|
|||
|
Р.Э. Классон в Главное Горное Управление (Научный отчет Гидроторфа)
Письмо Ответственного Руководителя Гидроторфа Р.Э. Классона в Главное Горное Управление, проф. И.М. Губкину 9 февраля 1924 г. При сем препровождаем отчет Гидроторфа по вопросу относительно достижений в сфере научной деятельности в минувшем 1923 году. I. В истекшем 1923 году добыча торфа гидравлическим способом при условии воздушной сушки кирпичей вылилась окончательно в промышленный масштаб, что подтверждается получением на Г.Э.С. Электропередача свыше 5,5 миллионов пудов торфа при исключительно неблагоприятных условиях, как вследствие дождливого лета, так и вследствие недостатка полей сушки и присылки Биржей Труда совершенно невежественных людей для обслуживания кранов. Без этих неблагоприятных условий добыча торфа на 10 установленных кранах превзошла бы 7 миллионов пудов, и именно эта программа намечена в предстоящем сезоне 1924 года. В 1923 году были испытаны практически все отдельные механизмы, но целый ряд усовершенствований, которые предполагалось произвести, не мог быть сделан вследствие недостатка средств. Вообще все работы Гидроторфа протекают при крайне неблагоприятных условиях, так как обычно по окончании сезона начинаются бесконечные заседания в комиссиях по вопросу о финансировании Гидроторфа на предстоящий сезон. В сезоне 1922/23 г. заседания продолжались около 6-ти месяцев и только к концу февраля 1923 года были даны деньги на работы. Но, конечно, до начала сезона нельзя было построить всех новейших машин и произвести все необходимые работы. Та же история повторяется и в нынешнем 1923/24 г. Осенью 1923 года был намечен к исполнению целый ряд новых механизмов, которые должны были улучшить работу Гидроторфа в предстоящем 1924 году. Но финансированию Гидроторфа была посвящена сотня заседаний, и только в январе, наконец, были получены частично деньги, необходимые для работы, и, следовательно, только в январе можно было начать заказывать машины. Таким образом, и в этом году опять-таки часть машин поспеет не к началу сезона, а к концу. И сезон в значительной степени не будет использован так, как он мог бы быть использован, если бы финансирование производилось осенью, а не тянулось бы через сотни заседаний (уже свыше 150 заседаний нами зарегистрировано по настоящее время, начиная с 1 октября). Нами произведены опыты с постройкой формующего автомобиля, который формует высокие вертикально стоящие кирпичи с большими воздушными промежутками между ними. Этот способ формования дал блестящий результат, и в этом году будет построен автомобиль, дающий возможность формовать такие кирпичи и тем удешевить и упростить сушку, механизировав первые два процесса, то есть резку кирпичей и перевертывание, так как перевертывать высокие, отдельно стоящие кирпичи нет надобности. Если удастся к сезону построить вышеупомянутый автомобиль (который мы могли заказать только в январе за отсутствием до того денег), то вопрос о механизации сушки будет значительно подвинут вперед. <...> На заводе по искусственному обезвоживанию были испытаны отдельные машины, которые постепенно приспособлялись к особым свойствам коагулированного русского торфа. Заграничный торф, для которого построены машины, обладает совершенно другими свойствами, чем наш торф, и потому все машины пришлось в ту или другую сторону видоизменить. Между прочим, выяснилось, что целесообразно применять только такие механизмы, которые работают непрерывно и обрабатывают торф, по возможности, в тонком слое. В частности, центрофуга оказалась машиной, мало подходящей для отжатия торфяной массы и, наоборот, фильтр Вольфа дал, после трехмесячных неудачных опытов, в настоящее время блестящие результаты и, кроме того, дал ценные указания, как надо строить пресса в будущем. Большой пресс "Мадрук" так же был нами испытан и в настоящее время дает уже благоприятные результаты при коагулированном торфе. Летом будет произведено полное параллельное испытание как немецкого способа Мадрук с примесью сухого торфяного порошка, так и нашего химического способа без всякой примеси посторонних веществ. На заводе было проделано очень большое число опытов по выяснению свойств торфа и, между прочим, выяснилось чрезвычайно важное обстоятельство, которое должно лечь в основу постройки всех будущих машин по искусственному обезвоживанию торфа, а именно, выяснилось, что недостаточно просто жать торф, а необходимо одновременно, по возможности интенсивно, перемешивать и переминать массу. По этому принципу нами в настоящее время строятся новые машины. II. В части II отчета, составленной проф. Г.Л. Стадниковым , приводились подробности изучения условий естественной сушки гидроторфа и выработки методов облагораживания торфа в связи с его искусственным обезвоживанием. Наиболее важный вывод: "установлено, что обработанный коллоидальным раствором окиси железа гидроторф обладает способностью загораться при 150 градусах и коксуется при 350 градусах, давая при этом больший выход смолы, содержащей меньше чем обычно кислых фракций". РГАЭ, ф. 758 Ссылки:
|