|
|||
|
Авцын П.И. об Обществе 1886 г и электростанции "Электропередача" 1913
Из доклада П.И. Авцына "К вопросу об устройстве областных, районных электрических станций" в Обществе Электротехников в Москве 11 марта 1913 года <...>Наша первая областная электрическая станция, предназначенная обслуживать громадный район Московской и Владимирской губернии, строится на месте добычи топлива - торфа и строится, как известно, в грандиозном масштабе, отвечающем колоссально богатому району. С полным убеждением можно сказать, что все это грандиозное предприятие будет выполнено в полном совершенстве, будет применено все, что существует лучшего и не будет сделано ошибок. Иначе не могут строиться областные станции, потому что, собираясь путем предоставления выгод уничтожить все в громадном районе, что двигается и светится не от них, предприниматели должны вооружить свою, общую для всех, станцию самыми лучшими, последними по выгодности и действию машинами и приборами. Таким образом, не только допустимо, но несомненно, что новая областная электрическая станция в скором времени осуществит следующие перспективы: 1) Уничтожит всякие, большие и маленькие, электрические и силовые станции в городе, оставив их дымовые трубы как памятники прошлого направления техники. 2) Уничтожит массовую перевозку топлива по железным дорогам, забрав при этом их доходы от этого в свой карман. 3) Уберет с наших улиц ломовых, перевозящих уголь и нефть на существующие электрические станции, фабрики и заводы и отравляющих нашу жизнь, причем опять и эта, ломовая доходность перейдет к областной электрической станции. 4) Может удешевить всякую промышленность путем предоставления дешевой энергии и, во всяком случае, облегчит возникновение ее, так как избавит всякую фабрику, завод и мастерскую от громадных затрат на свои машины и двигатели, которые нужно амортизировать, ремонтировать и возобновлять. 5) Существующая и работающая теперь в Москве концессионная электрическая станция Общества 1886 года будет превращена им же в подстанцию. 6) Наступит очередь и для городской трамвайной станции решать вопрос, быть ей дальше независимой или превратиться так же в абонента и подстанцию областной электрической станции?* Здесь Городское Управление, эксплоатируя такое выгодное предприятие как трамвай, на правах вечного собственника, может долго сохранить свою трамвайную станцию, и вопрос ее существования может решиться только тем, на сколько будет дальше расти цена топлива и как сильно будут расти и строиться загородные трамвайные линии. Но уже теперь город является крупным абонентом концессионной станции, а в будущем, для новых загородных линий несомненно будет выгоднее не делать затрат на увеличение городской трамвайной станции и устройство новых подстанций от нее, а брать энергию от областной. (Оба этих прогноза П.И. Авцына не оправдались: ГЭС-1 (на Раушской наб.) с филиалом (б. Трамвайной станцией ) работает и в начале XXI века, уже на природном газе, снабжая центр Москвы электричеством и теплом. Правда, московское правительство вынашивает планы по закрытию (переносу) ряда предприятий на дорогой земле (кондитерской фабрики "Красный октябрь", б. Трамвайной станции и др.). 7) Остается еще одно электрическое предприятие в Москве, которое быстрее всех было бы уничтожено областной станцией - это, как называется у нас - вторая концессия, или предприятие г. Файна , но оно, к сожалению, до сих пор пребывает в проектах. К этому предприятию я еще возвращусь. 8) Кроме Москвы областная электрическая станция будет так же победоносно действовать в Московской и Владимирской губерниях, давая силу фабрикам и заводам и свет для городов и сел, а в будущем может быть даже и тепло. В это грандиозное дело будут вложены громадные капиталы, оно может принести большую пользу и промышленности, и населению, поэтому нельзя не приветствовать его, нельзя не пожелать ему успеха. С нашей стороны будет вполне естественным долгом выразить свое уважение автору этой полезной и своевременной идеи - утилизировать торфяные залежи, превратив их в электрическую энергию для одного из самых богатых торгово-промышленных районов. Но позвольте мне, испытавшему много всего в концессиях, сказать, как кратко и быстро преходяще на свете бывает довольство всяким концессионным благоустройством и как скоро население, скованное без его