|
|||
|
В каком же стиле писал В.П. Некрасов?
В каком же стиле писал В.П. Некрасов? И.Р. Классон находил, что в ключе социалистического реализма. На это С.Н. Мотовилова отвечала ему так: "У меня была знакомая старушка (уже умерла), она знала, что соцреализм надо хвалить и говорила: "Мне потому нравятся Викины писания, что это соцреализм". А, по-моему, это чистая романтика. Что-то не встречала я таких героически трогательных молодых людей, как он описывает в своих военных рассказах. Чистая фантазия. Я же его "друзей" знаю. <...> Один итальянский писатель, Levi, так определяет наш соцреализм: "Их замерзший, выкристаллизовавшийся соцреализм"". К поклонникам В.П. Некрасова, прототипам некоторых его литературных героев мы еще вернемся. Но, к сожалению, мнения многих поклонников и критиков "знаменитого писателя" до нас уже не дойдут: "Я тебе писала, как мне интересны письма Викиных читателей. Зина обещала мне принести одно письмо ему (дочери моей умершей знакомой), и вдруг оказывается, Вика уничтожает свои письма! Глупость-то какая! Ведь письма читателей страшно интересны". В декабре 1959-го пристрастный критик племянника отметил следующее: "По-моему, зря он это написал. Разочарует очень многих своих писателей. Наши читатели, малограмотные особенно, любят читать "как было". Ну, а окажется, что никакого Валеги в Сталинграде не было и все о нем выдумано! И вообще зря, по-моему, разбирать самому свой метод творчества. По-моему, это "ячество", как у нас называют". Речь идет о заметках "Три встречи", опубликованных в N 12 "Нового мира" под рубрикой "Дневник писателя": "Герой в книге и жизни: Как много уже об этом написано - умного, интересного, поучительного. И все- таки, сколько бы ты ни прочел книг и статей на эту тему, разобраться по-настоящему в этом сложнейшем клубке взаимоотношений не удастся, пока не обратишься к тому, что испытал на собственном горбу, на собственных ребрах. <...> Кого же из этих трех Валег я больше люблю? Живого ли, но чуть-чуть уже потерявшего четкость очертаний (а как хотелось бы их восстановить, встретившись с ним сейчас) или книжного, с которым нас сблизила совместная выдумка, или самого молодого, "соловьевского" (Актер Юрий Соловьев играл Валегу в фильме "Солдаты"), где многое уже зависело не от меня? Кого же? На этот вопрос нелегко ответить. Думаю, гадаю, а ответ все один - Валегу." Оставим профессиональным литературоведам и психологам подтвердить или опровергнуть право писателя разбирать самому свой метод творчества и признать или нет его "ячество". Из письма В.П. Некрасова в Ленинград своему школьному другу Александру Борисовичу Воловику в январе 1960-го: "<...> Похвастаться объемом написанного в этом году никак не могу. Последняя небольшая вещь была напечатана в N 12 "Нового мира". Называется - "Три встречи" - это о Валеге - в жизни, книге и кино. А сейчас кончил рассказ, начатый еще в 1949 г. Увы, обратно про войну. Послал в "Новый мир". Ответа еще нет.<...>" (здесь и ниже письма А.Б. Воловику цитируются по книге Виктора Конецкого "Некоторым образом драма. Непутевые заметки, письма"). Рассказ "Вторая ночь" был опубликован в N 5 "Нового мира". Ссылки:
|