Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона40 Июль 1902

11 июля. В полчетвертого ночи разбужен звонком с Биби-Эйбата: горит фонтан в буровой N14 на участке 29 Биби-Эйбата "Бнито". Судя по обилию дыма и длинным огненным языкам, ясно видно с террасы, пожар серьезный. По приезде на место оказалось, что сгорело лишь две буровых: N14, продолжавшая гореть до 12 час. дня, и N13, от которой не осталось следа уже в 5 час. утра. В буровой N14 со времени сентябрьского пожара производилось бурение 80-сильным мотором "Сименс и Гальске" с новым (громадным) контроллером. Сегодня в 1 час ночи из скважины вдруг забил газовый фонтан с песком и камнями. На него накинули задвижку, остановили мотор и выключили освещение в этой буровой. К 2-м часам фонтан начал выбрасывать нефть, а в 3 - загорелся. Пожар окончился к 12 часам дня. Контроллер в N14 сгорел совершенно. Мотор так же надо будет перематывать. Температура внутри будки (закрытой со всех сторон, кроме дыры для ремня) была настолько высока, что сама будка превратилась в муфельную печь. И не только дерево внутри ее сгорело (колпаки и деревянные ограждения клемм и проводов), но даже и выключатель. Кирпичная стенка будки, обращенная к фонтану, дала трещины до 1 вершка шириною. Придется утолщать стенки будок или делать их с воздушным промежутком внутри или, наконец, засыпать землей как пороховые погреба. Бетонные крыши так же необходимо сделать менее теплопроводными, насыпав на них 8-10-вершковый слой земли, что мы на Биби-Эйбате давно уже предлагали Каспийско-Черноморскому О-ву. Зато в N13 моторы вполне уцелели. Даже бумага регистрирующего киловаттметра, установленного в этой буровой, осталась цела. Вывод из этого пожара тот, что хотя мы уже умеем спасать от огня моторы в бурящихся и просто тартающихся буровых, но над ограждением их от огня в фонтанирующих вышках придется еще подумать. А начать фонтанировать может любая буровая во всякое время, чему пример N14, в которой фонтанов до сегодня никогда не бывало. На Белогородской [электро]станции вчера в 9 часов 30 мин. вечера значительный толчок в нагрузке (до 1500 киловатт на обеих машинах). У громоотвода на нейтральном проводе генератора N1 один из 2-миллиметровых промежутков плавился. На всякий случай на ночь выключили подозрительную по всякого рода замыканиям линию 110 вольт*. Но сегодня Финдейзен мерил ее изоляцию, и говорит, что она безукоризненна. Языков через день ездит на воздушную линию ставить новые изоляторы. На башнях замена их уже окончена, остаются переходные мачты.

12 июля. В 10 час. 40 мин. вечера сильное миганье ламп: замыкание на 2-й линии, предохранители сгорели в Сабунчах. Дежурный со 2-й башни передает, что заметил свет на 2-й группе переходных мачт. Громоотвод на нейтральном проводе 1-й машины работал. Его воздушный промежуток теперь всего 1 мм, так что при следующем замыкании, вероятно, произошло бы соединение с землей. Поэтому провод к нему обрезали, так что на 1-й машине остался лишь старый громоотвод (с рогами). 3-я линия включена до 2-й башни, и от нее работают прожекторы. Вчера она была включена в работу, но Сабунчинские предохранители на ней перегорели. Правда, они были всего на 14 ампер. На машинах поставлены теперь "надежные" предохранители по 600 ампер на фазу. Угольные сопротивления громоотводов увеличим втрое. Приехали три экономайзерных эксперта.

13 июля. Причина вчерашнего толчка - разряд громоотводов на 2-й линии. Так как он произошел на 2-й группе переходных мачт, ближе к Сабунчам, то и сгорели Сабунчинские предохранители. Сегодня проба вновь изобретенного способа чистить канаву у водокачки: на грязное дно ставится псевдокессон (железный цилиндр без дна и без крышки), верхние края которого выступают над поверхностью воды на 20-30 см. И затем посредством рукава от 6- дюймового центробежного насоса из него выкачивают воду. Причем два перса железными вилами изо всех сил стараются взбаламутить грязь и траву на дне кессона. Через некоторое время вся грязь высосана прочь не только с того места, где стоит кессон, но и на полметра вне его: ил подсасывается под нижнюю кромку. Затем кессон передвигается на другое место, и повторяется та же история. Если дело пойдет, сделаем открытый прямоугольный ящик из дерева с железным ножом внизу (как у настоящих кессонов) размером 2х1 сажен, и тогда сразу можно будет очищать большую площадь и затем наплавом надвигать его на соседнее место. Землечерпалка вряд ли выдержит конкуренцию с этим землесосом. Помимо скорости большое его преимущество то, что он не мутит воду в остальной части канавы. Употребляя же землечерпалку, мы рискуем сразу засорить конденсаторы. Зато загрязнение воды близ пристани при новом способе тоже вне конкуренции. И купальщики, а особенно купальщицы Белого города, вряд ли увенчают лаврами его изобретателей. Ничего не поделаешь: канаву уже и сейчас затягивает, а это еще только начало. В августе-сентябре дело с водой может здесь принять прямо трагический оборот.