ведома и участия концессионным договором, начинает бессильно стонать, называя создавшееся положение беспросветным игом, кабалой и произволом. В особенности это ярко сказывается в таких концессиях, когда городские управления не ведали, что творят, и, отдавая на долгие сроки эксплоатацию электричества, трамваев и водопроводов, не ограждали интересов населения, предоставляя предпринимателю поступать и обращаться по своему усмотрению. Возьмите, например, московскую концессию Общества 1886 года - всего 18 лет тому назад московское население и промышленность были отданы на полное усмотрение и произвол концессионера. Прибавьте к этому, что в течение этого срока, до сих пор, Московское Городское Управление никогда не обращало внимания, как правит концессионер населением и какие напрасные поборы оно вынуждено платить. Что может быть бесправнее московского абонента электрической станции? - с него брали громадные суммы за присоединение к кабельной сети, брали и берут гербовый сбор, заставляют платить до 40 процентов арендной платы со стоимости счетчика, лишая права, предоставленного везде, в других городах, купить таковой за какие-нибудь 25-30 рублей, и, наконец, брали двойную плату за энергию, по 50 коп. за килоуатт-час. Брали за то, на что не было предоставлено права даже по этому наивному договору города с концессионером, как, например, за кабельную сеть, присоединение к ней и за гербовый сбор . О последнем поборе, пользуясь случаем, скажу, что по договору Общество должно платить гербовый сбор само, абоненты не только имеют право не платить гербовый сбор, но могут за 10 лет взыскать его обратно. Много миллионов рублей взяло Общество 1886 года с московского населения напрасно, и этого не было бы, если бы Городское Управление хоть раз выступило на защиту интересов населения. По отношению к старым концессионным договорам мне могут сказать, что это было давно, в то время, когда городские управления ничего в этом деле не понимали. Но ведь и теперь все могло благополучно устроиться для Общества 1886 года по-старому: нам известно, что еще недавно Городское Управление не учитывало значения новой областной электрической станции, а земство собиралось отдать все свои выгоды, права и эксплоатацию целой губернии всего за 1 600 рублей в год. А Общество, оно действовало так, как можно поступать в Камеруне, Азии или в каких-нибудь экзотических странах, у порабощенных народов. Оно, без всякого опасения за свои капиталы, затратило их на приобретение в собственность громадных торфяных богатств, приступило к постройке грандиозной электрической станции, объявило промышленности и населению Московской и Владимирской губерний, что осенью сего года будет отпускать энергию с новой станции и уже только после этого, втихомолку, хотело, овладев эксплоатацией губерний, проникнуть в Москву. Здесь был грубый расчет на полную неосведомленность в таких крупных делах Московского Городского Управления и Земства. И, конечно, если бы не вмешательство с моей стороны и разъяснения печати, Общество осуществило бы свои замыслы. Ведь Общество собиралось, да и теперь хочет усвоить себе такие права, какие могут принадлежать только государству, городским управлениям или земским учреждениям - это фактическая монополия и бессрочная концессия. В больших концессиях мы имеем уже пример самого большого электрического предприятия в России - это концессия, выданная г. Стюарт за эксплоатацию горных рек и озер на Кавказе, на устройство электрических дорог, на пользование землею этого района и на эксплоатацию электрической энергии. Концессия выдана, кажется, на 82 года, после чего все предприятие и все сооружения поступают в казну. По этой концессии Стюарт получил право утилизировать природные силы и богатства в целом крае, который теперь представляет из себя только живописную пустыню, так как там, далеко вокруг, нет почти населения и нет никакой промышленности. Кроме риска и громадных затрат на само предприятие концессионер должен создать в крае промышленность, населить его, привлечь другие капиталы к эксплоатации богатейших недр Кавказа, одним словом, превратить пустыню в житницу и только тогда может рассчитывать на успех своего предприятия и пользу. Все это и будет сделано, громадный чудный край, остававшийся сотни лет пустынным, засверкает новой жизнью и станет центром внимания всей страны.
