Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона36 Март 1902

18 марта. Несколько дней не писал - некогда было. В субботу во время пуска пробило кабель N2 между Белым городом и Манташевским амбаром, причем, по-видимому, поврежден и N3. Так как получилось сильное соединение с землею в двух фазах, то в третьей напряжение поднялось и пробило изолятор у трансформатора, освещающего участок. И, кроме того, на кабельном щите искра перескочила от амперметра к железной раме на расстоянии 15 см. Последнего я никак не ожидал, так как на таком расстоянии 6000 вольт перебросить не может. Вероятно, в мраморе была металлическая жила. Изолировали все зажимы амперметров слюдой. Вообще мы всюду теперь ставим слюду с полным успехом. Разыскали все повреждения довольно скоро, так что успели дать свет в Балаханы по одному кабелю и освещали промысла, как всегда. В воскресенье была назначена сушка трансформаторов с 8 часов утра. Но нам надо было сначала исправить свои повреждения. И мы с Языковым провозились над этим с 7 до 11 утра, так как систематически пробовали под током каждый кабель и каждую часть щита в отдельности. В порядке оказались кабели NN 1 и 4, и по ним мы на другой день высушили трансформаторы, а Финдейзен раскопал свои кабели NN 2 и 3. Порча оказалась не в муфте, а в самом кабеле, завтра раскопаем их. В воскресенье произошел несчастный случай на Биби-Эйбате со смазчиком. Так что понедельник у меня ушел на поездку туда с Байером. Моторы готовы к пуску, но я хочу их лично пустить, и потому задержал на два дня их пуск. Курьезно, что за этот месяц сплошных бенефисов я потерял 8 фунтов в весе. Если так дальше пойдет, то через два года дойду до нуля в весе.

19 марта. Нашли оба пробитых места в кабелях NN 2 и3. Очевидно тут просто недостаток самого кабеля. Это будет очень грустно, если и другие кабели начнут портиться. Сегодня я поехал в Балаханы пустить на холостой ход первые два мотора у Манташева. Случайно встретился с Бардским, мы поехали вместе. Пустили моторы очень гладко и показали Хачатурову, управляющему Манташева. Тому моторы очень понравились, и он [теперь] наш сторонник.

20 марта. Был в Технической комиссии, где, кстати, Байер делал доклад о нашем несчастном случае. Байер совершенный идиот, все перепутал и стал рассказывать, что мотор не могли остановить, и поэтому масленщик стал разбирать выключатель. Я, конечно, его поправил и указал, что в его собственном протоколе сказано, что мотор был остановлен на обед и стоял минут 20. Комиссия все-таки высказалась за то, что выключатели должны быть заперты на замок, и, конечно, мы это сделаем. А, в общем, защита кожухами на болтах признана достаточной.

21 марта. Сегодня и вчера я все утро на [электро]станции [Белый город] и на воздушной линии. Осмотрел до мельчайших подробностей все провода, разобрал все выключатели на башнях, чтобы убедиться, что дерево в них не сгорело. По-видимому, все в порядке, завтра идем в работу. Затем проделали параллельное соединение со всеми 4-мя машинами и проверили фазы в кабелях. Проделали интересный опыт с параллельным соединением невозбужденных машин. Причем сначала включили высокое напряжение двух машин сразу, а затем стали их медленно и совершенно равномерно возбуждать. Результат получился блестящий, машины "поймали" друг друга через 20-30 секунд. Так что теперь мы гарантированы на случай остановки нагруженной на несколько тысяч [лошадиных] сил станции. Плавили предохранители "Сименс и Гальске" и AEG. Причем обнаружилась скверность, что "Сименс" прислал нам слишком толстые предохранители, которые должны плавиться при 140 амперах. А там поставлено три пластины, из которых каждая плавится при 140 амперах, то есть предохранитель втрое толще, чем следует. Послали телеграфный запрос "Сименс и Гальске".