14, 15 июля. Все обстоит благополучно. Жара стоит такая, что мы начинаем опасаться плавления предохранителей уже не по электрическим, а по космическим причинам.

16 июля. Сегодня извлечен из подвала временно (с 7 февраля) работавший там трансформатор и поставлен на свое надлежащее место. Под собирательными полосами 6000 вольт, от которых в подвале работал этот трансформатор, оказалась разложившаяся дохлая кошка. Очевидно, бедный котенок хвостом коснулся какой-нибудь из шин и пал жертвою своей любознательности. Шесть машинистов Белогородской станции подали вчера письменное заявление с просьбой "убрать из их корпорации" машиниста Дроздова. Мотив: "неприязненное его к ним отношение". Так как Дроздов, наиболее толковый из машинистов, не является начальством по отношению к ним и ничем доехать никого из них не может, так как далее на положение свое машинисты вообще не жалуются, и так как, наконец, набрать персонал в 200 и 300 человек, из людей исключительно симпатизирующих друг другу, представляется делом невозможным, то ответ мой был, конечно, отрицательным. Хотя в конце заявления стояла прибавка "в противном случае мы все должны будем оставить службу Обществу", на мель мы, во всяком случае, не сядем, и инцидент окончится, вероятно, к общему удовольствию уходом двух машинистов. Сегодня ночью на Биби-Эйбате остановилась буровая N15 Каспийско-Черноморского О-ва, причина - какое- то повреждение в кабеле, в одной фазе полный перерыв при безукоризненной изоляции по отношению к другим и к земле. Предполагаем, что может быть при осадке земляного вала, в котором лежит кабель, одна из его жил внутри муфты [была] вырвана из клеммы. Положили пока временный кабель поверху. Искать повреждения сегодня нельзя: страшный норд.

19 июля. Ночью в 12 час. 45 мин. довольно сильный разряд на громоотводах под щитом: сгорели два предохранителя. Машинные предохранители целы, так что разряд прошел без неприятностей.

20 июля. С утра был на Биби-Эйбате по специальному приглашению присутствовать на молебне Биби-Эйбатскому шефу-электрику - пророку Илье. Ганзен закончил уплотнения между цилиндрами и рубашками на 4-й машине. Но при пуске пара в рубашки обнаружилось, что неплотности не устранены. У машины N2 после 2-недельной работы ее с нагрузкой пар по-прежнему попадает из рубашки в цилиндры, так что уплотнения хватило лишь на неполных две недели. Пророк Илья к вечеру оправдал свою репутацию, и возвращаться в Белый город пришлось под небольшим дождем и довольно значительной по-здешнему грозой. На линии все благополучно. Кабель на Биби-Эйбате, в котором произошел перерыв тока 17 июля, оказался поврежден не в муфте, а в целом месте. По-видимому, он был ущемлен по концам, середина же постепенно провисала при осадке нового насыпанного над ним земляного вала высотой до 2-х сажен, и затем наступил механический разрыв жил. Притом поочередно: в первый день была оборвана одна жила, обе же другие - на следующий. Вырвать поврежденный кусок при такой глубине нечего и думать: пришлось около 40 метров похоронить. Попробуем их вытащить воротом, но это будет уже не кабель, а медный и свинцовый лом. Думаю, что наша кирпичная покрышка кабеля сослужила в данном случае плохую службу, передав на него давление значительно большей массы земли, чем, если бы кабель не был покрыт.

23 июля. Около 12 часов дня разряд на громоотводах AEG под щитом. Американские предохранители сгорели в буквальном смысле слова, то есть не только главная их часть, но и коробки из пресловутого дерева: дорого и гнило. Разряд сопровождался падением нагрузки: оказалось, что в Сабунчах предохранители сгорели на обеих линиях - 3-й и 4-й (1-я и 2-я были выключены, так как в это время на них работал Языков). Непонятно, почему сегодня впервые работали громоотводы AEG, которые раньше всегда молчали. Никаких изменений в них, а также и в "Сименсовских" громоотводах рядом с ними, не делалось.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»