Я бы сказал, что это одна из красивейших концессий нашего времени, пусть г. Стюарт получит миллионы пользы от этого дела, но он их заработает, а не просто возьмет, как этого усиленно домогается Общество 1886 года. Если мы должны отдать должную дань уважения к техническим проектам Общества в этом грандиозном деле, то совсем другое приходится сказать о финансовых расчетах на доходность областной электрической станции. Эти финансовые расчеты очень просты и основаны на желании узаконить высокие цены на энергию, устранить всякую конкуренцию, избавить себя от необходимости погашать затраты на землю, которая сохранит свою стоимость и после выработки торфа, и действовать бессрочно, на фактическом монопольном праве. При наличности всех этих выгод Общество имеет уже обеспеченный сбыт энергии в Москве, который, по объявлениям Общества, на 1 сентября 1912 года состоял в один миллион лампочек и тридцать тысяч сил, т.е. уже тогда было присоединено к станции 37 000 килоуатт, а теперь эта цифра, наверное, намного превысила 40 000 килоуатт. Прибавьте к этому дальнейшее развитие спроса на энергию в Москве и в окрестностях и две богатейших в промышленном отношении губернии, с многочисленными фабриками и заводами и освещение свыше 50 городов и селений. Несомненно, что очень скоро первоначальной мощности областной станции в 100 000 килоуатт не хватит и придется ее увеличивать*. Но и при мощности в 100 000 килоуатт, судя по тем ценам, которые Общество хотело провести в Земстве и губерниях, подсчет доходности областной станции поражает своей колоссальностью. Ведь, если бы Обществу удалось провести эти цены, то средняя продажная стоимость килоуатт-часа была бы око-ло 10 коп., что дало бы областной станции десять тысяч рублей в час валового дохода. (Здесь и ниже какое-то противоречие: мощность первых двух агрегатов станции АО "Электропередача" под Богородском должна была составить 10 000 киловатт, т.е. на порядок меньше.) Конечно, такая высокая продажная средняя цена не удержится сама собою и будет понижена. Принимая во внимание потери в линии, трансформаторах и считая среднюю продажную стоимость всего в 6 коп. килоуатт-час, Общество продаст около 350 миллио-нов килоуатт-часов в год и получит доход в первые годы более 20 миллионов рублей. Пришел жуткий момент мне, "урожденному концессионеру" и не думающему об отставке, сказать, сколько же при таком валовом доходе получит Общество чистой пользы. Но помня, какой опасности подвергается промышленность и население при неправильном решении вопроса этой большой концессии, я выполню свой долг в защиту их и скажу, что Общество 1886 года или его преемники будут получать в первое время около 10 000 000 рублей в год чистой пользы, а впоследствии, конечно, больше. В доказательство привожу вам отчет небольшой сравнительно электрической станции, работающей по соседству с новой станцией, за 10 лет, на фабрике товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова Сын и К*". В первый год эксплоатации в 1902/3 году станция отпустила всего 87 547 килоуатт- часов и израсходовала на торф 4 830 руб. 34 коп., а на все остальные расходы 6 471 руб. 96 коп., т.е. всего 11 302 руб. 30 коп. При этом топливо на килоуатт-час стоило 5,517 коп., а остальные расходы 7,393 к., полная же стоимость килоуатт-часа обошлась в 12,91 коп. Станция эта, конечно, быстро развивала свою деятельность, и отчетность за 1911/12 год уже дает следующие цифры: 1) Стоимость торфа себе - 6,75 коп./пуд. 2) Средняя полезная теплотворная способность - около 3 900 [килокалорий/кг.) 3) Общий расход торфа - 1 421 955 пудов. 4) Общая стоимость торфа - 95 981 руб. 96 коп. 5) Отпущено электрической энергии - 7 529 929 килоуатт-часов. 6) Все остальные расходы по эксплоатации станции и погашению затраченного капитала - 169 996 руб. 76 коп. 7) Стоимость топлива на 1 к.-ч. 1,238 коп. 8) Стоимость остальных расходов и погашение затраченного капитала на 1 кил.-час 2,192 коп. 9) Общая стоимость килоуатт-часа 3,43 коп. Выводы из этого интересного отчета следующие: расход на топливо составляет 1/3 всех общих расходов при отпуске всего 8 миллионов килоуатт-часов в год, стоимость килоуатт-часа себе 3,43 коп. И это, заметьте, при небольшой сравнительно станции, далеко не современного устройства. При новой большой областной электрической станции с громадной выработкой и отпуском электрической энергии Общество 1886 года получит стоимость килоуатт-часа себе гораздо дешевле.
