Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона31 Ноябрь-декабрь 1901

14 ноября. Инженер от "Този" оказался очень милым человеком, так что мы ему отвели комнату у себя на участке в техническом доме - последнюю! Теснота у нас отчаянная в домах. Сегодня праздник*, и на воздушной линии не работают, так как три воскресенья подряд работали. Был на линии Сабунчинский пристав и отнял у сторожей кинжалы и одно ружье. Теперь всякий может ограбить воздушную линию, и мы даже не можем защищать ее. Хороши преимущества осадного положения.

15 ноября. Был опять у всех властей и, наконец, получил у Правителя Канцелярии Губернатора разрешение на кинжалы для русских сторожей в Белом городе, а для воздушной линии все еще тянется. Приговоры крестьянских обществ на днях должны поступить в Губернское Управление от Уездного начальника. Получили разрешение от Гаврилова на трансформаторную будку на 177-м участке. Единственное учреждение, с которым приятно иметь дело, это Горный округ.

16 ноября. Правитель Канцелярии Губернатора вдруг проявил скоропалительность - просил заехать за разрешением на оружие для сторожей воздушной охраны - немного поздно. Все эти дни мы возимся с конденсаторами, которые благодаря хроническому южному ветру ежедневно забиваются морской травой**. Строим новые сетки, и вообще трава причиняет нам много хлопот. Производим точные изыскания над воздушной линией, где не хватило меди. Придется все-таки проложить кабель по Царскому шоссе в Балаханах. Обойти его нельзя, так как мы опять натолкнулись на Манташева, и он наотрез отказал в разрешении. Трансформаторные [под]станции для 177 и 13 участков уже готовы и могут поступить в монтаж. Пристань в Белом городе очень пострадала от последних бурь, ее совсем размыло в одном месте, так как она представляет [собой] огромное сопротивление волнам. Придется насыпать камня вокруг и совсем защитить вход спереди, чтобы спастись от травы. Пусть вода просачивается через дно и бока. Фильтрующая поверхность так велика, что отсосать воду нельзя будет, и мы будем иметь чистую воду.

17 ноября. Южным ветром к берегу Мирзоева прибило целое стадо дохлых верблюдов, попавших в море во время последних бурь. Как бы они не заразили окрестности, Мирзоевы едва ли станут их закапывать. Устанавливаем у "Шибаева" насос для перекачки его фонтанной нефти на Биби-Эйбате. Возимся с машинами "Този". Постоянно приходится менять машины из-за травы, которая забивает конденсаторы.

18 ноября (воскресенье). Был на Биби-Эйбате с Дмитриевым и прошел с ним и с Красиным по [проектируемому] трамвайному пути. Нашли новый вариант у кладбища - более удобный, и при нем нет надобности покупать дома. Но условие, чтобы нас пропустили через старое православное кладбище. Если это разрешат, то главная трудность будет устранена, и не нужно будет подыматься так высоко в гору. Дмитриев начнет нивелировку со следующей недели, на этой неделе он занят.

19 ноября. Фонтан отчаянно надоел, мешает всем работать, нагрузка [электро]станции ничтожная. Сегодня пустили насос у "Шибаева", подает около 6500 пудов в час в гору. У Рыльского работают только две вышки, а две стоят, которые вблизи. Приписка Р.Э. Классона "С 20-го по 30-е ноября пропуск".

30 ноября. Уехал [Петербургский член правления "Электрической Силы" ] Алексей Августович [Давидов] , и сейчас же сорвался норд . Пыль поднялась такая, что в городе по Телефонной [улице] пришлось ехать почти шагом, и то мы наехали дышлом на телефонный столб. В нашем доме на веранде опять выдавило стекло. Море ушло на 26 сажен от берега в Белом городе, а в Биби-Эйбате обнажило весь канал досуха. Дело дрянь, если такие казусы будут повторяться. Для нас это не может считаться force majeure*.

1 декабря. Вчерашний норд сломал шесть больших телефонных столбов на Телефонной улице. У Манташева сорвало крышу с одной цистерны и вдавило внутрь большую строящуюся цистерну на 250000 пудов. Ездили с А.Л. Буриновым по воздушной линии в Сабунчи, смотрели будки. В общем, "Унион" работает медленно, монтеры выезжают на работу поздно. Наше объявление сегодня появилось в "Каспии", и на сегодняшнем годовом ужине технологов интересовались и обещали абонироваться**. Причем одни уверяли, что цены очень низкие, а другие, наоборот, удивлялись, почему такие высокие цены. Во всяком случае, нами интересуются, и то хорошо.

2 декабря (воскресенье). Выяснили с Буриновым вопрос о пристани и канале на море. Решили отказаться от закрытого канала вплоть до конца пристани, и сделаем закрытый канал только сажен на 50 от берега, но зато завалим его с боков камнями. А под пристанью сделаем две продольные галереи над уровнем воды, чтобы можно было черпать песок во всякое время, не разбирая настила пристани. Первые 50 сажен будем углублять по мере надобности, а последние 40 сажен оставим без боковой обшивки, тогда волны ее не разобьют. В конце 50-саженного канала сделаем треугольный выступ вроде ледореза, погруженный в воду, чтобы не давать скопляться мазуту в канале. Эта комбинация представит наиболее дешевое решение.

