Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

В.П. Некрасов о советских писателях

В повести "Саперлипопет" писатель, кстати, дал убийственную характеристику Союзу писателей СССР , который был организован при И.В. Джугашвили-Сталине для литературной пропаганды "завоеваний" большевиков (при этом автор ни в коем случае не отрицает чисто технических и инфраструктурных достижений за годы советской власти). Любознательный читатель сейчас уже может вполне легально прочитать эту повесть и насладиться остро критическими обобщениями писателя.

В более ранней эмигрантской повести "Записки зеваки" (1975) В.П. Некрасов уже подступался к этой теме (не пощадив при этом и себя):

"У Синявского, в одной из его статей, сказано - настоящая, большая литература может появиться только в стране, где писать запрещено. Это писателя ожесточает, собирает в кулак и самый факт, что он пишет то, что думает, наперекор всему заставляет его писать кровью сердца, перешагивая через все препоны. Но это только в том случае, если писатель решился на все.

Но есть тысячи писателей - я говорю о нашей стране, - которые, по тем или иным причинам, на это не идут. Одни - потому, что им хочется быть признанными, отмеченными и восхваление они ставят себе только в заслугу (известный режиссер Равенских написал даже статью "Трудное искусство восхваления"!), а другие - просто потому, что иначе не напечатают, а писателю нужно печататься, с этого он живет. Так родилась литература "социалистического реализма", литература не обязательно лживая, но не позволяющая себе перешагивать определенные пределы. Пределы эти, границы - то расширяются, то сужаются. Разного рода общегосударственные кампании - то против низкопоклонства перед всем западным, то против алкоголизма или "дегероизации", то за "бесконфликтность" - борьба хорошего с еще лучшим, то вдруг оказывается, что мало пишут о рабочем классе, а надо больше - одним словом, писатель должен внимательно читать газеты и, не отрываясь от действительности (а был и "историзм", за который тоже доставалось), идти все время в ногу.

Я относился к этой, второй, категории писателей и, если не всегда шел в ногу (это мне не раз давали понять), то писал все-таки для того, чтобы печататься, а не "в стол". Иными словами, я был той самой солженицынской "образованщиной" (хотя с образованием у меня было и неважно - "Что делать?" Чернышевского не читал и "Капитал" К. Маркса тоже), которая не выполняла облагораживающих заповедей "жить не по лжи" - на собрания ходил, газеты читал (!) и если не отдал сына в школу и армию, то только потому, что его у меня его не было. К тому же, как уже упомянуто, писал и печатался в советских журналах, а однажды как-то в одном номере рядом с "Иваном Денисовичем".

Скажем прямо - это не легко. С годами к тебе приходит опыт, к тому же многолетний тренаж набивает руку и с помощью умного редактора тебе удается сказать то, что хотел сказать, иногда даже так, что цензорский комар и носа не подточит. Но увы, это не всегда удается. Тогда начинают бить! <...>Меня тоже били. Сначала не очень больно, так, пошлепывали, потом все больше и больше, пока не перестали печатать".

Ссылки:
1. ВИКТОР НЕКРАСОВ В РАЗНЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»