Теперь считаю своевременным обратиться к вопросу об устройстве второй конкурирующей электрической станции в Москве. Эта концессия принесла громадную пользу, и население города Москвы должно быть признательно г. Файну и его бельгийцам, под стремительным напором которых монополист - Общество 1886 года - проснулся, почуял опасность, увеличил станцию и сеть и понизил свои высшие в России цены для абонентов. Вероятно, страх перед конкуренцией побудил Общество додуматься и до областной электрической станции. В концессии, выданной бельгийцам, есть несколько разорительных пунктов, которые свидетельствуют о их увлечении и неопытности, но эти пункты могут быть полезны лишь Обществу 1886 года и совсем не нужны для абонентов. Сама же вторая концессия очень нужна для конкуренции, поэтому Городское Управление для пользы населения могло бы исключить из договора некоторые тяжелые условия. Общество 1886 года уготовило для второй конкурирующей станции похороны по первому разряду, представители второго концессионера молчат и не выступают в защиту своих интересов. В этом для города и населения есть зловещий признак. Известно, что представители второй концессии пока исправляют и подают проекты и до сих пор всё финансируют свою концессию. Будет очень печально, если финансирование этого предприятия будет произведено в Москве совместно с Обществом 1886 года. По всему видно, что вторая электрическая станция в Москве не будет устроена, благодетельной для населения конкуренции в таком огромном городе не будет. Если это действительно, к глубокому сожалению, будет так, то для Общества 1886 года исчезнет последний призрак конкуренции, и оно останется единственным монополистом, как в Мо-скве, так и в двух объявленных им к покорению губерниях. И как может возникнуть для областной электрической станции какая-либо конкуренция, когда она уже завладела торфяным богатством и начнет свою деятельность с доходом, своей московской станции, в десять миллионов рублей. Тогда как новый предприниматель, если даже он найдет торфяные залежи, то должен начинать свою доходность с рубля, а всякий следующий доход - понижением цен отрывать от Общества 1886 года. Правда, Общество везде в своих заявлениях и возражениях указывает, что оно не ищет для своих предприятий монополии, но это расчет на чью-то наивность. Общество будет фактическим монополистом на продажу электрической энергии для всяких целей, как в Москве, так и во всем намеченном им громадном районе. Монополия допустима в небольших городах, так как иначе нельзя найти предпринимателя, но в таком городе как Москва и таком громадном районе как Московская и Владимирская губерния это может повести к таким последствиям, от которых может быть очень плохо не только населению, но даже и крупной промышленности. <...>Дальше я укажу на те необходимые условия и гарантии, какие должны быть включены в договор на такое предприятие, а теперь перехожу к рассмотрению договора, который Общество 1886 года предложило заключить Московскому Губернскому Земству . Я получил два проекта договора, мало имеющих между собою разницы, но, очевидно, что Общество 1886 года вследствие моих выступлений и тревоги, поднятой печатью, шло на уступки, желая закончить это во время последней очередной сессии Московского Губернского Земства. Рассмотрение предложенных условий дает доказательство, что Общество, хорошо понимая, что ему необходимо получить от Земства разрешение на устройство своих магистральных линий от областной станции до Москвы и важно получить право эксплоатации в губернии, в то же время считает Земство совершенно не понимающим значения этого договора. Так, по 3-му и 4-му пунктам договора Общество обязывает Земство рассматривать и утверждать свои технические проекты в короткие сроки до 1 месяца, а себе Общество предоставляет двухлетний срок на устройство, в течение которого мачты и линии концессионера могут находиться на территории Земства бесплатно. В 6-м пункте сказано, что если Общество не устранит в месячный срок вредного влияния своих линий на телефонные линии и сети, то владельцы таковых могут сделать это сами за счет Общества. Во-первых, нельзя допустить, чтобы даже в течение месяца междугородная телефонная линия или телефонная сеть были с испорченным действием, а во- вторых, как могут владельцы телефонных сооружений устранить это явление? Ведь к про-водам Общества, несущим высокие токи, они приступить не смеют, да и не могут. Наконец, Земство, говоря, что такие работы могут быть сделаны за счет Общества, ничем это не гарантирует, предоставляя входить с Обществом в судебные процессы. Все это, конечно, делается не так. Прежде всего, порча телефонных сооружений не допускается с самого начала устройства линий высокого напряжения, а, самое главное, такое обязательство гарантируется большим залогом. Так, обыкновенно, поступает Главное Управление Почт и Телеграфов. Десятый пункт какое-то сплошное недоразумение: договор заключается между концессионером и Земством, а исполнительные функции уничтожить сделанное устройство предоставляются Московскому Городскому