3 декабря. Сегодня ночью будут прокладывать трубы для кабеля под полотном железной дороги. Возня большая с железной дорогой. Работы "Униона" идут безобразно медленно, надо будет ездить через день в Балаханы. Укладывают водяную трубу для конденсатора машины "Лесснера". Ставим железные сетки в водокачке в ожидании медных сеток, которые выписаны из Москвы. Нефтепровод на Биби-Эйбате заканчивается, скоро можно будет питать нашу цистерну помимо барж Каспийско-Черноморского О- ва. Приехал трамвайный инженер [Стойсавлевич], произвел впечатление человека знающего. Повез его на Биби-Эйбат, чтобы показать линию и выяснить вопрос о помещении для него. Он будет заниматься в строительной конторе "Сименс и Гальске".

4 декабря. У Каспийско-Черноморского [О-ва] на 29-м участке ударил фонтан, и в данное время на Биби-Эйбате целых 6 фонтанов. Ужасно глупо с этими фонтанами. Обидно строить [электро]станцию, когда нефть сама из земли лезет. Каспийско-Черноморское О-во просит поставить им насос для откачивания фонтанной нефти. Но, по-видимому, платить за него не хочет, так как теперь делами ведает копеечник Леопольд Михайлович [Фейгль]. Был у Гаврилова по поводу нашей залитой [нефтью] трансформаторной [под]станции. Он советует не пускать пока тока в нее, а подождать пока откачают кругом нефть. Вечером загорелся завод Быховского в Белом городе.

5 декабря. Ездил с Красиным, Дмитриевым и трамвайным инженером в Балаханы, причем мы еще раз прошли наиболее важные места пешком и окончательно наметили линию. Наметили в общих чертах главные основания устройства трамвая, и я рад, что мы очень сошлись во взглядах со Стойсавлевичем. Для [трамвайного] вокзала в Сабунчах мы наметили участок, на котором сейчас находится одноэтажный дом на участке, сданном в годичное пользование. Может быть, Шапошников согласится выставить армянина с его домом и отдаст нам участок. Если же не отдаст, то придется взять пустопорожнюю землю напротив. Но для этого надо еще раз пересечь Балаханское шоссе трамваем, а это неприятно. У Александра Львовича [Буринова] было большое столкновение с Сабунчинцами, которые явились в контору и требовали уплаты 600 руб. за поврежденные посевы. Он им давал 100 руб., но стороны не сошлись, и Сабунчинцы обещали остановить наши работы. Опять придется бегать по всем властям и торопить утверждение наших приговоров, которые все еще не утверждены Губернским Управлением.

6 декабря. Сегодня мы устроили генеральный осмотр воздушной линии (я, Буринов и Языков). И, с помощью нашей знаменитой раздвижной лестницы, осматривали изоляторы и укрепление троса. Последним мы остались крайне недовольны, и завтра переговорим с Мартини о переделке. Еще проще и дешевле было бы самим переделать вязки проводов и вообще все, что сделано плохо у "Униона". Получили телеграмму Правления о Мартини и втроем с Лихутиным [и Мартини] обсуждали ее.

7 декабря. Приехал от "Униона" инженер Гесслер, был у меня с Мартини. Совершенно неожиданно мы поругались с Мартини из-за работ на башнях, так как он не только не соглашается с тем, что его монтеры плохо работают, но и иронически относится ко всем нашим стараниям нагнать экономию. Приходили Бюльбюлинцы требовать за попорченный посев. Ужасная тоска с этими татарами. Беседовал с Гавриловым относительно наших трансформаторных будок, узнал, что "Руно" все еще не представило нашей будки на утверждение, а будка совсем готова.

8 декабря. Объявился собственник 47-го участка - татарин. Отнял у меня часа два, а выставить его нельзя, потому что с ним надо согласиться. На коммерческом доме упала небольшая часть карниза, еще не схватилась известь. У Финдейзена был несчастный случай - рабочий упал с большого клепаного столба и сломал ногу. Под железной дорогой кабели уложены.

28 декабря. Беседовали с Буриновым и Красиным о сокращении штатов. Решили систематически уменьшать эксплуатационный персонал. Манташев строит забор вокруг своего амбара, но вместе с тем отделывает свой новый амбар, на который по-видимому получил разрешение. Теперь я с этим примирился, и раз будет стена, амбары не представляют для нас опасности. Ломаем в Белом городе временную контору - в некотором роде исторический дом, так как это первый дом, который мы выстроили на Бакинской земле. Нефтепровод на Биби-Эйбате действует, и теперь мы отпускаем из Биби- Эйбата дешевую нефть для [старой] городской [электро]станции. В Белом городе цистерна заканчивается, но нефтепровода еще не начали строить.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»