Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона30 Ноябрь 1901

1 ноября. Ездил в Сабунчи и, кстати, по случаю хорошей погоды, проехал на место будущей подстанции для трамвая. Ее удобнее всего поместить в полутора верстах к западу от второй [трансформаторной] башни. Воздушная линия, от второй башни, выходит идеально хорошо, так как идет все время по прямой линии по скалистому гребню, где нет полей. Вообще, по- видимому, вторая башня будет играть большую роль, потому что сегодня я убедился, что именно от нее надо ответвить воздушную линию на Романы при увеличении нагрузки [электро]станции. Вчера пришли бинокли Герца, и я ими пользовался для определения направления будущей воздушной линии. Каждый камень виден на протяжении 2-3 верст с вершины башни. Если мы поведем воздушную линию к Романам, то наша кабельная сеть будет питаться с двух концов, притом в местах наибольшего потребления, так как Сабунчи и Романы самые богатые места, и по мере осушения озер будут возникать новые промысла. При этих условиях Балаханская кабельная сеть будет стоить минимум. В Сабунчинской подстанции я несколько изменил группировку трансформаторов для освещения и решил устроить здесь [электро]питательный пункт для больниц Совета съездов [нефтепромышленников] и для близлежащих дорог. Это оказалось самой дешевой и выгодной во всех отношениях комбинацией. Все световые провода* за пределами участка будем вести воздушными проводами.

2 ноября. Постановления комиссии о попудной плате переписываются у нас, для большей скорости. Арнольд Михайлович [Фейгль] решился выписать центробежный насос с электромотором для Биби-Эйбата. Получили известие, что наше прошение о прокладке кабелей под полотном железной дороги будет рассматриваться в Управлении Закавказской железной дороги 6 ноября. Произошел инцидент с фельдшером в Белом городе - напился пьян и отказался перевязывать руку монтеру Нозотти, который обжег ее паром. И, кроме того, устроил скандал в машинном здании, куда его вытребовал Буринов, для перевязки. Выставим его, как только найдем ему заместителя.

3 ноября. На Биби-Эйбате ночью произошло короткое замыкание в кабеле 3х16 [мм2], ведущем ток к буровой N 16 у Каспийско-Черноморского [О-ва] на 29-м участке, и предохранители плавились три раза. Счастье еще, что это произошло на кабеле N 16, потому что эту буровую и без того собирались остановить через час, для перестановки бурового станка. Так что убытка Каспийско-Черноморское О-во не понесло, но случай все же очень неприятный. Муфты все в исправности, значит, перерыв произошел в самом кабеле. Его еще не отрыли, и неизвестно, что именно с ним произошло. Раскапывали его еще ночью. И Мэдер был крайне удивлен тем, что этот кабель, по-видимому, сам разизолировался, так как все три жилы изолированы прекрасно по отношению к земле и по отношению друг к другу. В буровую ток дали от соседней вышки через временный кабель. И по этому случаю я посылаю на Биби-Эйбат два барабана, окованные железом, на которых будут намотаны кабели с готовыми муфтами на концах. Чтобы в случае нужды можно было раскатать кабель по земле и присоединить его к мотору, кабель которого попортился. Это первый случай порчи кабеля на Биби-Эйбате. Смотрел будки для моторов, которые строятся на промыслах Каспийско-Черноморского О-ва на 29-м участке. Будки хороши, но немного дороговаты - рублей 300 штука. Следующие можно будет удешевить рублей до 225. Надеюсь, что моторы выдержат с успехом пожар, при этих будках. Сегодня была назначена проба экономайзера в Белом городе, но оказывается, что экономайзерный инженер сбежал вчера из Баку! В понедельник испытаем сами экономайзер, под 18 атмосферами, и если он лопнет в шестнадцатый раз, то пошлем телеграмму AEG, что вовсе отказываемся от экономайзера, который всем до тошноты надоел.

4 ноября (воскресенье). Идет внутренняя отделка [электро]станции в Белом городе. Все-таки она еще очень далека от окончания, хотя работать можно. Отделываем раздевальную для рабочих, клозет и умывальник. Южный ветер нанес массу водорослей, с ними будет большая возня. На Биби-Эйбате теперь приходится постоянно чистить конденсаторы. Ударил громадный фонтан у Бакинского Нефтяного О-ва, везет этим идиотам. Будь у нас насос, мы могли бы устроить большую рекламу. Но, увы, мы с насосами совсем сидим на мели.