Управлению. Такой же курьез и в 11-м пункте - по всякому договору, о всяких разрешениях должен просить концессионер, а по рассматриваемому договору хлопотать за концессионера со-бирается Земство. По 13-му пункту Земство обязывается дать свое разрешение на производство Обществом всяких работ в месячный срок, а если Земство этого не сделает, то предприниматель обходится и работает без всякого разрешения. По 15-му пункту Земство обязывается давать разрешение по телефону, а по 16-му - всякие дополнительные устройства и присоединение абонентов должно разрешить в 2-недельный срок, если же нет, то Общество обходится и работает без разрешения. В 22-м пункте, где говорится о колебании напряжения, вместо технических норм просто сказано: "мигание не допускается", а изменение напряжения плюс-минус 10-20-50 вольт уже не будет "мигание" - значит, это допускается? По 23-му пункту Земство получает отчисление в свою пользу за предоставляемую концессию всего одну десятую копейки с килоуатт-часа, вместо принятых во всех концессиях 5%, т.е. в среднем в пять-шесть раз меньше общепринятых норм. Но это отчисление обусловлено только за энергию, передаваемую по двум шоссе, по всем остальным направлениям от станции, очевидно, Общество будет производить эксплоатацию бесплатно. По 25-му и 26-му пунктам Земство выговорило себе и абонентам право на бесплатное присоединение к сети Общества на расстоянии версты, а дальше, на большее расстояние никаких норм и цен не установлено. Значит, Общество будет брать, сколько захочет, как за присоединение, так и за энергию. Могу сказать: "бедные, обреченные на произвол абоненты". По 27-му пункту цены на энергию, для освещения 17 коп. и двигателей 8 коп. за ки-лоуатт-час, применимы при концессиях на 25-30 лет, когда все предприятие переходит бесплатно городу или, в данном случае, Земству. В этой же концессии, когда все остается в собственности предпринимателя, эти цены высоки. 29-й пункт самый наивный в договоре. Земство как будто не признает за собою право заключить такой договор, но все-таки сдает концессию на 36 лет. Поясняю Земству, что по этому однобокому договору, как кажется земству, оно дает концессионеру только право на пользование Нижегородским и Богородским шоссе, устанавливая некоторые нормы и цены на одну версту в сторону, а концессионер на самом деле берет все права на эксплуатацию целой губернии, где Земство всегда есть и останется хозяином территории и права. Поэтому нет смысла умалять и отказываться от своих прав, ставя их в зависимость, бу-дет ли Земству передано Нижегородское шоссе и будет ли за ним сохранена правительст-венная субсидия на содержание шоссе. Но дальше в этом пункте Земство проявляет удивительный пример предупредительности и риска за концессионера. Оказывается, Обще-ство получает право приступить к устройству линии сейчас же, как будет подписан этот договор. Все существующие законоположения обязывают, что такие устройства могут производиться лишь по утверждении технического проекта на них и договора на эксплоатацию двумя министерствами, в восьми специальных учреждениях этих министерств. Все это Земство отменяет, принимает на себя функции этих казенных учреждений и разрешает, даже не заглянувши само в технический проект, который Общество имеет право предоставить после начала работ.
На большой риск и убытки идет Земство, собираясь так легкомысленно поступить в угоду концессионера. В 31-м пункте неопытность и наивность Земства представлены в полном объеме: всего только за один год до окончания 36-летнего срока договора стороны обязаны известить, желают ли они дальше иметь договорные отношения. Неужели за строительный сезон одного года можно выстроить такую станцию, линии магистральных проводов, вообще чем-нибудь заменить действия электрической станции Общества на фабриках, заводах, городах, селениях и в учреждениях самого земства? Общество 1886 г. поставило здесь ловушку, Земство сядет в этот капкан само и потащит в него всех и все, что имело движение и освещение от станции Общества. Ведь при таком положении Общество всегда останется на дальнейший срок и продиктует свои условия и цены, а Земству останется только согласиться: остановить действия такой громадной станции невозможно, так как нельзя остановить промышленность и многочисленные фабрики и заводы и оставить без освещения города и селения. Такие вопросы нужно решать, по крайней мере, за 5 лет до окончания договора. По 32-му пункту Земство угрожает Обществу штрафами, если оно не прекратит свою деятельность по окончании концессии, и даже собирается само убрать все сооружения Общества: мачты, провода, трансформаторы и проч. и оставить все это в свою собственность. Здесь не так интересно, что может сделать Земство с таким ненужным имуществом, а как оно думает убрать линии в работе, с напряжением 70 000 вольт? По 34-му пункту Земство считает, что достаточно обеспечить действия этого многомиллионного предприятия с многомиллионным доходом и гарантировать интересы своих и третьих лиц в громадном районе ? залогом всего в 100 000 рублей. Да будет известно земству, что наши Министерства уже обратили на это внимание и даже в маленьких концессиях требуют основной залог доводить ежегодными взносами предпринимателя, по крайней мере, до 10-15% стоимости всего предприятия. В 35-м пункте - штрафы в незаконченном еще пока виде, с неопределенными суммами. Так что это нужно просмотреть и обсудить, какие могут быть убытки Земства и третьих лиц от всяких правонарушений и соответственно этому определить штрафы. Но договор составлен так, что права Общества везде прочно определены, все же обязанности возложены на Земство, поэтому предпринимателю штрафы платить не придется. 