|
|||
|
Бакинский дневник Р.Э. Классона37 Апрель 1902
5 апреля. Последние дни ознаменовались сумасшедшим нордом с градом и дождем. Я все время беспокоился за [предохранительную] сетку на воздушной линии, и действительно ее оборвало в двух местах. Сегодня меня вызвали в 6 часов утра на [электро]станцию. Произошла остановка из-за полного короткого замыкания на линии. Оказалась скверная штука - на 33-м столбе линии А вольтова дуга перекрыла изолятор и сожгла провод. Дело дрянь, у нас очевидно линия настроена таким образом, что могут происходить колебания вольтажа вверх в очень широких пределах. Очень трудно будет предпринять что-нибудь против этого, так как неизвестно, где именно приходится максимум этих волн. Будем копить пока материал. Завтра поставлю громоотводы** в отделении предохранителей между фазами. К нам поступил практикантом (бесплатным) сын Гольдлюста, только что кончивший [учебное заведение]. Ленер, вероятно, скоро кончит жизнь самоубийством, так как практикант ему отчаянно надоел, столуясь у него. На промыслах работа моторов медленно налаживается. Перевели часть освещения Каспийско-Черноморского О-ва на наши трансформаторы. Новую Черноморскую будку строит Красин со своим персоналом. Финдейзен с Лихутиным не ладят, это очень неприятно. Во время последнего норда сорвало головки с двух концевых изоляторов, несмотря на то, что теперь там двойные изоляторы. По-видимому, нельзя равномерно распределить нагрузку от провода между этими двумя изоляторами. 8 апреля. Весь день провел в Балаханах. Утром в 4 часа получилось сильное короткое замыкание в Романах, перегорел главный предохранитель к трансформаторам в Амировской будке. У Манташева в буровой 117 сгорел ротор мотора "Сименс и Гальске" на 60 л.с. Переплавился один предохранитель, и мотор остановился. А наш масленщик спал у другого мотора, и его разбудил наш монтер, приехавший по телефонному вызову. Ротор мало поврежден, только олово на нем потекло. Вставили новый ротор и пустили мотор на ход, но времени прошло много. В эту же ночь заснула водокачка, т.е. машинист и двое рабочих, которые должны были чистить сетки. Впрочем, водокачка работала исправно и без надзора. Всех троих спящих я уволил. Дежурный по станции, который застал их спящими, боится мести с их стороны и не хочет выходить с участка. Пожалуй, придется приглашать на должность ночных дежурных членов атлетического клуба или боксеров. Нагрузка [электро]станции растет, и доходила временами до 600 квт. Машины "Този" регулируют хорошо, и вообще ими можно быть довольным. После Пасхи ночью будут работать две машины. Сейчас пять моторов тартальных и три на холостом ходу. 9 апреля. Опять вечером в Балаханах, нагрели так мотор, что на нем начало плавиться олово. Масленщик на этот раз еще успел вовремя остановить, но сгорел главный предохранитель на Амировской будке на 80 ампер, 6000 вольт. Завтра опять поеду туда. Меня эти сумасшедшие перегрузы привели в меланхолию. Для Балаханских дикарей электромотор слишком культурная вещь, и придется еще много затратить труда, пока все наладится. Пустили три мотора на 107-м участке "Бнито", один в работу, два на холостой ход. Винтерниц принес предложение на моторы и на автоматические выключатели. Я заказал ему три автоматических максимальных выключателя, которые должны предохранить наши моторы от порчи. 11 апреля. Теперь дело значительно подвинулось вперед в Балаханах. Пустили три мотора у "Бнито" на 107-м участке в Романах, завтра пустим еще пару, нагрузка [электро]станции растет. Пустили в работу наш аппарат "Адос" для определения углекислоты в топке, и сразу его влияние отразилось на кочегарах и на расходе нефти. Количество CO2 поднялось с 3-5% до 10-12%, что уже очень прилично. Постепенно наведем культуру на всех кочегаров, теперь они еще не одинаково топят. Было заседание Бакинских членов Правления. 12 апреля. Сегодня почти весь день посвятили машине "Лесснера", обмерили и облазили все цилиндры и составили великолепный протокол. Начинаются праздники, самое скверное время для станции. 13 апреля. Ездили с Арнольдом Михайловичем в Балаханы, причем он в первый раз видел нашу воздушную линию и башни. Искали места под новую трансформаторную будку для Романов, но те места, которые предлагает Фейгль, не годятся. Лучше всего было бы расширить Амировскую будку, она стоит на идеальном месте, и это кажется возможным, надо будет заняться этим вопросом. 14 апреля (Пасха). Остановили Белогородскую [электро]станцию на весь день, потому что в Балаханах работает только один мотор Муса Нагиева. Из-за одного не стоит гонять всю станцию. Переменили у себя на станции два масляных выключателя, у которых обгорело дерево. Вытерли всюду пыль, осмотрели все контакты, как на станции, так и по воздушной линии. Словом, с пользой употребили день. После этого я поехал по мытарствам - с визитами. Очень скучно. Вечером при пуске был водяной казус. Упустили воду в большом баке, а насос постоянного тока не хотел брать, вернее вентиль заел, и нельзя его было отвернуть. А дежурный по глупости не поднял тревогу вовремя и сообщил в машинное здание только тогда, когда вся вода у него уже ушла. Успели поправить вентиль, и вовремя до сумерек дать свет в Балаханы. Я уже недели две тому назад заказал электрический указатель уровня воды, чтобы в машинном здании можно было контролировать состояние бака на водокачке. Сейчас опять трава идет в изобилии, и три человека день и ночь чистят сетки - дорогое удовольствие. Как только станет тепло, займемся переустройством заборного канала. Его надо выпустить дальше в море. Это единственное средство, но для этого надо бока засыпать камнями, иначе его разобьет волнами в бурю. 18 апреля. Очень тяжелые дни были 16 и 17 апреля. 