22-23 марта. Торжественное событие " пустили Белый город в непрерывную работу. Утром еще закрасили последние провода, а в 9 час. утра пустили ток. Теперь я так напуган несчастным случаем на Биби-Эйбате, что никому кроме Языкова не доверяю ничего делать, и потому мы оба не можем уезжать одновременно со станции. Поехал в Балаханы пускать моторы, но вышла большая неудача - не удалось соединить параллельно трансформаторы в Амировской будке. И как мы ни пересоединяли фазы, ничего не выходило, только с грохотом лопались предохранители. Жара в будке стоит нестерпимая от 2-х комплектов трансформаторов. По-видимому, коэффициент полезного действия не очень-то хорош. Выяснили только, что провода 11-й группы перепутаны, так как они представляют зеркальное отражение проводов 1-й группы, так что направление вращения трехфазного тока обратное. Разбирались часа 4 с этими проводами. Но, наконец, так ослабели от голода, что ничего не могли больше соображать, и поехали на промысла Манташева пускать мотор. Два мотора работали всю ночь на холостую. Пустили один с нагрузкой. Но оказалось, что хотя было условлено, что тартальный станок будет делать 90 оборотов, но Манташевская публика не нашла подходящих шкивов и установила 145 оборотов! Отступать было поздно, и мы пустили на пробу мотор, оговорив, что шкивы надо переменить. Ничего не вышло, работа была так велика, что ремень задымился, и шкив раскалился так, что его нельзя было тронуть. На другой день, 23 марта назначена была проба с другим малым шкивом в соседней буровой. Тут опять дело не пошло, потому что Манташев дал старый 7-дюймовый ремень, и он лопнул по целому месту с большим эффектом. Опять возились часа три с трансформаторами в Амировской будке, но там надо менять все концы. Это большая работа, и теперь некогда этим заниматься. Пустили на холостой ход один мотор у Каспийского Т-ва, завтра пустим еще два.

24 марта (воскресенье). Опять я в Балаханах. На этот раз с большим успехом - пустили в работу тартающуюся вышку у Каспийского Т-ва и две на холостой ход. Мотор тащит хорошо, посмотрим, что будет дальше. Трансформаторы "Униона" меня сильно разочаровали. Они страшно греются и без вентиляторов не могут работать. Значит, если вентилятор испортится, то останавливай промысла. При таких условиях я готов отказаться от них при дальнейших заказах.

25 марта. Последние дни ознаменовались двумя сражениями - наш Белогородский пристав был побит в духане "Шибаевскими" слесарями, и вызвана по этому случаю сотня казаков. Так как после Батумских беспорядков и здесь начальство ждет бунта, то приехали все власти. Но когда оказалось, что произошел просто обмен "дипломатических нот" личного характера, то пристава уволили. Это жаль, мы уже привыкли к нему. Кроме того, наши слесаря побили мастера "Ершовского", но не в мастерской, а где-то за участком, так что и это сражение имело частный характер. Работаем безостановочно, станция теперь хорошо налажена, персонал обучен. Не хватает только хорошего дежурного на щит, которому можно было бы поручить станцию. Теперь мы с Языковым не можем одновременно уезжать и должны чередоваться. Был у нас толковый дежурный Гаврилов, приехавший из Петербурга, но не выдержал Бакинской скучной жизни и удрал. Действительно, тут мало заманчивого, и вне службы человеку буквально делать нечего. На промыслах мы все еще рвем ремни, так как тартальщики не освоились с непреклонным характером электромоторов, и недостаточно мягко работают фрикционным соединением.

29 марта. Сгорел трансформатор на 30 ква на будке Дембот ночью в 2 часа. Я не мог ехать в Балаханы, потому что должен был заехать в Губернское Управление справиться об облигациях, и просил Франкеля посмотреть, в чем дело. Франкель по телефону передал, что трансформатор в порядке и произошло замыкание на фарфоровой соединительной пластинке. Трансформатор был опять пущен в работу, но вторично сгорели предохранители высокого напряжения, и несчастные абоненты опять остались во мраке с 2-х часов ночи. На этот раз у нас на станции уже были установлены статические вольтметры, и видно было, что в одной фазе сильное соединение с землей. Очевидно, трансформатор имел соединение с корпусом. Сняли трансформатор и вернули "Униону". Пригласили на следующую среду Техническую комиссию к нам в Белый город. Покажу им опыты с высоким напряжением.

31 марта (воскресенье). В Белый город приехал выпускной класс учениц заведения Св. Нины* осмотреть станцию, так как ученицы проходят электричество. Подумаешь, какой Баку прогрессивный город! Вчера было заседание Бакинских членов Правления. Поручили мне составить подсчет освещения города от Биби-Эйбатской [электро]станции.

1 апреля. Трансформатор "Униона", оказывается, сгорел совершенно. Даже масло в нем горело, и Лихутин со своим монтером сожгли свои шапки при тушении, больше нечем было тушить. С Франкелем я еще об этом не говорил, так как мы разминулись в Балаханах. Завтра опять поеду в Балаханы, так как предстоит оборудовать на рекорд Черноморскую [под]станцию, чтобы взять все моторы "Бнито". Эту работу я передам Красину, он сейчас свободнее всех, и сделает это хорошо. У Муса Нагиева мотор берет до 300 киловатт благодаря несоответствию скважины и желонки! Взял у Бардского взаймы 7-дюймовую желонку и дал Муса Нагиеву, у того не было подходящих. Возня в общем большая, и надо большой персонал, чтобы везде поспеть.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»