Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона32 Декабрь-январь 1902

29 декабря. Ездил в Балаханы - воздушная линия теперь заканчивается, башни готовы, подвешиваются сетки. Мартини просил телеграфировать в Правление, чтобы ему остаться до 1 февраля, чтобы сдать все работы и присутствовать при пуске [электро]станции на ход, и я, было, сдрейфил. Но Александр Львович [Буринов] заявил протест против дальнейшего пребывания Мартини, и я должен был согласиться, что он прав. Самая важная для нас трансформаторная будка - Амировская - подвинулась очень мало, благодаря тому, что Мартини самовольно снял с нее монтера и перевел на совершенно ненужную работу. Хотя знал, что Амировская будка для нас важнее всех. Действительно лучше, чтобы он уехал. Вечером малость поругался с Деннеке из-за итальянского инженера, который сегодня кое-что переделал в малой машине, ни слова не сказав нам.

30 декабря (воскресенье). Был на Биби-Эйбате. Пересмотрели с Красиным весь эксплуатационный персонал, и сократили, что возможно. Теперь мы на буровых ставим счетчики, недоступные нескромным взорам, и будем вести точный учет. После обеда пускали в Белом городе две большие машины параллельно и вызвали между ними большой сдвиг фаз, причем довели cos - до 0,13, чтобы узнать, хватит ли при этих условиях возбуждения. Сверх ожидания возбуждение оказалось достаточным. Любопытно, хватит ли его при полной нагрузке моторами.

31 декабря. Говорили с Гарсоевым, он просит отложить решительный разговор на 4 февраля. С Каспийско-Черноморским [О-вом] вышла задержка с установкой 6-ти моторов из-за расчетов с фирмой "Рыльского", у которого "Бнито" арендовало эти промысла. Был у меня Гесслер, инженер, присланный "Унионом", и убеждал меня оставить Мартини до февраля. Но я ему изложил подробно все прегрешения Мартини и весь вред, который он нам принес. После этого мы долго обсуждали детали предстоящего 2-го января испытания линии. Он очень толковый человек и, по-видимому, вполне порядочный. Утром опять был порыв норда, угнавший море. В Биби-Эйбате перерыва не было, потому что море вернулось через пять минут, и в самой водокачке оказался запас воды. В Белом городе море дольше не возвращалось, и совершенно осушило канал. Начали его систематически углублять.

2 января 1902 г. Сегодня исторический день для Белого города - пускали ток в Сабунчи по воздушной линии. Линия выдержала 7500 вольт* вполне хорошо. Только в Сабунчах при 7500 вольтах взорвало один киловаттметр. Включили в Сабунчах трансформаторы и зажгли парадное освещение [под]станции. Решили в воскресенье сделать генеральную пробу кабельной сети в Балаханах.

3 января. Был у "Нобеля", торговался с Эклундом. Он очень бесцеремонно доказывает, что мы их хотим грабить. Хотя мы им предлагаем 5 коп. за киловатт-час. Приходил Мартини, убеждал меня телеграфировать в Правление, чтобы он остался на январь. Предлагал остаться без жалованья, но я отказался.

4 января. Накануне мы все были на заседании Съезда [нефтепромышленников], где обсуждали важнейший вопрос Съезда - переход мелких арендаторов Биби-Эйбата на долевое отчисление взамен попудной платы. Это был, безусловно, "большой день" для Баку. Сражение шло до 1 часу ночи, и, по-видимому, в правительственных сферах высказываются в пользу разрешения перейти. По крайней мере, Гаврилов и Шапошников оба говорили о желательности перехода. Для нас это выгодно, потому что мы сразу приобретаем несколько абонентов на Биби-Эйбате.

5 января. Ездил на Биби-Эйбат и, кстати, беседовал со Стойсавлевичем относительно трамвая. Дал ему цены на отдельные работы. Решили сделать подсчет, не окажется ли выгоднее передвинуть вторую подстанцию ближе к середине трамвая. Первую подстанцию выгоднее всего поместить в сарае при доме Гукасова около главного подъезда. Дмитриев затянул работу больше, чем можно было ожидать. Ему еще осталось пройти нивелиром 2 версты до Балаханов, а, кроме того, весь участок Баилов [мыс] - Баку, а это очень трудный участок. Решили отобрать у него то, что сделано, и самим (Красин младший**) составить поперечные профили для подсчета земляных работ.

