|
|||
|
Р.Э. Классон - в Угпром (о роли торфа в топлтвном балансе) авг 1924
Письмо Ответственного Руководителя Гидроторфа Р.Э. Классона в Угпром ВСНХ 18 августа 1924 г. Торф до войны являлся самым дешевым топливом Центрального района. Нет сомнения, что когда будут изжиты все затруднения, которые встречаются сейчас в топливной промышленности, торф опять станет наиболее дешевым топливом, и нынешнее состояние торфяного дела, при котором торф все еще сравнительно дорог, не может быть рассматриваемо иначе как переходный период. Целый ряд обстоятельств в настоящее время удорожает стоимость добытого торфа и затрудняет ему конкуренцию с дровами . В первую очередь надо упомянуть о тяжелом обложении заработной платы, которое для торфяной промышленности в этом году составило в среднем около 22%, на все виды заработной платы. Заготовка дров, являющаяся так же сезонным предприятием, аналогичным торфяному, от этого крупного накладного расхода освобождена. Стоимость торфа слагается главным образом из стоимости заработной платы, и тут приходится различать две стороны, а именно заработную плату торфяников и торфяниц, то есть чисто чернорабочую силу и, во-вторых, заработную плату квалифицированного персонала. Торфяники получают в настоящее время сравнительно нормальную плату, близко подходящую к довоенной. Наоборот, торфяницы получают плату, значительно превышающую довоенную и очень тяжело ложащуюся на стоимость пуда торфа. Квалифицированный же персонал, от которого зависит очень многое (мотористы, электрики, водопроводчики, слесаря и прочие) оплачивается слишком низко и мало заинтересован в производительном труде торфяников. Очень часто их заработок не стоит в прямой зависимости от размера добычи, и кроме того огульно равномерная оплата квалифици- рованных рабочих, независимо от их личных качеств и способностей, действует принижающим образом и нивелирует работу этого персонала не по высшей, а по низшей категории. Раз моторист все равно получает определенное жалованье, будет ли он хорошо или плохо работать, пропадает стимул к интенсивной работе, а это в чрезвычайной степени отражается на общей производительности торфоразработок. Чрезвычайно большое значение в смысле непроизводительного увеличения стоимости торфа играет несвоевременность и запаздывание получаемых кредитов. Деньги зачастую выдаются только перед началом сезона. В частности, Гидроторф за три года своего существования ни разу не получал денег раньше января-февраля месяца, когда все сроки для изготовления машин, для подготовки болот и прочего были пропущены. Приходилось весной, не жалея денег и труда, работать с обилием сверхурочных часов, и все же к сроку никогда не успевали приготовить машины и поля. И это чрезвычайно удорожало стоимость торфа. Требование Биржи труда ставить на должности квалифицированных рабочих посылаемых ею совершенно непригодных кандидатов, совершенно не знакомых с машинами, заставляли Гидроторф уже три года подряд терять первую половину сезона, пока эти невежественные люди научатся обращению с машиной. Тем не менее, при всех перечисленных неблагоприятных условиях и целом ряде других неблагоприятных факторов все же торф сейчас выдерживает конкуренцию, как с углем, так и с нефтью. Стоимость торфа будет понижаться с каждым годом, и в частности мы ждем значительного понижения стоимости гидроторфа в 1925 году в силу целого ряда технических улучшений. Конкурировать с углем, цена которого по политическим соображениям в настоящее время резко понижена, конечно, трудно. Но эти соображения, имеющие в настоящее время место, могут отпасть через год или два, и тогда все роды топлива вступят между собой в конкуренцию уже в чистом виде, то есть без осложняющих политических мотивов. К тому времени торф еще понизится в цене, тогда как нет оснований ждать понижения стоимости угля. Напротив, необходимость произвести целый ряд капитальных затрат на шахтах, которые теперь из года в год откладываются, скажется по всей вероятности в известном повышении цены на уголь. Но, помимо всех этих соображений о сравнительной стоимости, уголь, а в особенности нефть, являются или, по крайней мере, могут явиться экспортными товарами. Тогда как торф , как чисто местное топливо, должен удовлетворять потребностям Центрального района и, что самое важное, охранить этот район от дальнейшего лесоистребления . Ведь каждая десятина выработанного торфяного болота в среднем заменяет 30 десятин вырубленного леса. Принимая во внимание все эти соображения, целесообразно не сокращать торфодобывание, а наоборот всячески развивать таковое, так как, естественно, при большом производстве все накладные расходы менее тяжело ложатся на пуд добытого торфа. Сейчас промышленность находится в состоянии сильной депрессии и поэтому еще является возможность выбирать между различными родами топлива. При росте промышленности вновь должно наступить положение аналогичное довоенному, при котором все роды топлива, вместе взятые, не могли удовлетворить потребностям рынка и все время страна испытывала топливный голод. РГАЭ, ф. 758 Ссылки:
|