16-го утром в 10 часов сорвался норд так внезапно, что сразу стало темно. Море ушло на 40 сажен от берега. Пришлось мобилизовать весь наличный мужской персонал независимо от чина и звания и углублять канал. На линии сорвало два изолятора, и устроило полное короткое замыкание. В Балаханах опрокидывало вышки, ломало столбы, рвало провода, так что нам на три дня работы, чтобы все это поправить. "Апшерон" стоял 4 часа, а Забрат ("Бнито") - весь день. Мы ни на минуту не остановились. 17-го норд перешел в зюйд, и сетка на правой линии B у башни стала так раскачиваться, что задевала за провода. Линия A, где лопнули изоляторы, была в ремонте, и потому нельзя было пересоединиться. Вся станция гудела от непрерывных коротких замыканий. В 3 часа я поехал с карабином на линию, чтобы пулями срезать сетку. Но по дороге решил: лучше набросить петли на сетки и притянуть их к земле. Что вполне удалось сделать, и замыкания прекратились. С 7 часов утра и до 5 вечера я переменил три пары лошадей и сам совершенно измаялся. Но зато все исправили, и привели в порядок все 4 линии к вечеру. При каждом замыкании от сетки пламя перекрывало провода к ужасу сторожей. Но к счастью эти замыкания были настолько непродолжительны, что предохранители не успевали плавиться. Хотя стрелка киловаттметра доходила до 1200 киловатт, и дежурные на щите даже приседали от страха каждый раз, когда машина начинала реветь. Так мы и не остановили станции, несмотря на то, что провода обгорели на воздухе, а сетку мы сегодня спустили ниже. На левом ряду столбов (A) при опущенной сетке прекратились все раскачивания, и столбы стояли спокойно. Вчерашняя буря нас совершенно забрызгала нефтью, ужасная мерзость. Сегодня уехал монтер "Лесснера". Странная манера у "Лесснера", отзывает монтера, а сам даже не заикнется об этом, как будто он машину уже сдал. Вероятно, ему много денег уже заплатили за машину. Уехал Мильде, наш главный установщик для электрического освещения. Очень жаль, был толковый человек. 22 апреля. Вчера в воскресенье в Баку были рабочие беспорядки, чего я никак не ожидал от Баку. Теперь у нас не хватает только наводнения для полноты впечатления, остальное все было. Норд опять дул вовсю, но на этот раз никаких бенефисов не было. 23 апреля. Ночью полиция забрала на Биби-Эйбате четырех человек, в том числе бухгалтера. Последнее вышло довольно удачно для нас. Его работа кончалась, а отпустить его теперь, во время кризиса, было неудобно. Вчера приехал наш механик Пикульский, и я его сегодня знакомил с нашими больными местами на [электро]станции. Не знаю, как устроимся с грязным цилиндровым маслом. У нас его скопилось огромное количество, но оно изменило свои качества и для высокого давления не годится. Хорошо бы переделать смазку цилиндров так, чтобы это цилиндровое масло можно было пускать в низкое давление. Это была бы существенная экономия, теперь же это серьезный расход. Обыкновенное машинное масло мы уже фильтруем, и его расход свелся к минимуму. Сегодня отправил последние трамвайные планы. Моя роль окончена. Третьего дня вечером наблюдал любопытное явление: свечение нашей воздушной линии от статического заряда. По всей линии перескакивали искры на изоляторах, и слышался треск, но на работе это не отразилось. Это явление было только на железных столбах, а на башнях не было искр. На линии "Апшерона" тоже не было искр, впрочем, может быть, он по обыкновению стоял. В 10 часов вечера явление прекратилось. В течение этого времени телефон Листа не работал, значит, было атмосферическое электричество. Был в Балаханах при вскрытии нашего несчастного татарина, которого убило 125-ю вольтами. Доктора стадами прибегали в мертвецкую смотреть, но, по-видимому, причина смерти для них неясна. Вечером занимались с Деннеке маслом. Поставили 7 человек, которые непрерывно ведрами вычерпывали цилиндровое масло из отстойного бассейна, но все-таки всего не вычерпали. Ленер взялся за фильтровку и очистку этого масла. И если это хорошо удастся, то это составит несколько тысяч рублей в год, они пройдут мимо рта Гольдлюста, у которого мы теперь берем масло. Лазил в котлы, которые вышли из чистки. "Корнваллийские" котлы чисты, и нет изъеденных мест, а в "Бабкоке"[в котле] есть следы. Поручили следить за очисткой воды практиканту, он отнесется к этому с должным вниманием. Пикульский постепенно входит в курс дела и начинает принимать участие в работе. Первым делом занялся сальниками у машин. Ссылки:
|