Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона29 Октябрь 1901

19 октября. Пустили в работу водокачку. Трехфазные моторы работают вообще нормально, но свистят как канарейки, так что нельзя по телефону разговаривать из водокачки. По-видимому, в этом звуке виноват бандаж со слюдой, в котором воздух улавливается. Попробуем уменьшить этот свист. Нагружали машину N 2 "Този" на водяное сопротивление, диаграмма еще хуже, чем у первой. Так как "Този" до сих пор не прислал диаграммы золотников, несмотря на наши требования, то мы сами не можем переставить клапанов. И поэтому еще раз телеграфировали AEG , чтобы поторопила выезд старшего монтера или инженера. Один элемент (31-й) в аккумуляторной батарее пришлось переставить, ящик дал течь. Переходим на нефть "Шибаева". С Каспийско-Черноморским [О-вом] ничего нельзя поделать, доставляют сплошной гудрон. Начали строить фундамент под цистерну в Белом городе. В коммерческом доме работа идет, но все равно раньше весны нельзя переезжать. Контора готова. Городской склад перевезли в Белый город. Будем устраивать при [электро]станции помещение для [инженера и фотографа по совместительству] Гофмана и для городских абонентов.

23 октября. Был Павел Осипович [Гукасов] с Достаковым. Котельная им не понравилась по сравнению с Биби-Эйбатской. И действительно она никогда не будет иметь того вида, что Биби-Эйбатская. Экономайзер, в присутствии инженера от "Атласа", лопнул при нем в третий раз, а вообще в четырнадцатый раз. Дело дрянь, опять ломаем только что возведенную стену. И мы боимся, что он будет лопаться и в эксплуатации. Если он скоро не наладится, то придется, пожалуй, вовсе от него отказаться.

24 октября. Приходил секретарь Технической комиссии и читал мне свой реферат о попудной плате. И мы решили попытаться ввести неопределенный срок для отчисления 8-9-12% добычи вместо двухлетнего срока, о котором говорили в комиссии. Еще неизвестно, какое настроение будет в Министерстве через два года. И лучше возбудить ходатайство о пересмотре тогда, когда будет благоприятный момент. Пришли железные листы для большой динамо. Ошибка оказалась "Лесснера", вернее завода в Оснабрюке, где ковали и обтачивали вал. Экономайзерский инженер хотел сегодня уезжать, но мы его не пустили, так как он ничего не сделал, а только удивлялся. Экономайзеры нас очень задерживают, нельзя привести котельную в приличный вид. Монтаж динамо сегодня возобновился, и через 6 недель машина будет готова. Паровая - "Лесснера" почти совсем готова, и монтер в субботу уехал, так как ему делать нечего, пока закончится динамо. Никаких дефектов у "Лесснера" не заметили, все очень хорошо сделано. Дует норд с дождем, холодно. Хотим отпускать воду из Биби-Эйбата для Совета съездов по 1 копейке ведро. Третья паровая "Този" пущена на холостой ход уже второй день. Переставляем эксцентрики на машине N 2 "Този".

25 октября. Ездил в Балаханы. Воздушная линия приближается к окончанию. Досадно, что большие столбы еще не установлены. Сетка вышла удачной. В обеих башнях работают над установкой щитов. Будки NN 7 и 8 строятся вовсю. Очевидно, Гаджи-Алиджан сдержит слово и окончит обе в течение месяца. Долго размышляли над Царским шоссе. Нам необходимо соединить здесь магистрали, но боюсь ломать мостовую. Попробуем еще какое-нибудь обходное направление. Была санитарная комиссия в Белом городе, осматривала квартиры рабочих. Буринов их надул, так как неловко было показать наши переполненные казармы, где по две-три семьи ютятся в одной комнате. И он показал им только постоянные квартиры машинистов, смазчиков и других в техническом доме и в казарме. Комиссия была очень приятно поражена чистотой и вынесла впечатление, что у нас очень просторно живется рабочим. Благо она не видела временных казарм, где чуть ли не по 25 человек в одной комнате! Сегодня в первый раз соединили машины параллельно. Причем они, несмотря на совершенно неправильные диаграммы у машины N 2, работали хорошо.

26 октября. Доклад о попудной плате все еще не отправлен, хотя уже написан. Одолевали меня просьбами поместить на службу всевозможных протеже, целых три человека в одно утро пришло. В Белом городе работали на водяное сопротивление параллельно двумя машинами. Работают хорошо. В котельной дело обстоит неважно, экономайзер опять разобрали и сломали всю возведенную стенку. Опять грязь в котельной, кроме того, нельзя укладывать пол. Очень неприятно еще то, что форсунки отчаянно шумят. Так что уже при двух котлах в работе в котельной нельзя разговаривать, и мы хотим из-за этого забраковать форсунки. Измеряли вал машины "Лесснера" по шаблону, присланному AEG. Оказалось, что вал действительно тоньше шаблона. Хотя "Лесснер" телеграфировал, что у него есть официальное удостоверение, что вал точно соответствует шаблону. Пусть AEG и "Лесснер" разбираются, я убежден, что с положенными прокладками динамо будет мертво сидеть на валу. Пришли кабели для машины N 5 ("Лесснера").

