Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон Р.Э. в Управление делами Совнаркома (об общем положении Гидроторфа)

Письмо Ответственного Руководителя Гидроторфа Р.Э. Классона в Управление делами С.Н.К., тов В. Смольянинову

2 августа 1921 г., еще с Раушской наб., 8 В дополнение к моему докладу от 30 июля настоящим сообщаю Вам об общем положении Гидроторфа на 1 августа с.г. Летний сезон заканчивается сегодня, и в августе будут производиться главным образом опытные работы по испытанию новых машин и новых приемов работы. Гидроторф работал в трех местах: на "Электропередаче", на Шатурском болоте, в Ярославле и вел подготовительные работы близ и для Сормовского завода.

1 ноября прошлого года, согласно постановлению Совета Народных Комиссаров, был организован Гидроторф, и в течение ноября месяца были разосланы по главкам требования на материалы. К сожалению, исполнение этих требований происходит настолько медленно, что часть материалов мы еще и теперь не получили и, конечно, в сезоне этого года мы не могли ими воспользоваться. Все же, начиная с апреля и мая этого года, мы стали получать в значительном количестве материалы, так что для будущего, 1922 года у нас уже имеется большой запас в складе как материалов, так и целого ряда других необходимых для работы предметов.

Мы это предвидели и потому на 1921 год наметили очень скромную программу, рассчитывая работать только шестью торфососами. Фактически пришлось работать только четырьмя торфососами, так как, хотя пятый и был готов на "Электропередаче", но его нельзя было пустить в работу из- за продовольственных затруднений .

Вообще вся работа истекших месяцев проходила под знаком продовольственных затруднений. Появляется продовольствие - работы быстро продвигаются вперед скачками, но затем опять настает продовольственный кризис и все замирает. Приостановка машиностроительных заводов в мае и июне тяжело отразилась на наших работах, и все те машины, которые должны были быть испытаны с начала этого сезона, только теперь, к концу и по окончании сезона, начинают поступать к нам.

Так, гусеничный, самоходный кран Сормова, на который мы возлагали большие надежды, только на истекшей неделе прибыл на "Электропередачу" и будет собираться. Вследствие застоя работ на заводах работы на Шатуре и в Ярославле могли начаться только в июле месяце, и, конечно, там удалось добыть сравнительно небольшое количество торфа. На "Электропередаче" были пущены в работу 2 торфососа, которые мы стали собирать из старого материала, когда в мае выяснилось, что новые машины опаздывают и рассчитывать на них нечего. Только в июле первая новая машина появилась на "Электропередаче", сразу подняв производительность добычи. Все же на "Электропередаче" будет добыто на два торфососа около 800 000 пудов сухого торфа, то есть на машину в 3-4 раза больше, чем машинно-формовочным способом. Это количество могло бы быть значительно больше, если бы мы не пропустили почти весь май месяц из-за неготовности машин.

Вообще можно теперь с определенностью сказать, что производительность каждого торфососа в течение сезона в 4-5 раз превышает производительность машин старого способа. Это теперь общепризнано, и никаких возражений относительно возможности гидравлическим способом добывать сколько угодно торфа - нет. Все возражения сводились к тому, что сушка не представляет усовершенствования по сравнению с прежним способом. Это - верно. Вообще зависимость от погоды и сезона являлась коренным недостатком всякого торфодобывания. Поэтому мы все свои силы в этом году обратили на разработку заводского способа обезвоживания торфа. В самые последние дни мы добились совершенно реальных положительных результатов, при этом простейшими и самыми дешевыми средствами. Но, за отсутствием и этих дешевых реактивов на рынке в большом количестве, опыты в крупном масштабе будут произведены только в августе месяце, так как нужен был гипс в количестве нескольких десятков пудов. Материал этот чрезвычайно дешевый, который до войны стоил около 70 копеек за пуд, этот гипс мы теперь получили и на днях произведем с ним опыты. При наличности материальных и технических средств мы сейчас же могли бы приступить к постройке завода при районной электрической станции, скажем, "Электропередаче", для получения топлива в виде торфяного порошка непосредственно из гидроторфа. И в этом состоит задача ближайшего будущего для нас. Сжигание торфа в виде порошка не-измеримо выгоднее всякого другого способа сжигания торфа. И возможность получить его непосредственно из гидроторфа, притом в течение нескольких минут (после чего остается только отфильтровать его от воды и высушить), является чрезвычайным техническим успехом, дающим возможность разрабатывать даже безграничные северные торфяные болота, которые по климатическим условиям почти непригодны для сезонной сушки. Конечно, над этим вопросом еще много надо работать, так как переход от лабораторного способа к промышленному требует и средств, и опыта. Но все же вопрос этот технически вполне разрешен.

Что касается программы 1922 года, то ее, ввиду продовольственных затруднений, приходится, по соглашению с Главторфом, несколько сокращать. Опыт нынешнего года показал, что изготовление оборудования на целом ряде заводов, как на этом настоял отдел металла ВСНХ, никаких положительных результатов не дает. Напротив, мы получили ряд частей машин, наполовину законченных на одном заводе, но другие части, изготовлявшиеся на других заводах, совершенно не были готовы, поэтому все механизмы для нас оказались бесполезными. Единственный способ - работать на хорошо поставленном и нами же управляемом большом механическом заводе, о чем я писал 29 июля по поводу завода "Русская машина".

