|
|||
|
Авцын П.И. об удешевлении электрических станций и сетей для освещения, 1910
Очередное собрание О-ва Электротехников 8 февраля 1910 г. П.И. Авцын читает доклад "Возможные способы удешевления стоимости устройства центральных электрических станций, сети проводов для уличного освещения". Доклад опубликован полностью в этом же номере журнала "Электричество", мы приведем из него лишь выдержки, касающиеся ситуации с электрификацией в российских городах и с тарифами на электроэнергию, и далее - тезисы, вызвавшие дискуссию среди членов Общества Электротехников. <...>Если мы обратимся к истории устройства центральных электрических станций в наших городах, то увидим самые разнообразные приемы предпринимателей и городских управлений и самые разнообразные, иногда доходящие до курьезов, результаты. В одном месте [(в Москве)] концессионер держит непомерно высокие цены на энергию и собирает дань с отданного ему на долгий срок в эксплуатацию населения. В другом - городское управление, взяв это дело в свои руки, является злейшим врагом населения, так как все его ошибки и промахи приходится оплачивать обывателю высоким тарифом на освещение и передачу силы. Так, например, вот уже 10 лет поступает Харьков, цена там на освещение 4 коп. гектоватт-час, и городское управление нисколько не стесняется пе- чатать в своих отчетах, что из 2 148 788 киловатт-часов потери в сети составляют 984 079 квт-ч, т.е. благополучно достигают 45%, что в переводе на деньги по своей цене стоит около 180 000 руб., а по продажной - почти 350 тысяч руб. в год. <...>Исключив из 150 русских городов обе столицы и два-три больших города, где устройство и эксплуатация электрических станций поставлены на надлежащую высоту, можно сказать, что в остальных дело обстоит очень плохо, так как электрическое освещение продолжает оставаться очень дорогим, доступным только для богатой части населения: в среднем составилось такое положение, в котором и концессионер, и городские управления оказались почти одинаковы в своем отношении к населению - 20 коп. стоит кило- ватт-час себе, 30-40 пусть платит обыватель. Я не буду останавливаться на ненормально высокой стоимости киловатт-часа себе, так как пришлось бы говорить не только о затратах, но и эксплоатации. Скажу только, что эти сведения тщательно охраняются и добыть действительную стоимость энергии от хорошо устроенной и правильно эксплоатируемой станции - очень трудно. В отдельном докладе я намерен ознакомить наше общество с ежедневными сведениями о росте и эксплоатации за 13 лет довольно большой провинциальной станции. В настоящее время из 900 русских городов - 200 более или менее крупных ждут устройства электрических станций и, можно сказать, ждут с нетерпением. Каждый город, тем или иным путем, хочет иметь центральную электрическую станцию и готов почти на все, чтобы осуществить это, но деньги, большие затраты - служат пределом, и, как мы видим, постройка новых электрических станций идет настолько медленно, что наши немногочисленные электротехнические заводы часто оказываются без спроса. Своих свободных денег не имеет, конечно, почти ни один город, займы не легко разрешаются и даются дорого, а вдобавок к такому безвыходному положению исчез концессионер, раньше так охотно бравший на себя риск и затраты по устройству и эксплоатации городских электрических станций. Городским управлениям приходится теперь самим разрешать этот вопрос ? т.е. строить и эксплоатировать электрические станции. К сожалению, как мы знаем, почти ни в одном из наших городов, имеющих свои станции, дело не идет хорошо. Старые устройства, ошибки в выборе машин, дорогая стоимость энергии и, в зависимости от этого, высокая продажная [цена], многохозяйство или бесхозяйство и часто почти полная безнаказанность в отношении к населению - вот то отрицательное, в чем до сих пор пока проявило себя большинство городских управлений в этом деле. Мало надежд, чтобы это могло скоро измениться в лучшую сторону, т.к. всякий город все-таки всегда будет слабее, чем опытный предприниматель, который и устроит все дешевле, и выберет то, что более подходит к местным условиям, а впоследствии поставит дело гораздо лучше, чем городское управление. При концессионерах все наши города, до сих пор обездоленные в городском освещении и энергии, скорей обзавелись бы электрическими станциями, а наша хиреющая электротехническая промышленность оживилась и стала бы, наконец, действительно развиваться. А то до сих пор, неизменно состоя самым крупным покупателем заграничных из-делий, даже до мелочей, - мы не имеем фабрик, изготовляющих лампочки, дуговые фонари, патроны, выключатели и т.п. Между тем, напрасно дело устройства городских центральных станций лишено внимания капитала и предпринимателей, потому что в настоящее время более чем когда-либо можно их выгодно строить, причем вложенные деньги почти по-прежнему будут приносить хороший доход. В равной степени, конечно, это можно сказать и по адресу городских управлений - теперь, кроме пользы населению, городские электрические станции могут быть доходными, так как значительно изменились в лучшую сторону все условия устройства и эксплоатации центральных станций общего пользования.<...