Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Собрание Общества Электротехников (об Электротехническом отделении)

Годичное и Общее Собрание Общества Электротехников 13 апреля 1915 г. <...>

Доклад проф. Б.И. Угримова по вопросу об открытии в Москве при Императорском Техническом Училище Электротехнического отделения.

Вспыхнувшая мировая война с непреложной очевидностью для всякого показала громадную техническую зависимость России от Германии. Эта зависимость идет, если можно так выразиться, по всему широкому фронту и чувствуется во всех мелочах. С окончанием войны перед Россией встанет во весь рост громадная задача реорганизовать всю отечественную технику и техническое образование. После войны можно ждать громадного подъема во всех отраслях технического производства, который повлечет за собой колоссальный спрос на технические силы, могущие поднять на свои плечи огромную реорганизаци-онную работу. Это одинаково ясно осознается и правительством, и общественными группами. Поэтому является вполне уместным спросить себя, смогут ли существующие технические школы удовлетворить весь спрос на инженеров, техников, конструкторов, строителей и тому подобные технические силы с специальным образованием.

Не будучи пессимистом можно смело признать, что существующих кадров инженеров не хватит и что пополнение их новыми молодыми силами, выпускаемыми существующими техническими школами, будет недостаточно.

Особенно сильного подъема следует ожидать в области электротехники, как это уже указывалось в докладах И.М. Гольдштейна. Должны будут создаваться в отечественной электропромышленности целые новые отделы производства, спрос на предметы которых ранее удовлетворялся привозными продуктами заграничной электроиндустрии. Из них, в первую очередь, идет производство экономических ламп накаливания и измерительных приборов. Если к тому же учесть, что вследствие повышения ввозных пошлин можно ожидать сокращения импорта из-за границы вообще всех предметов электротехнического производства, хотя бы и ранее частично изготовлявшихся в России, то станет ясным, что наш внутренний рынок окажется достаточно обширным, чтобы позволить широко развиться отечественной электропромышленности. Однако своих специалистов- электротехников у нас нет. До сих спрос на них почти всецело удовлетворялся молодыми силами, получившими специальное образование за границей, главным образом, в германских политехникумах. Даже такой громадный центр как Москва до сих пор не имеет своей специальной, самодовлеющей высшей электротехнической школы. Правда, в Петрограде имеются два высших электротехнических учреждения: электротехническое отделение при Политехникуме и Электротехнический Институт. Однако из выпускаемых этими школами кадров молодых инженеров-электриков 80% остаются в Петрограде и лишь 20% попадают в провинцию. Такое положение дела объясняется тем обстоятельством, что петроградские школы имели своим главным назначением обслуживание Министерства Внутренних Дел. Поэтому можно сказать с уверенностью, что специалистов инженеров- электриков вообще не хватает, не говоря уже о том, что совершенно будет отсутствовать та здоровая конкуренция, какая наблюдается в Германии, которая предоставляла к услугам электропромышленности громадный выбор молодых, энергичных работников, позволявших ей делать те гигантские шаги по пути прогресса, которые столь характерны для германской электроиндустрии.

Электротехника в Московском Императорском Техническом Училище преподавалась до сих пор лишь как специализация на механическом отделении. Однако, так как И.Т.У. развилось из Механического института, то вполне естественно, что инженерам, специализировавшимся по электротехнике, приходилось посвящать исключительное внимание на курсы собственно механические, преподававшиеся им в том обширном объеме, какой необходим для машиностроителей. Ясно, что в конечном счете инженеры- электротехники оказались совершенно перегруженными тем механическим багажом, какой они должны были изучать. Тем временем развитие электротехнических курсов шло своей дорогой.

Несмотря на отсутствие средств с помощью электротехнических фирм, доставлявших необходимые машины, частью совершенно бесплатно, а частью за очень низкую плату, удалось оборудовать довольно обширные лаборатории, а собственно электротехнические курсы развились настолько, что, по заявлению самого Учебного комитета, достигли объема курсов специальных электротехнических школ.

В настоящий момент Техническое Училище переживает кризис. Крайнее развитие техники не позволяет уже техническим школам выпускать энциклопедически образованных инженеров и не оставляет места существованию технических школ старого типа, не классифицировавших своих инженеров по отдельным специальностям. Таким образом, сама жизнь заставляет подобные школы реорганизовываться в школы политехнического типа, выпускающих специалистов по образцу германских политехникумов.

Отсюда станет понятным решение Министерства Народного Просвещения преобразовать Московское Техническое Училище в Политехнический Институт. Ввиду крайне тесной связи техники с экономикой Министр Народного Просвещения выразил пожелание, чтобы были развиты чисто экономические предметы. Исполняющим обязанности директора [И.Т.У.] проф. Гриневецким была разработана докладная записка, по которой предполагалось выделить строительное и химическое отделения в самостоятельные факультеты, с разделением химического на два отдела: теоретический химический и технологический. Электротехника же оставлялась в прежнем, подъяремном подчинении механике. По-прежнему механическое отделение, рассчитанное на количество студентов вчетверо большее по сравнению с электротехническим, доминирует над этим последним. По количеству курсов, лабораторий, средств и проч. химики имеют все в неизмеримо большем объеме, чем электротехники, и что хуже всего, это то, что педагогический персонал Технического Училища даже в мыслях не допускает возможности иного разрешения вопроса. Повторяется старая история: раньше физики не хотели выпускать молодую электротех- нику из курса общей физики, а теперь механика все боится оставить ее без своей опеки. И, таким образом, создается в высшей степени ненормальное положение, что все что нужно для электротехнической специальности должно проходить через руки механиков, редко достаточно компетентных для того, чтобы разобраться в реальных нуждах преподавания электротехники.

