Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона39 Июнь 1902

2 июня (Троица). Сегодня и завтра никаких работ, кроме текущих эксплуатационных, не производится. Скучно. Жара в машинном здании нестерпимая " 30-310R* на щите. Дальше еще хуже будет. Вентиляция была бы хороша, если бы не постоянная боязнь пыли, вследствие которой приходится держать закрытыми нижние окна. Уже две недели как не было бенефисов. От времени до времени громоотводы на башнях работают, значит, повышения вольтажа происходят, но пока они разряжаются благополучно. Много значит и то, что мы теперь всюду дошли до грунтовой воды, как на башнях, так и на переходных столбах. Возим камень на пристань, надо уходить дальше в море заборной трубой - трава одолевает. Чистка сеток дорого обходится, два человека день и ночь должны работать, а во время зюйда приходится ставить трех. По случаю праздника я буду два дня сидеть дома, в праздник чаще случаются всякие казусы. В Балаханах пожар - горит промысел Каспийско-Черноморского [О-ва], но там где нет моторов. Одна из горящих вышек упала на наши провода и устроила короткое замыкание - без вреда для эксплуатации. Вчера приехал инженер от "Бурмейстера", странно, что никто о нем не написал раньше. По этому случаю я с ним ездил на Биби-Эйбате. Он хотел бы повторить опыты с расходом пара, но я конечно на это не согласен. Он просит исследовать пар на влажность. На это я согласен, потому что, так же как и он, уверен, что наши пресловутые эмюльсеры "Дюбио", за которые мы зря заплатили 12000 руб., только увлажняют пар. Последние дни мы замечательно выгодно работаем. "Нобель" чистил свои газомоторы, и потому мы отпускали всю энергию для его [электро]моторов [на промыслах] (11 штук). За эти два дня расход нефти на киловатт-час упал до 0,97 кг. Такой низкой цифры никогда не достигали ни Московская, ни Петербургские [электро]станции (последние - после поправки уголь-нефть). Наши "Този" машины действительно очень хороши. А, кроме того, благодаря аппарату "Адос" у нас уже теперь установлена очень рациональная топка.

3 июня. Праздники ознаменовались тремя пожарами - двумя в Балаханах и одним на Биби-Эйбате. Нас эти пожары не коснулись. Решили отпустить садовника и бывшего помощника механика Огурцова - бесполезны. У нас народное бедствие - сидим безо льда, так как по глупости Огурцова выпустили всю сернистую кислоту из бомбы. А он это скрывал до последнего дня, за что теперь и упраздняется.

5 июня. Большой пожар на Биби-Эйбате. Ездил вчера ночью туда. Думал, что моторы сгорят, но до "Бнито" на этот раз не дошло. Рыльский целый день был в опасности. Сегодня утром все еще горит. Обгорела кочегарка у Бакинского нефтяного О-ва, и сгорели мастерские. У "Борна" сгорело 14 вышек. Будь теперь разрешен вопрос о попудной [плате], мы были бы теперь завалены требованиями [на установку электромоторов].

29 июня (Л.Б. Красин диктует). По завету Роберта Эдуардовича будем отмечать наиболее выдающиеся события в Белом городе и на Биби-Эйбате за время его отсутствия. К сожалению, начинать приходится на другой день после его отъезда. Сегодня в 4 часа утра на Белогородской [электро]станции произошел полный Kurzschluss*. Предохранители в 2-х фазах расплавились у обоих генераторов (NN 3 и 4), а также у третьей магистрали (внизу, в помещении кабельного щита) и в Сабунчах на [распределительной под]станции. У "Нобеля" сгорели предохранители на нашем питательном кабеле, но его [электро]станция не остановилась. Громоотводы под щитом, если и работали, то незначительно. Зато на нейтральных точках генераторов они исполнили свое назначение. А один, у генератора N4, даже погиб со славой, как видно из прилагаемого фотографического снимка. Замена сгоревших предохранителей, выключение 3- й линии и пуск новой машины (N4 опасно было пускать, не убедившись в ее исправности, судя по разбитому громоотводу, замыкание на ней отозвалось особенно сильно) потребовали 6 минут. Следующие 4 минуты пошли на включение воздушной линии из Сабунчей, так что вся остановка продолжилась 10 минут. Причина ее - порок в кабеле N3 от станции до начала воздушной линии. Эта магистраль пробивалась уже и раньше, но на этот раз пробит кусок ближайший к воздушной линии, считавшийся надежным. Как видно весь 6000-вольтовый кабель негоден, и чем скорее его заменить, тем лучше. 4-й генератор оказался совершенно в порядке. С людьми никаких неприятных случайностей не было. Пробитый кабель отрываем. Работа несколько затягивается из-за двух праздничных дней подряд.

