|
|||
|
Бакинский дневник Р.Э. Классона34 Февраль 1902
2 февраля (Сретенье). Делали испытание расхода пара машин "Този". Испытание сорвалось, потому что в водяном сопротивлении одна фаза переплавилась. В будни некогда делать эти испытания, и потому отложим до следующего воскресенья. Вообще теперь не время производить эти испытания, слишком много спешной работы. Но итальянец сидит и ждет, так что придется сделать. 3 февраля (воскресенье). Ездил с Ленером в Балаханы. Сегодня идет сушка трансформаторов. Норд с мелким дождем. Вечером Языков вызвал меня на [электро]станцию, получилось [короткое] соединение с землей. Наша система переключателей на башнях блестяще себя оправдала, и минут через 10 мы локализовали повреждение и выключили дефектный участок - линия N1, участок 2-я башня - Сабунчи, оставив остальные 11 участков под током, частью под напряжением. По всей вероятности порча в свинцовом кабеле на переходном столбе у железной дороги. Там при пробе на 1200 вольт было дефектное место, которое так и осталось тогда не разысканным. 4 февраля. Торговался с Тумаевым относительно продажи старой [электро]станции в Черном городе. Сошлись на 4500 руб. при девятимесячном векселе. Я рад, что сбыл старый хлам. 5 февраля. Был в Балаханах с целью начать работы по установке моторов. Говорил с управляющим Манташева и Каспийского Т-ва, вычислил, где поставить моторы и как проложить кабель. Оказывается, что Манташев решил перевести свои Романинские участки на электричество, что составит около 50 вышек. Это хорошо, но наша несчастная Амировская будка не в состоянии дать столько, и, кроме того, это самая неблагоприятная нагрузка для кабельной сети - все кабели участвуют. Придется, вероятно, раньше, чем я рассчитывал, построить Романинскую воздушную линию. У Апшеронского О-ва опять сгорел столб. Мы нашли наше земляное соединение - одна фарфоровая муфта на переходном кабеле под железной дорогой дала трещину. Сегодня заменим. Произошел инцидент в Сабунчинском складе, наш артельщик выставил из склада Рекача, сдающего ему склад, и, кроме того, обругал его. Смотрел у Бардского дымовую трубу, совершенно оплавилась на высоту 15 метров, кирпич дал длинные потеки по всей трубе. Нечего сказать, экономная топка, если в трубе такая температура. Получили одну вышку у Муса Нагиева*. 6, 7 февраля. Катастрофа с батареей в Белом городе. Адская работа в течение трех дней?.** 17, 18 февраля. Опять все входит в нормальную колею, только на [электро]станции грязь от каменщиков и штукатуров. Щит для фарфоровых кабелей восстановляется с большой быстротой. Ломка угла здания*** идет медленно, приходится каждый камень отбивать кузнечными молотами и клиньями. Сушили силовые трансформаторы в Балаханах. Но взяли сразу слишком много - 6 будок, и их высушить не удалось, так как машина дала только 140 ампер. А это оказалось недостаточно для сушки 18 трансформаторов. Придется разбить их на группы. 19 февраля. Вечером в 7 часов был бенефис - в Балаханах на трансформаторной [под]станции у "Руно". Вдруг сгорел "Унионовский" выключатель, а пресловутые предохранители "Униона" не пожелали расплавиться, и у нас на [электро]станции сгорели главные предохранители. Оказалось, что монтеры "Униона" забыли переменить предохранители в будке, после того как производилась сушка трансформаторов. Сгорели деревянные палки в выключателе, против которых мы в свое время протестовали, и произвели полное замыкание. Пересмотрим все выключатели, которые уже работают, и если где-нибудь еще разрушено дерево, то потребуем замены дерева чем-нибудь другим. Потухание продолжалось минут 10. 20 февраля. Ездил в Балаханы на будки с Буриновым. Смотрели фундаменты под моторы. Решили перейти к бетонным фундаментам, обойдутся дешевле кирпичных. Алиджан предлагает сделать из думагзы, уверяет, что еще дешевле выйдет. Сделаем сравнительные опыты. 