Положение, приводящее положительно к курьезам, вроде того, что на все электротехнические лаборатории назначается ровно столько средств, сколько ассигнуется лишь на одну турбинную лабораторию. Как на пример курьеза в области собственно преподавания можно указать на включение в курс предметов электротехнического отделения громаднейшего курса гидравлики, даже более обязательного, чем собственно электротехнические предметы. Мы достаточно созрели и достаточно сознали настоятельную необходимость своевременности создания самостоятельного Электротехнического института в Москве. Поэтому нет нужды с особенным красноречием отстаивать право электротехники на самоопределение. Среди педагогического персонала Технического Училища удалось выяснить, что, расширяя круг собственно электротехнических предметов за счет собственно механических, курс электротехнического самостоятельного отделения возможно сделать в пределах программы Технического Училища настолько компактным, что он легко укладывается в рамки пятилетнего пребывания студентов в стенах училища. Каких-нибудь 150 000 рублей будет достаточно для того, чтобы осуществить необходимое расширение электротехнических лабораторий, дабы они оказались достаточно полными для самостоятельной специальности. Все это показывает, что для создания самостоятельного электротехнического факультета достаточно будет сравнительно небольших затрат.

Но корень зла лежит в том, что этот проект встречает такую сильную оппозицию среди персонала Технического Училища, что не остается никакой надежды добиться справедливой постановки вопроса. Настоящий доклад является попыткой вызвать сочувствие проекту создания в Москве самостоятельного электротехнического факультета в кругах инженеров- электротехников, достаточно знакомых с положением электротехники в России, в Московском промышленном районе в частности, и изыскать пути и подвинуть это дело.

Среди начальства Технического Училища друзей мы найти не можем. Спрашивается, где их искать? Без сомнения, среди промышленников и электропромышленников. К кому же обратиться с своим пожеланием? Без сомнения, необходимо действовать помимо персонала Технического Училища, к которому обратиться следует лишь из чувства корректности, а пожелания нужно направить к инстанциям, свободным в своих решениях. Таковой же инстанцией может явиться лишь Министерство Народного Просвещения. Поэтому докладчик предлагает собранию поручить Совету О-ва составить докладную записку и передать ее Министру Народного Просвещения через делегацию. Только таким образом можно будет избежать не приводящих ни к какому результату разговоров и иметь надежду добиться успеха.

<...>Заслушав доклад проф. Б.И. Угримова, Общее Собрание принимает резолюцию, предложенную Советом, и поручает Совету разослать доклад проф. Б.И. Угримова и докладную записку Совета техническим организациям и принять все меры к наиболее широкой пропаганде среди промышленных кругов Московского района: Ввиду того, что согласно проекту, разрабатываемому Учебным комитетом Императорского Технического Училища для преобразования названного училища в школу политехнического типа наряду с созданием для некоторых специальностей самостоятельных отделений, преподавание электротехники предполагается сохранить в виде подотдела механического отделения, - Московское Общество Электротехников, считая подобное положение вещей совершенно не соответствующим интересам Российской электротехнической промышленности, которая как раз в настоящее время требует усиленной подготовки кадров специалистов-электротехников, и полагая, что такой промышленный центр как Москва не может и не должен оставаться без специального электротехнического отделения наподобие электромеханического отделения Петроградского Политехнического Института, поручает Совету О-ва составить соответствующую докладную записку Господину Министру Народного Просвещения, каковую и вручить Министру через особую депутацию из членов Совета О-ва, а равно и других лиц из членов О-ва, которых Совет найдет желательным включить в состав этой делегации.

Заседание Совета О-ва Электротехников 18 мая 1915 г. <...>Продолжение обсуждения проекта докладной записки г-ну Министру Народного Просвещения. При обмене мнений отмечено, что вопрос о представлении г-ну Министру по поводу создания при Московском Техническом Училище Электротехнического отделения получил в настоящее время иную постановку и обстановку, чем при своем возникновении. Это произошло потому, что за это время разработка проекта преобразования М.Т.У. в школу политехнического типа встала на путь, отвечающий пожеланиям, выраженным О-вом Электротехников. Именно, в проекте, вырабатываемом М.Т.У. для представления в Министерство, [те- перь] предусматривается образование особого электротехнического отделения. Вместе с тем, выступление это не представляется спешным и может стать своевременным, может быть, лишь осенью. Бюллетени Общества Электротехников [в Москве] за 1915 г.

Ссылки:

  • Московское и другие общества электротехников
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»