27 октября. Сегодня кабельный бенефис в Белом городе, прокладываем кабели для воздушной линии. Финдейзен прокладывает теперь совсем без подвоза на лошадях, который довольно дорог. А весь кабель разматывают, выстраивают 120-150 человек чернорабочих на расстоянии сажени друг от друга, кабель поднимают на плечи и несут до места прокладки (конечно, если оно сравнительно недалеко). Сегодня уложили 7 кругов кабеля таким способом. Получили, наконец, разрешение на цистерну в Белом городе, фундамент под нее уже строится. Управление Государственными имуществами установило рекорд на любезность - сообщило мне, что 128-й участок, на котором находится одна из старых наших [электро]станций, возвращен Гукасовым назад в казну, и теперь поступит в пользование других лиц. И потому они, узнав случайно, что там наше старое скверное здание, предлагают выделить нам место под это здание с правом поставить там трансформаторную [под]станцию. Старая станция нам еще безусловно нужна, и потому это для нас большое одолжение. Четыре столба в конце воздушной линии, у амбара Манташева поставлены и имеют чрезвычайно внушительный вид. Потребовали от "Униона", чтобы они завтра (воскресенье) работали, несмотря на свои христианские воззрения. Станция через неделю может пойти в непрерывную работу, а воздушная линия все еще не готова.

28 октября. Ездил на воздушную линию. "Унион" действительно работает, несмотря на отчаянный ветер. На второй башне, которая находится на перевале, ветер так силен, что в двух дверях выдавило филенки. Столбы стоят хорошо, вершины чуть-чуть колеблются, но основание вполне неподвижно. Сетка очень хороша, и при ветре не болтается из стороны в сторону, а только волнуется как живая. Сегодня была репетиция нашей собственной пожарной команды в Белом городе. Кажется, она будет на высоте задачи в случае пожара.

29 октября. Весь день пробыл на Биби-Эйбате на испытании котлов. Результат получился лучше, чем можно было ожидать. Котел давал столько пару, что можно было бы питать 1000-сильную машину (700-800 квт), а притом сгорание было вполне удовлетворительное, углекислоты получалось 10-11%. Мне немножко жаль, что получился такой хороший результат. Теперь мы не можем требовать по 1000 руб. с котла. Но с другой стороны хорошо, что в случае нужды котлы могут дать почти вдвое больше пара, чем нормально. Вечером после опыта поехал в [Техническую] комиссию, где разбирался вопрос о попудной плате и о кочегарках на Биби-Эйбате, подлежащих закрытию. Во время заседания начался пожар в Балаханах у Каспийского Т-ва и у Европейской Ко, и потому часть членов комиссии уехала охранять свои промысла. "Шибаев" просил отсрочки для своей кочегарки на 4 месяца. Дали ему на два месяца, и то после большой баталии. "Шибаевские" англичане хотят все-таки ввести сжатый воздух. До Каспийско-Черноморской кочегарки в этот раз не добрались, в следующее заседание - ее очередь. Очень жаль, что у нас нет на складе готовых насосов, тогда Каспийско-Черноморское [О-во] могло бы сейчас же закрыть свою кочегарку. Деннеке крайне обижен моим последним письмом к AEG по поводу машин "Този" и находит, что я был слишком резок, чего я вовсе не нахожу. Во время испытания котлов на Биби-Эйбате, в Белом городе Буринов пробовал давлением злополучный экономайзер, и этот проклятый экономайзер лопнул в пятнадцатый раз при 18 атмосферах. Опять начинается разборка, опять грязь в котельной, которая и без того еще в очень хаотическом виде.

30 октября. Кончили последнее дело по проведению воздушной линии - с Агалар беком заключили договор на прокладку кабеля по его земле. У нотариуса, где я подписывал договор, целая груда векселей, представленных к протесту - единственное теперешнее занятие Бакинских нотариусов. Снимали характеристику с динамо N 3 в Белом городе. Такая же, как у первых двух, требует очень много возбуждения, и напряжение нельзя поднять выше 7200 вольт.

31 октября. Заехал к Начальнику дистанции справиться насчет нашего прошения, о прокладке кабеля под полотном дороги, и послал телеграмму в Тифлис с просьбой ускорить разрешение. Начали разбирать третий "Корнваллийский" котел. Скоро совсем уничтожим временную кочегарку и временное машинное помещение, оно сыграло свою роль. Экономайзер опять лопнул, надоело с ним возиться, черт знает до чего. Пустили в работу опреснитель "Папе". Кажется, будет много воды давать. Жаль, что мы на Биби-Эйбате не взяли этот тип, а попались на "Ягна". Начали клепать цистерну в Белом городе. Надо будет еще другую поставить где-нибудь около конюшни, на одной рискованно основывать [электро]станцию.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»