21 февраля. Ломка угла закончена, начинается кладка. Трансформаторы отремонтированы, но еще не высушены, некогда их сушить. Щит в бывшем отделении "Униона" подвигается очень хорошо, а главное он будет нагляднее прежнего и гораздо дешевле. Своды над распределительным щитом переделали и сделали бетон на них. Пришла рама для щита от AEG, очень хороша, так что щит будет иметь торжественный вид. Опять много возились с земляным соединением****, которое то появляется в одном кабеле, то опять исчезает. 22, 23 февраля. Несмотря на масленицу, работа идет вовсю, даже русские каменщики работают. Заканчиваем все кирпичные и штукатурные работы. На городской [электро]станции скандал: старший машинист напился пьян и потушил котлы. Чуть не остановил всей станции, несмотря на присутствие [нашего инженера, по совместительству фотографа] Гофмана. Придется его рассчитать, но я очень боюсь старых станций, всякая перемена там очень рискованна, так как все держится на волоске. Кочегара тоже завтра рассчитаем, так как он послушался машиниста, а не Гофмана, и ушел со станции. 24 февраля. Вторые сутки отчаянный южный ветер, вернее буря. Ходить против ветра можно только, сложившись пополам. Бьемся с травой, наносит целые горы, и сетки забиваются через несколько часов. Два человека непрерывно чистят сетки и вытаскивают траву. В 9 часов вечера меня вызвали на [электро]станцию, забился травою конденсатор у машины N 2, и надо было переменить машины. Соединять параллельно было некогда, вакуум слишком быстро падал. И потому по сигналу Языков выключил вторую машину, а я включил первую через две секунды. Впечатление получилось как будто лампы быстро потемнели и сразу опять зажглись. Когда моторы будут включены, таких фокусов нельзя будет делать - сгорят предохранители у моторов. Ездил сегодня в Сабунчи смотреть, как стоит [предохранительная] сетка и [воздушная] линия во время бури, и вполне удовлетворен той и другой - стоят мертво. Есть какое-то направление ветра, кажется SSW*, при котором получаются колебания сетки от резонанса, а при самых сильных нордах и зюйдах она стоит спокойно. Высушили четыре трансформаторные группы (Дембот, Тер-Акопова, Касабовская и пятая группа), и с сегодняшнего дня они остаются под напряжением. 25 февраля. Сегодня тяжелый день - понедельник после масленицы. И каменщики ходят как сонные мухи, но из наших рабочих только 5 человек не вышло. Буря еще усилилась, и у нас на станции "травяной бенефис". Каждые 6 часов приходится менять машину, конденсаторы забиваются травой, несмотря на целый ряд сеток. Частые сетки забивает совершенно, как будто войлоком. Так что они совершенно перестают пропускать воду, а редкие сетки не задерживают всей травы. На завтра назначили мобилизацию всех рабочих для чистки канала перед пуском станции в непрерывную работу. 26 февраля. Осушили почти весь канал, закрыв доступ воде из моря шпунтовыми досками. Слой грязи и травы на дне канала оказался в 65 см, почти на аршин. Чистили весь день до 3-х часов. Но не успели весь вычистить, хотя 40 человек работало с носилками и тачками. Надо будет еще раз чистить, но раньше надо приспособить насос с электромотором, чтобы осушить самые глубокие места, где стоят наши сетки. Вонь от сгнившей травы стояла отчаянная, и трава вся жирная, пропитанная нефтяной грязью. Этим в значительной степени объясняется то, что она всюду проникает, так как она тонкая как игла и, кроме того, жирная. Ветер переменяется на норд, и можно будет спать, не ожидая вызова на станцию из-за травы. Это была "неделя о траве". 27 февраля. Ездил в Балаханы. Осмотрел еще раз место, где можно поставить трансформаторную будку - действительно, идеальное место для Забрата. Решили с Финдейзеном проложить кабель к этой будке не от V группы, а от Царской будки - будет дешевле, если только не получим разрешения от Горного надзора** проложить по границам несданных [в аренду] земель. Ссылки:
|