38-й пункт состоит из перечисления случаев, когда земство может уничтожить договор. Все это сводится к нулю, так как Земство прекратить действие договора не может. Так же как не может приостановить движение железной дороги, хотя бы и проходящей по земскому уезду. Всякое заявление Земства о прекращении или уничтожении договора Общество не выполнит, так как оно будет обязано давать энергию для Москвы, Москов- ской и Владимирской губерний. Общество не может оставить без движения многочислен-ные фабрики и заводы, на которых десятки тысяч рабочих останутся без работы, а сотни тысяч населения - без освещения. "Всуе всякие страхи писати, ежели нельзя их выполняти", гг. земские дельцы. Но в этом пункте я сделал неожиданное открытие. Оказывается, Земство, не считаясь с интересами населения и промышленности, не считаясь с их огромными лишениями и убытками, дает Обществу полное право, по его вине и даже по вине его служащих, без всякого форсмажора не работать станцией до одного любого месяца в каждом году. Такое наивное отношение совершенно недопустимо в таком серьезном договоре на предприятие, которое будет обслуживать нужды громадного района. Пункт 46-й. По этому пункту Земство не захотело определить минимум годового дохода, который должен отчисляться Обществом в пользу Земства. Должен сказать, что все города даже при маленьких концессиях обязательно определяют такой минимум дохода. В данном случае Земство должно было спросить Общество, сколько оно намерено пере-давать энергии в год по своим магистральным линиям. Общество имеет эти расчеты и должно сообщить их договорной стороне, тогда было бы определено и минимальное го-довое отчисление. Но Земство, как будто, предпочитает идти на такое серьезное дело с закрытыми глазами, поэтому и весь многомиллионный договор Общества с Земством стоит всего лишь 1 руб. 25 коп. гербового сбора. В этом пункте должно быть, во избежа-ние дальнейших недоразумений с абонентами, ясно сказано, что уплату всего гербового сбора по отпуску энергии должно оплачивать Общество. В рассмотрении этого договора я указывал только на главные недочеты. В деталях должен быть переработан каждый пункт, так как в таких серьезных договорах все права, обязанности и взаимоотношения сторон должны быть определены ясно, иначе будущее угрожает судебной волокитой. Но все равно, даже если исправить этот договор, Земство не может заключить его, потому что такой договор не будет утвержден правительствен-ными учреждениями. Прежде всего, из приведенного рассмотрения этого договора в каждом пункте его видно, как серьезно и глубоко затрагиваются интересы третьих лиц - промышленности и населения. Для последних этот договор имеет больше значения, чем для Земства, а между тем земство выступает здесь дателем права без ведома, участия и охраны интересов третьих лиц и представителей отдельных общин и учреждений. Самое главное это то, что Общество хочет остаться собственником всего предприятия даже после срока договора. Вследствие этого концессия будет бессрочной до тех пор, пока Общество захочет или сможет продолжать это дело. Такой вечной концессии Правительство не допустит. Что, например, получит Земство и чем будут возмещены убытки и даже разорение фабрик и заводов, если Общество приостановит действие своей станции вследствие выработки торфа до конца срока договора или вследствие того, что Общество почему-либо продаст свои торфяные залежи? Ведь это уже граничит с вопросом государственной важности, так как может быть прекращена промышленная деятельность громадного района, что поведет к массовым разорениям и безработице десятков, а может быть и сотен тысяч рабочих. Обеспечило ли Земство себя и абонентов своего района мощностью запасных машин на станции и отдельными магистральными проводами для своих целей, независимо от магистрали Общества 1886 г. до Москвы? Все это чрезвычайно важные вопросы, которые Земство может решить только совместно с Московским Городским Управлением и представителями тех городов и общин, которых Общество будет эксплоатировать. В таких концессиях города, земства и представители селений должны подсчитать абонентов своего района, считать их своими, защищать их интересы и установить для них одинаковые цены на все, т.е. на энергию, линии, присоединение, трансформаторы и моторы. Все должно быть расценено, чтобы впоследствии для всех были одинаковые максимальные цены, и абоненты не подвергались усмотрению и произволу концессионера. <...> Ссылки:
|