|
|||
|
Классон Р.Э. в Управление делами Совнаркома (о заводе "Русская Машина")
Письмо Ответственного Руководителя Гидроторфа Р.Э. Классона в Управление делами Совнаркома, тов. В.А. Смольянинову 30 июля 1921 г. Я получил Ваше письмо за N9544 и в понедельник напишу обстоятельный отчет по Гидроторфу. Сейчас же позвольте к Вам обратиться по чрезвычайно спешному и неотложному делу с просьбой доложить об этом Владимиру Ильичу. Дело вот в чем. Мы просили предоставить нам, как техническую базу для Гидроторфа, завод "Русская Машина" , на который мы должны были переехать со всеми складами, конторой и мастерскими. После многих месяцев ходатайства мы получили разрешение и завтра должны были переезжать на зав. "Русская Машина". Это один из старейших московских заводов, лежит на рельсовых путях, что для нас, безусловно, необходимо, имеет большие склады, что так же очень важно, и мы можем на нем изготовлять все, что нам нужно и что можно делать в России. Словом, завод во всех отношениях подходящ для нас. Но как раз сегодня произошло столкновение интересов: [военный главк] Авто-Броня - другой претендент на завод "Русская Машина", который получил прежний снарядный корпус, огромное помещение, вполне для него достаточное, не удовлетворился этим и сегодня заявил, что ему нужен почти весь завод. В частности, ему нужны все склады, литейная (целиком), кузнечная (90%) и половина механических мастерских. Кроме того Авто-Броня требует, чтобы мы вне очереди исполняли все ее заказы. Организация же всего завода и ремонт завода, пополнение штата и все прочее лежит на нас. При таких условиях, выходит, что мы все свои силы убьем на подготовительные работы для Авто- Брони, пустим завод, от которого нам не будет никакой пользы. Так как Авто-Броне нужны, собственно говоря, только большие сараи и большая площадь для танков, то и мы, и Мосмет всячески протестовали против разрушения старейшего, крупного московского завода. На нашей работе он не только сохранился бы, но мы его привели бы в порядок и хорошо бы поставили бы на нем производство, насколько это возможно при нынешних условиях. Это же мнение поддерживает и Мосмет . Председатель Мосмета т. Барулин сегодня будет иметь по этому вопросу окончательный разговор с Председателем ВСНХ РСФСР П.А. Богдановым , так как ясно, что два предприятия на одном заводе поместиться не могут и завод надо отдать или нам или Авто-Броне. Конечно, прежнее решение вопроса, при котором Авто- Броня получила бы снарядный корпус, а мы остальное, причем могли бы снабжать Авто-Броню кузнечными и литейными изделиями, остается по- прежнему вполне приемлемым для нас, но Авто-Броня этого не желает. Так как нас через два дня выселяют с Московской Государственной Электрической станции , где до сих пор была наша база и помещалась наша контора, склад и мастерские, и все другие московские заводы или по оборудованию нам не подходят или же малы и не лежат на рельсовых путях, то для нас создается очень затрудни- тельное положение и мы потеряем массу времени в бесплодных переездах и поисках других заводов. Это тем более обидно, что как раз в последние дни мы достигли блестящих успехов и лабораторно разрешили вопрос об искусственном обезвоживании торфа , при этом простейшим и очень дешевым способом. Теперь остается только перевести лабораторную работу на заводский масштаб, строить первый пробный завод, конечно несовершенный, и затем, изучив недостатки этого завода, строить уже в широком масштабе заводы для обезвоживания гидроторфа на районных станциях. Что добыча торфа нами разрешена, с этим никто не спорит, это признано всеми, даже Главторфом, и все возражения были направлены против сушки. С переходом на заводскую сушку этот вопрос отпадает. Ясно, что работать можно только тогда, когда имеешь соответствующие условия и под рукой завод, который может все опытные машины сделать, не проводя их через бесконечный ряд ин-станций. Если возможно, помогите нам в этом деле, Вы окажете большую услугу делу Гидроторфа. РГАЭ, ф. 758 Ссылки:
|