Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона43 Сентябрь 1902

2 сентября. Были у Городского головы с Арнольдом Михайловичем. На 4-е назначено заседание у Городского головы для обсуждения нашего вопроса. Голова разрывается на части и учит бакинцев основным правилам приличия, но едва ли это подействует на последних.

3 сентября. Ездил в Балаханы. Включили отремонтированный кабель в Черноморской будке, у меня несколько отлегло от сердца. Кабель на Тер- Акоповской еще не отремонтирован, там очень трудно разрывать [грунт], и потому Финдейзен старается измерением определить место порчи.

6 сентября. Приехал монтер "Лесснера". Части тоже в дороге, очень интересно, что выйдет из машины. Возимся с вентиляторами в трансформаторных будках в Балаханах, второй мотор на днях сгорел. С "Унионом" работать совершенно невозможно, резервных частей добиться ранее года нельзя. Опять приходится чистить под пристанью канал, его на целый аршин занесло илом во время последних южных ветров. Масляный вопрос теперь решен удовлетворительно - затраты на баки для фильтрования цилиндрового масла окупились в первые же два месяца. Теперь очередь за тряпками, строим прачечную с котлами для варки тряпок и с центрифугой для отжимания. Затем наступит очередь воде (питьевой), это громадный расход. Но еще совершенно не знаю, как его сократить. Ставить ли опреснитель или вести трубопровод от колодца 1-й башни, и то и другое дорого.

14 сентября. В последние дни возились опять с водой. Норд дует четвертый день подряд, и два раза угонял нам воду, так что мы работали через "цикл [мастера] Ершовского" отработанной водой. Насос на конце пристани все-таки придется установить - для него есть все - вода слишком нагревается часа через два. Чистили канал землесосом, очень хорошо идет. Жаль только, что южные ветра опять занесут канал илом, а в ноябре будут сплошь южные ветра. Хочу поставить водорез из десятка свай перед входом в канал. Сегодня Линдлей* посоветовал устроить вращающуюся сетку в канале. Кажется, мысль очень удачная, надо ее разработать. Третьего дня ездил в Балаханы выяснить вопрос о расширении Каспийской будки и о переустройстве ее из типа "Униона" на наш новый тип. Каспийская будка стала центральной для распределения в Романах, и ее нужно сделать совершенно надежной. Поэтому мы вынесем в пристройку все кабели на 6000 вольт и разделим полосы** выключателями. Интересно выяснить влияние наружной температуры на коэффициент полезного действия [электро]станции. Благодаря сильному норду температура в машинном здании упала на 200R***, и это сразу отразилось на возбуждении машин. Генераторы стали расходовать на 10 ампер менее на возбуждение, что при трех машинах составляет 30 ампер или 3,5 киловатта. Вода для охлаждения пара расходуется так же меньше чем в жару - на 20000 ведер в час. Масла тратится меньше, потому что движущиеся части машин холодные, и смазчики не боятся прозевать нагревание. Фильтрация и уловление цилиндрового масла в Белом городе дали более чем блестящий результат - за два месяца экономия против прежних месяцев свыше 3000 руб., это настоящая экономия!

17 сентября. Травяная эпопея. Гнилая трава ползет по дну моря и заносит наш канал. Сегодня ночью был отчаянный южный ветер, и канал опять занесло, вся неделя работы пропала даром. Ночью пришлось два раза менять машины - конденсаторы забивало как войлоком, и вакуум падал. Море причиняет в сто раз больше хлопот, чем грязная Москва-река. В норд вода уходит, в зюйд трава идет сплошной массой. Единственный выход, вполне рациональный - песчаный фильтр, но этого нельзя осуществить ввиду безумной стоимости. Вчера заказали в мастерской вращающийся барабан с сетками.

18 сентября. Все помыслы обращены на траву, которая ползет неудержимо. Решили устроить волноломы впереди пристани, решетки и грязеуловители на дне каналов. Призывал для консультации Линдлея, и мы с ним два часа лежали на животе на пристани и изучали движение травы. Он говорит, что такого трудного случая ему еще не приходилось встречать.

22 сентября. Сегодня ночью около часу меня подняли тревожным звонком, побежал на [электро]станцию. Оказалось, что в Сабунчах пробило кабель в левой половине сети, и вся эта половина во мраке. Правая - работает исправно. Переговорил с Лихутиным, и тот обещал в полтора часа наладить сеть. И действительно через 1 час дал ток на 38-й участок главному крикуну - "Бнито". К сожалению, от статического заряда кабеля у него испортился гальваноскоп, и пришлось вставлением тонких предохранителей убеждаться в исправности кабелей, причем получилось еще два коротких замыкания.

23 сентября. Вчера на Черноморской будке дело обошлось не так удачно, как мы думали. Ток им действительно дали по одному кабелю, но сразу пустили так много моторов одновременно, что предохранители этого кабеля не выдержали и лопнули. Всего будка стояла 4 часа. Кабель пробит между Демботом и Касабовской, т.е. в самом скверном для нас месте. Вся левая половина сети питается через этот кабель, и когда мы перевели всю нагрузку на правую половину сети, то я стал беспокоиться за два кабеля от Сабунчей до Тер-Акоповской будки, которые должны были взять всю нагрузку. Мысль об этих кабелях так меня преследовала, что я не мог заснуть. Хотя помочь все равно нельзя было бы, и приходилось ждать, выдержат ли кабели или нет. Всю ночь работали над ремонтом кабеля, и сегодня к обеду должны кончить. Пока я был в Балаханах у Языкова и Пикульского, здесь был травяной бенефис небывалых размеров. Машины забивало травой в течение получаса, и все время меняли машины. Весь персонал пришлось мобилизовать, и то не хватало людей пускать и чистить машины. "Този" машины положительно великолепны и выдержали трудное испытание с честью. Вакуум падал до 15-20 сантиметров, и другие машины могли б поломаться вдребезги при таких условиях. Все-таки справились и не остановили станции, хотя все висело на волоске. В два часа сорвался норд и угнал воду. Но это все-таки легче, чем трава, тем более что вода недалеко ушла и скоро вернулась. Вечером в 9 часов был отчаянный разряд на громоотводах "Сименс и Гальске" в отделении предохранителей. Освещение совсем почти погасло на секунду, но машины сейчас же поправились, и все вошло в норму. Громоотводы восстановили через час, изоляторы были совершенно расплавлены, и фарфор спаялся с железом. *РГАЭ, ф. 9508

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»