только для служебных целей или же также и для личных. Тем более что и то и другое пользование очень тесно переплетаются, и постороннему трудно в нем разобраться и решить, к какой категории относится данная поездка".

П.А. Богданов в том же месяце попытался успокоить нашего разволновавшегося героя:

Лично. Секретно.

Уважаемый Роберт Эдуардович! В ответ на Ваше заявление сообщаю, что мною предприняты все необходимые шаги, чтобы течение дела приняло наиболее безболезненный характер. Надеюсь, что нам удастся обеспечить Вам и в дальнейшем нормальные условия работы. Поэтому прошу в настоящий момент не давать хода Вашему заявлению о сложении с себя административных функций по Гидроторфу и МОГЭС-у и продолжать работу по- прежнему. Один факт привлечения за несвоевременную выплату зарплаты - вопрос, по которому сейчас привлекается целый ряд наших хозяйственников, - никоим образом не лишает Вас доверия со стороны руководящих государственных органов".

Из приложения к письму Р.Э. Классона становится вполне ясной его аргументация. Итак, Гидроторф приобрел в 1922/23 г. пять новых автомобилей. До этого было одиннадцать старых машин, крайне неэкономичных, полученных в свое время большею частью бесплатно. Содержание этих автомобилей требовало огромных расходов на ремонт и материалы, и, когда Гидроторф получил валюту для приобретения за границей оборудования, то в числе других заказов были закуплены один грузовой и два легковых автомобиля, главным образом, для сообщения с Электропередачей. За эти три машины было уплачено за границей, и, конечно, поясняет Р.Э. Классон, из Берлинского торгпредства нельзя было перевести деньги для расплаты с рабочими в СССР. Еще два автомобиля - Хорьх Гидроторф закупил в Центросоюзе за 18000 червонных рублей. Эти комфортабельные легковые автомобили (которые после второй мировой войны стали выпускать под маркой Ауди) были так же предназначены главным образом для сношения с Электропередачей. А грузовик в 1923-м сделал 36 поездок на Электропередачу и перевез наиболее спешные сезонные грузы. В итоге вместо старого гаража с одиннадцатью машинами и персоналом в тридцать человек (которые в основном занимались ремонтом) появился новый гараж Гидроторфа с пятью машинами и девятью механиками-шоферами.

Заодно Р.Э. Классон вынужден был оправдываться и за то, что "делали все": "Нам ставится в вину, что 3 автомобиля были предоставлены в персональное пользование старшим служащим. Это действительно было так, но, тем не менее, и эти автомобили часто ездили на Электропередачу, следовательно, большею частью были целесообразно использованы. Несомненно, что лица, распоряжающиеся автомобилями, пользовались ими также для личных своих поездок, но это явление общее, и Гидроторф только не составил в этом отношении исключения. Если предоставление автомобилей в персональное пользование признается неправильным, с чем я могу согласиться, то исправить это недолго". Теперь, что касается задержек с зарплатой и "вины нового гаража": "Если бы 2 автомобиля, купленные у Центросоюза, не были приобретены, то в распоряжении Гидроторфа было бы лишних 18000 руб. плюс 2406 руб., которые были истрачены на пошлину и провоз двух купленных за границей легковых автомобилей. Утверждение, что этой суммы было бы достаточно, чтобы вывести Гидроторф из затруднения и предотвратить все опоздания в выплате заработной платы, несостоятельно. В течение только трех летних месяцев - июнь, июль и август заработной платы по трем хозяйствам Гидроторфа, по Управлению и Заводу имени Владимира Ильича уплачено свыше 860000 червонных рублей. Если же считать заработную плату в течение всего года, то она выразится в сумме свыше 1,75 миллиона червонных руб. Можно быть того или другого мнения о необходимости пользоваться автомобилями вообще, но ясно, что отказ от покупки 2-х автомобилей стоимостью 18000 руб. никоим образом не повлиял бы заметно на задержку в выплате заработной платы. Задержки эти всегда выражались [многими] десятками тысяч рублей".

Еще Р.Э. Классону вменялось в вину строительство скромных, служебных домиков на торфяном болоте, которое должно было питать топливом будущую Нижегородскую электростанцию . Вот как он аргументировал это обстоятельство: "Болота расположены вдали от жилья, и мы считаем крайне целесообразным, чтобы весь персонал от низшего до старшего жил непременно на болоте. Поэтому сначала строились дома для рабочих, а затем дома для инженеров, и постройку последних домов я считаю безусловно необходимой. Работать без инженеров рабочие не могут, особенно в таком новом деле как Гидроторф. Дома все эти скромные, без излишней роскоши. И, например, на Чернораменском болоте дома для рабочих давно выстроены, а из двух домов для инженеров второй все еще не окончен, и три инженера ездили летом за 6 верст, причем одна и та же лошадь всех троих привозила и увозила с болота. Кроме квартир для инженеров было указано также на выезды для старших служащих. Опять-таки, без лошадей работать нельзя. Так, Чернораменское болото расположено в 30-ти верстах от Н.Новгорода и в 6-8 верстах от г. Балахны_г ".

И в заключительной части приложения к письму в ВСНХ Р.Э. Классон вынужден был напомнить большевикам вроде бы совершенно очевидные вещи:

"Я считаю безусловно необходимым для всякого крупного промышленного предприятия хорошие средства сообщения, без них я себе работы не представляю. Для меня вопрос об экономии времени и о целесообразном использовании, в частности, каждого инженера стоит на первом плане, и расходы, делаемые с этой целью, я считаю производительными".

Оставляем историкам-профессионалам интереснейшую тему: исследовать кампанию ГПУ по привлечению к уголовной ответственности за несвоевременную выплату зарплаты целого ряда хозяйственников в 1923-м и определить место этой кампании в череде будущих громких процессов, например дела Промпартии в 1928-м.

По-видимому, письмо П.А. Богданова в ГПУ возымело свое действие, и чекисты на какое-то время отстали от нашего героя. В декабре 1924-го Р.Э. Классон вернулся к этому, слава Богу, не ставшему громким процессом, "делу", в опубликованной в газете "Экономическая жизнь" статье "О специалистах":

"В прошлом году в Гидроторфе, которым я заведую, был гараж из 11 старых, разбитых машин, требовавших огромного ремонта, много лишнего бензина и других материалов. Персонала при нем было 33 человека, и все же исправных машин было мало. Я ликвидировал весь старый гараж, частично продав его, и устроил новый гараж из пяти новых машин при персонале в 9 человек; расходы сократились более чем вдвое. Казалось бы, чего лучше!

Но это именно только казалось. Контролирующие органы взглянули на это иначе: допытывались, "кто разрешил?", затем последовали обвинение, следствие и прочие неприятности. Правда, дело кончилось оправданием, но ведь в данном случае я считал и продолжаю считать себя совершенно правым, и тут даже не было ошибки, но таковая все-таки была усмотрена. [Я своего мнения не переменил и опять повторил бы ту же операцию, считая себя безусловно правым. Но, с другой стороны, я ясно понимал, что, если бы я ничего не делал и оставил бы гараж в том виде, в каком он был раньше, то никакого обвинения не было бы, между тем морально я сам должен был бы себя обвинить]".

Последний абзац при публикации статьи был опущен.

Ссылки:

  • ГИДРОТОРФ 1923-1925
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»