6 января (Крещенье). Состоялось торжественное испытание кабелей в Балаханах под током. Погода была отвратительная - мелкий дождь с нордом. Но для испытания воздушной линии это как раз хорошо, все недостатки сразу должны обнаружиться. Кабели с честью выдержали испытание. Причем мы их включали и выключали при разных условиях. Зато киловаттметры "Гартман и Браун" не оказались на высоте, и три штуки из 10-ти уже сгорели, не выдержав 6000 вольт. Один из них на наших глазах начал накаливаться докрасна, и мы едва успели его выключить. Иначе его тоже взорвало бы, как первый. В следующее воскресенье сделаем окончательную пробу кабельной сети и испытаем ее целиком под 9000 вольт. От "Униона" были Гесслер и Мартини, так как ни от "Униона", ни от Правления нет известий о том, кто заместитель Мартини, и Франкель*** не показывается вовсе.

7 января. Сегодня первый зимний день - норд со снегом, холодно. Денег нет, перевод не приходит. Отказываем в платежах даже мелким поставщикам. Не можем заплатить за телефоны, на днях нам, верно, закроют телефонное сообщение, если мы не заплатим. Завтра платежный день, будет скандал, если не получим денег. Был в Государственных Имуществах. Помощник Шапошникова меня всегда очень любезно встречает. А в данном случае он обещал даже отобрать кусок земли, которая в аренде у Митрофанова, и отвести ее нам под трансформаторную будку. Занимался подсчетом, как перевести старые [электро]станции в Балаханах на новые. Придется в Бог- Бог выстроить световую трансформаторную подстанцию - нельзя бросать абонентов, а имеющиеся там 400 ламп окупят стоимость кабеля. Первым делом мы пустим [электро]станцию Белый город на освещение Балаханов, а потом будем присоединять моторы. Таким образом, первые недели две работы станции у нас день будет свободен [от нагрузки], и мы можем еще кое-что сделать.

8 января. Ясный холодный день, снег лежит на зеленой траве. У нас в саду цветут гвоздики, и цветы выглядывают из снега. Был в Балаханах и объездил с Лихутиным все старые и все новые станции, это изрядное путешествие. Мартини прислал письмо, что передал дела Франкелю. Монтеры работают усиленно на Амировской будке. На остальных особой интенсивности не видно, будем надеяться, что Франкель их теперь подгонит. Ершовский предложил гениальную мысль - соединить выпускной бетонный канал с водокачкой коротким каналом с заслонкой. Если опять угонит воду, то стоит открыть заслонку, и мы получим отработанную воду в колодце водокачки. А так как она нагревается очень мало, то вместе с водою цистерны нам хватит воды часа на 2-3. А в это время море вернется, и, во всяком случае, можно успеть углубить канаву. Все сразу признали мысль блестящей, и теперь мы не можем сесть на мель из-за воды в Белом городе. Вечером поднялась буря с моря, свист стоял такой, что трудно было заснуть. Гребни волн шли через пристань. Но теперь она хорошо выдерживает напор, так как обшивку на конце сняли, а корень пристани засыпали камнем. На Биби-Эйбат приехали инженеры Европейской [нефтяной] Ко и пришли в восторг от электрической передачи.

9 января. Рель ведет переговоры с "Нобелем", а мы не можем ничего сделать, так как не имеем ответа из Правления. Был у Гукасова, беседовал с ним насчет трамвая. Он обещал отвести место на своем дворе для подстанции, если ему будет дано дешевое освещение. Итак, будем проектировать вторую подстанцию в этом месте.

10 января. Ездил в Балаханы к Бардскому, чтобы условиться насчет освещения, если мы сойдемся с ним. Был у них на Забратской [электро]станции. Там дело дрянь, из трех газомоторов может работать только один, два треснуло. С газовым заводом тоже возня - получают такую массу смолы, что ее девать некуда. Кроме того, там все так напуганы взрывами, что ежеминутно их ожидают. Вследствие этого у них работает только 6 моторов и, конечно, без особой экономической выгоды. Вообще говоря, станция не производит благоприятного впечатления. В ней же перематываются моторы AEG, которые все оказались слишком слабыми.

13 января. Состоялось испытание всей Балаханской кабельной сети под 7200 вольт. В сети оказался только один дефект. В общем, она выдержала испытание. Зато киловаттметры погибли все. Притом на наших глазах их пробивало, и искры перескакивали от обмотки к корпусу. Из предосторожности мы выключили две фазы, и в приборах оставалась только одна фаза. Но, тем не менее, один киловаттметр с громом взорвало мне прямо в лицо, и чуть не сбило с ног ударом в лоб. Теперь, по крайней мере, мы без стеснения забракуем эти приборы, так как впечатление получилось чрезвычайно убедительное. Вечером доктор Яроцкий вытаскивал стекло из моей физиономии. Но, в общем, случай этот только полезен, так как если бы приборы остались, то могло бы случиться серьезное поранение персонала. Начали сушить трансформаторы в подстанции Сабунчи током из Белого города.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»