> ("Электричество") В предисловии докладчик указывает на застой в строительстве электрических станций общественного пользования. Основные причины: отсутствие денег у городских самоуправлений, уход концессионеров из этой области промышленности. А между тем потребность в электрической энергии громадная: около 200 городов ждут с нетерпением электрических станций. Наша задача - указать возможные способы удешевления этих станций. Такие способы существуют, и постройка центральных станций более чем когда-либо выгодна. Во-первых, все расчеты мощности станции и сети вполне возможно вести на новые экономические лампочки, что уменьшает размеры станции и затраты почти втрое. Почти втрое уменьшившаяся стоимость пользования электрическим освещением увеличит, между тем, число абонентов. Второе удешевление несут новые модели двигателей Дизеля . Прежний тихоходный ((130-150 оборотов) тип слишком тяжел и дорог. Новый вертикальный быстроходный (215-300 оборотов) и более легкий двигатель несет с собой экономию как в капитальных затратах (около 20%), так и в эксплоатации. Расход нефти на силу-час всего 18[0 грам-мов?]*. Еще более новый и мощный (до 4 000 сил) горизонтальный тип дешевле на 25%. В эксплоатации он очень прост и расходует топлива на 20% менее старых моделей. (Здесь какая-то недоговоренность: остались недосказанными, прежде всего, единицы измерения расхода топлива - граммы, фунты. Еще в 1903 г. завод гарантировал для 25-сильного двигателя Дизеля расход нефти в объеме 0,525 фунта/л.с. в час (238 граммов). Современные мощные дизельные двигатели расходу-ют 110-140 г/л.с. в час. - Примеч. М.И. Классона ) Применение для сети хромоалюминия создает третье удешевление оборудования электрических установок. Медь, особенно в России, благодаря [картельному] соглашению крупных заводов чрезмерно дорога. Между тем, в последнее время устранены недостатки алюминия : отсутствие способов пайки и выветривание на воздухе. Для доказательства легкости спайки алюминия докладчик демонстрирует ее собранию, при помощи лужения проволок особым, дешевым спаем. Для устранения выветривания алюминий оксидируется и покрывается твердым слоем особой черной краски. <...> Применение хромоалюминия [вместо меди] для передачи энергии даст экономию в 10% оборудованию воздушной сети. В заключение докладчик приводит примерную сравнительную смету сети и центральной электрической станции 900 сил. При прежних условиях капитальные затраты составят 320 000 руб., при новых - 230 000 руб.
Дискуссия Георгий Христианович Каламкаров [(инженер-электрик, гл. механик Московского почтово-телеграфного округа)] указывает на трудность спайки алюминия при работах на линии и упоминает, что на [телефонной] линии Москва - Нижний в первую гололедицу было несколько сот обрывов. Владимир Карлович Брюммер [(зав Московской телефонной сетью Шведско- Датско-Русского Телефонного АО)] подтверждает легкость спайки на линиях и задает докладчику вопрос: какое влияние оказывает алюминий на предельную дальность передачи. П.И. Авцын еще раз указывает, что в обрывах виновато неумение обращаться с новыми способами. Что касается дальности передачи, то лучшим примером служит линия Москва - Нижний, имеющая свыше 400 верст протяжения, причем разговор лучше слышен, чем в Московском телефоне. <...>Р.Э. Классон. Количество перерывов телефонного сообщения из-за кражи проводов между Москвой и Петербургом не менее упомянутой г. Каламкаровым цифры обрывов. Из-за кражи медной проволоки и пр. [ее] меняли на алюминий с успехом на Бакинских нефтяных промыслах. Приведенная дешевизна применения хромо-алюминия действительна только при голых проводах. Кабели остаются такими же дорогими ввиду большой стоимости изоляции. Лишь при очень толстых кабелях получается небольшая экономия. <...> Виктор Дмитриевич Кирпичников [(инженер-технолог, помощник зав станцией в Москве О-ва 1886 г.)] указывает, что главный тормоз применения дизель-моторов в больших установках - их дороговизна. Минимум стоимости даже при новых моделях 100 р. на лошадиную силу. Стоимость паровой турбины со всем паровым хозяйством не превосходит 60 руб. на силу. Вообще дизель-моторы с громадным количеством материала и малыми скоростями противоречат основам технического прогресса. Будущим владеют турбины с большими скоростями малых масс. Быть может, в ближайшем десятилетии применением газовых турбин разрешится для них и основной вопрос - экономия топлива. И.Я. Перельман указывает целый ряд недостатков дизелей больших мощностей. Почти повсюду они работают под постоянным контролем представителей завода. Часто ломаются крышки; непрерывно производится разработка новых моделей поршней, которые время от времени меняются за счет завода. Кроме того, двигатели не допускают перегрузки и обычно, по требованию представителей завода, работают с недогрузом около 10%. Вообще, дизель может конкурировать только при малых мощностях (до 150 сил на цилиндр). П.И. Авцын . Разница стоимости парового оборудования и дизельной установки невелика. Есть сметы, где паровое хозяйство получалось дороже. Я установил массу [дизельных] моторов и нигде не брал монтера для ухода, 50-рублевый машинист вполне справляется. Возможность перегрузки (до 20%) доказывается успешным применением дизелей на мельницах, где не справляются с нагрузкой. Р.Э. Классон . И.Я. Перельман отметил правильное положение: дизель хорош только до определенной мощности. Я бы просил докладчика указать, где работают упомянутые им большие двигатели. Факт установки ничего не значит. В Америке выброшена целая установка с газо-моторами, мощность которых была допущена слишком большой (2 000 сил). П.И. Авцын. На заводе имеются модели больших двигателей. В Галле устанавливается дизель в 1 000 сил. В работе таких мощностей указать не могу. Выгодность применения дизелей доказывает пример Киевской станции, которая выкупила их у завода, эксплоатировавшего за свой счет и отпускавшего энергию станции по 25 коп. за килоуатт-час.<...> ("Бюллетени") "Электричество", 1910, *7 и Бюллетени Общества Электротехников [в Москве] за 1910 г. Ссылки:
|