Вопрос этот все еще открыт, к сожалению, но уже теперь выяснилось, что для Авто-Брони этот завод совершенно непригоден, так как количество ее грузов настолько велико, что оно не может поместиться даже во дворе завода. Кроме того, ни высота зданий, ни подъемная сила кранов Авто-Броню не удовлетворяют. Вся опасность для нас заключается, однако, что все эти обстоятельства будут выяснены Авто-Броней только после того, как она займет завод и лично на деле убедится, что поместиться в нем она не может. Мы это ясно видим, но они, по-видимому, не уяснили себе положения вещей, и все наше дело из-за этого стоит.

Наше положение осложняется еще тем, что нас выселяют с Московской государственной электрической станции и как раз нами получено прилагаемое при сем распоряжение Жилищного Отдела. Правда, все это выселение мотивируется какими-то неизвестными соображениями, так как предполагается, что то помещение, которое мы освободим, будет пустовать, но все же вопрос о выселении висит над нами и мешает спокойно работать. Переехать на Лубянку в две комнаты, которые нам предлагают, конечно, было бы нелепостью. Нам нужен завод и склад, а не две комнаты.

Переходя к вопросу о заграничных заказах, в первую очередь надлежит обратить внимание на то, что завод "Мадрук" все еще не заказан даже в том сокращенном виде, как он прошел через Совет Труда и Обороны. Объясняется это тем, что перепроектирование завода специально на гидроторф было поручено инженеру В.Д. Кирпичникову, который должен был выехать на завод и там все эти вопросы непосредственно выяснить. К сожалению, до сих пор не получена немецкая виза для В.Д. Кирпичникова (в России все формальности давно уже закончены), и отъезд его все откладывается. Это очень жаль, так дело о заказе "Мадрука" тянется с марта месяца.

По окончании всех опытов, в сентябре, я должен поехать в Берлин, выяснить, что там сделано тамошним Гидроторфом в Дании и Финляндии, и на основании объединенного опыта всех работ этого года заказать машины для сезона 1922 года, именно те, которые в России мы изготовить не сможем. Сейчас программу заказов точно наметить нельзя, так как, во-первых, опыты не закончены, а во-вторых, неизвестно, будем ли мы иметь техническую базу в Москве или нет. Если будем работать на заводе "Русская машина", то многое из того, что по первоначальной заявке предполагалось сделать за границей, мы смо-жем изготовить у себя на заводе. Этот вопрос так же должен выясниться в ближайшее время, а также в близком будущем мы должны получить с юга значительное количество железа, которое уже несколько месяцев тому назад нам обещано, но все до нас не доходит . Мы хотели теперь заказать за границей только то, что у нас в России изготовить нельзя, то есть быстроходные [электрические] моторы, сложные электрические краны и разные новые машины, которые здесь еще не применялись, например, фрезер для подготовки болот. Завод -"Мадрук" нам нужен при всех наших новых достижениях в области обезвоживания, так как, по-видимому, все-таки отжатие воды явится наиболее дешевым и быстрым способом из всех тех, которые нами намечены.

В момент, пока я писал это письмо, положение на "Электропередаче" резко изменилось, кризис настолько обострился, что нам предложили сократить все наши подготовительные работы. Эти работы велись при помощи подрядчика, которым мы имели право пользоваться до 1-го июня. 25 июня мы возбудили ходатайство о продлении срока работы подрядчиков, но прошло больше месяца и дело это пока не рассматривалось. Поэтому подрядчик от нас уходит на радиостанцию, где разрешено работать подрядчикам. Этот подрядчик согласен работать даже без продовольствия, лишь бы ему платили по счетам. Это для нас выгодно, но, по-видимому, и эти работы придется приостановить, так как мы не можем добиться ответа на наше ходатайство, которое странствует по канцеляриям, а живое дело останавливается (Из постановления СНК от 22 августа 1921 г.: "Разрешить Президиуму ВСНХ продление работ по артезианским колодцам подрядным способом на станции "Электропередача" до 1/XI-21 г".)

С сегодняшнего дня весь наш персонал на "Электропередаче" хотят перевести на половинный паек. Ясно, что при таких условиях нельзя будет продолжать работ по подготовке площадей для добычи и сушки торфа, ни строить завод для отжатия.

Вообще приходится сказать, что от всех тех привилегий, которые нам были даны постановлением СНК от 30-го октября п/г., сейчас осталась только возможность получать материалы. Все же остальные привилегии, главным образом продовольственные, уже с февраля месяца аннулированы, и мы работаем в таких же неблагоприятных условиях, в каких работает огромное большинство советских предприятий. Если положение вещей не изменится к лучшему в этом году, широкая постановка гидроторфа и переход на заводский масштаб и в будущем 1922 году окажутся невозможными. Журнал "Исторический архив", 1956, .1 ЦГАОР СССР, ф. 647 (РГАЭ, ф. 758)

Ссылки:

  • ДОКУМЕНТЫ ПО ГИДРОТОРФУ 1921 г
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»