1 июля. На Биби-Эйбате окончена установка маховика на машине N2. Машина пущена и работала на сеть одна. Колебания напряжения все еще значительны, и в этом смысле результат пока не блестящ. Параллельное включение и работа с другими машинами идет у этой машины теперь заметно лучше, чем до постановки маховика. Впрочем, по нескольким часам работы судить еще трудно о влиянии маховика. На Биби-Эйбате все вообще благополучно. На днях пойдет второй мотор у "Нобеля": будки и кирпичный фундамент окончены. Работавший у него же мотор (пробный) переносится так же вне буровой в кирпичную будку и на кирпичный фундамент. Насос "Вольфа" 6-дюймовый на 3-м участке Каспийско-Черноморского О-ва работает на славу, перекачивая до 8-10 тысяч пудов на высоту 25 сажен. В Белом городе сегодня в 5 часов дня сильнейший разряд на громоотводах под щитом, соединенных треугольником. Громоотводы AEG с магнитным выдувателем не работали, точно так же как и громоотводы на нейтральных точках генераторов. Предохранители сгорели у обоих генераторов в двух фазах. Полный перерыв тока, остановка три минуты: по счастью Языков и Деннеке были в момент взрыва в машинном здании, и потому замена предохранителей и пуск пары динамо для возбуждения произведены быстро. Восстановление третьей линии, пробитой 29 июня, все еще не кончено: муфта два раза переделана, но изоляция оказывается недостаточной (около 400000 ом). Вероятно, кроме пробитого места, есть второе повреждение. Возможно также, что кабель близ пробитого места поврежден на большую длину, чем вырезанный кусок. Выжечь сомнительное место опасаемся, в виду возможного появления вместе с искрой и токов большой частоты и высокого напряжения, которые могут вызвать разряд и остановку на станции. Вся система Белый город - Сабунчи производит впечатление какого-то неустойчивого равновесия, готового во всякий момент от новейшей причины разрешиться какой-нибудь неприятной неожиданностью.

5 июля. Третий раз сделана муфта на магистрали N3. Теперь изоляция полная. В кабель дано напряжение. В работу линия N3 еще не пущена.

7 июля. Сегодня 3-й день генератор N4 работает параллельно с N1, у обоих уменьшены воздушные промежутки. Характеристики получились почти тождественные, и параллельная работа идет хорошо. Но только в напряжении замечаются колебания вольт на 200-300 вверх и вниз, чего раньше при таком положении кривошипов (одинаковом у обеих машин), по словам Языкова, никогда не замечалось. Поэтому решаем генераторы NN2 и 3 оставить без переделки. Пусть несколько больше берут на возбуждение, зато получим известную устойчивость. Если же со временем с увеличением числа моторов нагрузка и вольтаж сделаются более постоянными, можно будет самим в течение каких-нибудь одной - полутора недель уменьшить воздушный промежуток и у этих машин. Продолжение, 9 часов вечера. Сейчас возвратился с Биби-Эйбата, откуда в 4 часа дня передали по телефону, что была 15-минутная остановка. Причина: при работе двух машин с возбуждением от умформера хотели приключить параллельно к умформеру возбудитель одной из работавших машин, и по ошибке включили его рубильник, когда шунт возбудителя еще не был возбужден. В момент выключения получилось короткое замыкание через якорь возбудителя. И синхронный мотор умформера потерял свои обороты и от внезапной перегрузки остановился, лишив оба генератора возбуждения. Все остановилось. Непомерная продолжительность остановки - целых 15 минут, хотя единственным последствием неправильного включения была остановка синхронного мотора, без каких бы то ни было эффектов вроде взрывов, пламени и т.п. вещей, которые могли бы подействовать ошеломляющим образом, должна быть отнесена, главным образом, за счет отвычки персонала от подобных казусов. После сделанной оплошности испугались и перехватили по части осторожности. Вместо того чтобы сейчас же включить обе машины на промысла и постепенно поднимать напряжение, причем, конечно, могли сгореть предохранители у двух-трех моторов, случайно нагруженных в это время, ждали, пока на промыслах выключат все моторы. И только после телефонного уведомления от дежурного монтера дали ток в сеть. Этим и объясняется продолжительность остановки. Никаких повреждений и даже сгорания предохранителей не было. На промысловых людей остановка не произвела впечатления (они сплошь и рядом вдвое дольше стоят из-за сшивания ремня), но для нас самих она в высшей степени неприятна и тягостна как пятно на репутации станции, не останавливавшейся ни разу с октября прошлого года. Прискорбно, когда останавливается Белый город. Но тут, по крайней мере, имеются веские и пока еще неодолимые причины. Сегодняшняя же остановка Биби-Эйбата, после года правильной работы, просто непозволительна. Разумеется, всем сестрам досталось по серьгам. Но мы, кроме того, употребим и другие, более педагогические усилия, чтобы предупредить в будущем повторение таких случаев. Как уже упомянуто, инцидент не сопровождался никакой порчей или разрушением приборов. И обе машины N1 и 2 в момент моего приезда исправно работали и продолжают работать в сеть посейчас.

10 июля. Дан ток по 3-й магистрали до Сабунчей.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»