5 ноября. Пробовали большие насосы в Белом городе. Подают массу воды, только замеров пока не делали. Конденсатор 1-й машины уже засорен, через него проходит слишком мало воды. Сделаем особые блоки, чтобы приподнимать крышки на конденсаторах и отводить их в стороны, они очень тяжелы. Купим центробежный насос [на] 6 дюймов у "Листа", попробуем наскоро пристроить электромотор к нему. Раму сделаем из брусьев, переносную. Я сообщил об этом Арнольду Михайловичу [Фейглю], но просил не говорить Бакинскому Нефтяному [О-ву] раньше, чем у нас все будет готово и налажено. Но вечером мне позвонил Медведев и просил ускорить насос. Их совершенно одолевает фонтан, значит, папа* ему сказал! Раму сделают в ночь. Завтра пустим насос у себя на участке, а на промысла свезем не раньше, чем основательно испробуем его.

6 ноября. Ездил утром в Балаханы, все равно сейчас на Биби-Эйбате делать нечего, насос все еще прилаживают. Столбы все стоят и все залиты [бетоном]. Переговорил о деталях с Мартини. Надо будет провода еще солиднее укрепить на башнях, это кажется единственное слабое место. Были с Буриновым на Биби-Эйбате. Фонтан действительно феноменальный. Все амбары Каспийско-Черноморского О-ва и "Нобеля" переполнятся в два дня, вероятно, зальет жилые здания и кочегарку. Возились до поздней ночи с насосом и пустили его в работу на пристани [электро]станции, подает массу воды. Завтра разберем его на части и свезем на промысла.

7 ноября. За ночь фонтан наделал всем много хлопот - прорвалась плотина, ограждавшая дома Каспийско-Черноморского [О-ва] от нефтяного потока, и залила все постройки до окон. Наша распределительная подстанция у "Бнито"* тоже залита, и нефть подступает к предохранителям. По желанию Фейгля мы выключили ток к ней, так как промысла Каспийско- Черноморского [О-ва] все равно не могут работать из-за опасности быть отрезанными от отступления в случае пожара. "Рыльский" работает. Если фонтан будет бить еще два-три дня, то нефть уйдет в море, так как существующих насосов недостаточно для откачки полутора миллионов пудов в сутки. Наш насос устанавливается на промысле у "Бнито". Но там нет никаких дорог, одни амбары, и потому вчера пришлось сделать сначала дорогу. Бакинское Нефтяное О-во работает вяло, даже нет шкун, куда можно бы сливать нефть.

8 ноября. Утром у нас в конторе были Фейгль и Тагиев, рассматривали трамвайный проект. В час дня насос был пущен в работу на холостой ход. Качать нельзя было, так как поднялась буря, и баржи боялись пристать к пристани. У Бакинского [Нефтяного] О-ва полный хаос, все свое неумение валят на стихийную силу. Положительно удивительно, как еще не настала катастрофа. Но вероятно без этого не обойдется, слишком все халатно делается.

10 ноября. Баилов [мыс] в нефти, фонтан бьет кверху. Опять сильнейший ветер и притом юго-западный, а не обыкновенный южный. Все так бестолково делается, что я потерял охоту возиться с фонтаном и с Бакинским Нефтяным О-вом, и поеду завтра на охоту для душевного успокоения. Благо завтра воскресенье, и на [электро]станции тоже надо будет дать передохнуть машинистам. В понедельник попробую пустить рекламу в "Каспий" о нашем насосе, который при своих незначительных размерах все-таки подает 14000 пудов в час.

12 ноября. Видел начальника XI дистанции. Он сообщил, что наше прошение о кабельной прокладке еще не рассматривалось в Тифлисе. Очень досадно, воздушная линия нас сильно задерживает. Подал прошение Гаврилову о выдаче нам билетов для беспрепятственного прохода по промыслам. Вышла очень глупая история с его помощником Байером, который хотел ехать на Биби-Эйбат для производства дознания по небольшому несчастному случаю и просил выслать за ним лошадей. Так как наши лошади все в разгоне, то я послал за ним хорошего извозчика, который должен был свезти его на Баилов и обратно. На дороге извозчика встретил полицмейстер, который велел ему остановиться и везти его (полицмейстера). Извозчик погнал лошадей, чтобы убежать от полицмейстера, который известен тем, что никогда не платит извозчикам, но был остановлен городовыми. Хотя он и показал записку с адресом Байера, но его все-таки отправили в участок за уклонение от священной обязанности возить полицмейстера. Так Байер и не попал на Баилов, и мне завтра придется извиняться. Дует отчаянный норд с дождем. В квартире у меня холод, несмотря на печи. Дождь проходит под давлением норда сквозь двойные окна и ставни, и на полу везде лужи.

13 ноября. Фонтан продолжается, но ослабел. Норд продолжается. "Унион" замерз, у них отопление все еще не готово, по вине нашей мастерской. Буринов отправил мастера в Сабунчи с тем, чтобы он сидел там до тех пор, пока не закончит отопление, пусть сам мерзнет с другими. Приехал, наконец, инженер от "Този", завтра верно явится на участок. Нагружали 3- ю машину на 750 сил.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»