|
|||
|
Классон Р.Э.: Кризис топлива и роль торфа
(Посмертная статья Р.Э. Классона. - Примеч. ред.) Инж. Р.Э. Классон В настоящее время в целом ряде заседаний, комиссий и учреждений выносятся постановления о том, что необходимо уделить больше внимания торфу. Недавно с совершенной ясностью в заседании совета съездов промышленности констатировано, что те предприятия, которые в этом году озаботились заготовкой торфа, оказались в вполне благополучном положении по сравнению с теми, которые все свое благополучие строили на привозном топливе. Вопрос этот сам по себе совершенно ясен и, как будто, не требует доказательств, а между тем еще год тому назад в топливных плановых органах существовала обратная тенденция - торфом пренебрегали и всячески хотели поставить промышленность на привозном топливе. Сейчас кризис топлива уже настолько остр, что необходимость спешных мероприятий для увеличения торфоразработок никем не оспаривается. Что же реального делается для осуществления этой задачи? Как будто бы ничего. Добыча торфа может быть реально поставлена только тогда, если своевременно будут финансированы торфоразработки, т.е. своевременно будут даны деньги на подготовку полей летом, а не зимой, и если машины будут заказаны, по крайней мере, за год, а то и более для того, чтобы они вовремя поспели к торфяному сезону. Так как торфяные разработки всегда финансируются лишь на один год, и деньги на них допускаются уже поздней зимой, то ничего из подготовительных работ вовремя сделано быть не может, и торфяные разработки хронически опаздывают. После чего им делается упрек, что они "не исполнили задания". При современных условиях финансирования исполнять задания очень трудно. Я приведу конкретный пример торфяных разработок для Нижегородской районной станции. Сейчас последние дни января, до начала торфяного сезона осталось три с небольшим месяца, а между тем до сих пор ни программа для Чернораменского болота, которое должно снабжать Нижегородскую электрическую станцию торфом, не установлена, и, что самое худшее, не установлен размер ассигнуемых на это средств. Когда Гидроторф получил осенью предписание готовиться к большой торфяной кампании 1926 и 1927 года, то он сделал запросы 10 русским машиностроительным заводам на изготовление 18 однотипных гусеничных кранов. Такой заказ 18 однотипных по готовым заводским чертежам, казалось, должен был заинтересовать машиностроительные заводы. За границей такой заказ оторвали бы с руками. У нас получилась своеобразная картина: 8 заводов наотрез отказались от изготовления кранов. 9-й завод не отвечал в течение нескольких месяцев, и только 10-й завод согласился, но при условии доставления ему железа, на что Гидроторф пошел, считая, что в России найти небольшое, сравнительно, количество железа всегда можно. Однако оказалось, что найти самое ходовое, обычное сортовое железо (угловое и швеллера) - задача совершенно неисполнимая. И работы по изготовлению кранов остановились из-за отсутствия двух вагонов железа, - остальное удалось набрать. Гидроторф обращался по много раз во все учреждения, которые имеют малейшее отношение к железу, но всюду получил отказ. Железа достать сейчас нельзя. В виде курьеза могу сообщить, что, наконец, через три с половиной месяца ответил девятый завод и согласился исполнить краны, но с изумительно длинными сроками, а именно: для первого крана - 12 мес., а для последнего - 23 мес. К этому, конечно, надо прибавить еще 3. мес., потерянных в ожидании ответа. Так как эти краны должны были работать уже через 4 мес., то, конечно, такое предложение являлось иронией. Еще хуже обстоит дело с электрической частью для тех же кранов. Требовались простейшие, ходовые моторы и трансформаторы низкого напряжения, т.е. такие предметы, которые электротехнические заводы должны были бы печь как блины. Передача заказов за границу была запрещена, так как ГЭТ твердо взялся изготовить 26 моторов и 10 трансформаторов к сроку 1-20 апреля. Заказ был передан ГЭТ и подтвержден им. По прошествии 4 мес. ГЭТ прислал письмо, что первые моторы будут изготовлены 4 августа, т.е. через 4 дня после закрытия сезона, когда в моторах надобность уже минует. То же самое произошло и с трансформаторами. Так как теперь, даже из-за границы, получить моторы нельзя, то вся работа Нижегородской электрической станции в текущем году будет сведена к работе на существующих старых машинах. Ясно, что клиенты Нижегородской станции ток получат лишь в ничтожном количестве. Но хуже всего то, что и в 1927 году предстоит аналогичная картина: так как теперь ГЭТ требует на изготовление моторов уже 12-14 месяцев, то их надо заказать сегодня, чтобы они поспели к сезону 1927 года! Сроки машиностроительных заводов аналогично длинны, а так как средства на 1927 год будут отпущены опять-таки только зимой 1926 года, или даже в начале 1927 года, как это всегда делается, то ясно, что к 1927 году Нижегородская станция опять останется без машин и, следовательно, без торфа. Финансирование полевых работ, которые очень дешевы в разгаре лета, происходит настолько поздно, что работы приходится производить зимой, когда они в 3-4 раза дороже летних. В этом году деньги на полевые работы [на Чернораменском болоте] под Нижним были отпущены 25 сентября. Только после этого можно было поехать за рабочей силой, но уже 8 октября выпал снег, большинство рабочих уехало обратно, и несколько тысяч рублей было потеряно на провоз их взад и вперед. И при этих условиях всегда выдвигается настоятельное требование, чтобы торф был дешев! Некоторые предметы для Чернораменского болота до сих пор не заказаны, так как неизвестно, сколько на него ассигновано денег, и неизвестно, хватит ли их. Торф очень легко сделать самым дешевым топливом Центрального района. Разработка его совершенно не сопряжена с физическим трудом и не может быть, конечно, сравниваема по трудности с работой в шахтах. Торфа у нас имеется практически безграничное количество. Но если не будет изменен метод финансирования торфяных разработок, то все слова о необходимости перейти на торфяное топливо и о целесообразности такого перехода останутся пустыми словами. Торфяные разработки должны финансироваться за 2-3 года вперед, и деньги должны быть ассигнованы твердо. Только тогда можно требовать, чтобы торф был выработан в каком угодно количестве и чтобы он был дешев. Теперь же торф дорог, но в этом производители торфа не виноваты. журнал "Торфяное дело", 1926, N2
Ссылки:
|