|
|||
|
Кирпичников В.Д. в Госплан (о заводе "Русская Машина")
Ситуацию с выселением Гидроторфа и "перетягиванием каната" с Авто-Броней (Броне-Отделом) проясняет следующий документ Письмо Зам Ответственного Руководителя Гидроторфа В.Д. Кирпичникова в Госплан 6 августа 1921 г. Советом Труда и Обороны передан для решения в Госплан вопрос о судьбе завода "Русская Машина" . Этот завод нужен двум организациям: Броне- Отделу для ремонта всевозможных броне-машин и Гидроторфу - в качестве технической базы и для сконцентрирования на этом заводе изготовления машин, нужных для гидравлического способа добычи торфа. Постановлением Комиссии при Центральном Производственном Отделе под предсе-дательством т. Бачманова постановлено было поместить на заводе "Русская Машина" обе эти организации, отдавши Броне-Отделу гранатный корпус с прилегающей территорией, а Гидроторфу всю остальную часть завода с обязательством изготовлять заказы Броне-Отдела вне очереди. Ввиду выяснившейся невозможности совместной деятельности двух организаций на территории такого завода, который мал для одной из них (Броне-Отдела), 4 августа в Производственном отделе Металло-Отдела ВСНХ было созвано совещание по вопросу об установлении точных границ работы обеих организаций. Это совещание точно и ясно установило, что поместить на заводе обе организации не представляется никакой возможности. Таким образом, в данную минуту приходится решать вопрос, кому передать завод "Русская Машина" . Гидроторфу или Броне-Отделу. Поэтому в нижеследующем мы излагаем все соображения в пользу предпочтительности передачи завода "Гидроторфу". 1) Как установлено было на многочисленных совещаниях, происходивших в Металло-Отделе, завод "Русская Машина" не подходит для Броне-Отдела. Одни представители Броне-Отдела указывают, что они настаивают на передаче им завода только потому, что не имеется другого, более подходящего. Другие представители Броне-Отдела удивляются выбору этого завода первыми и указывают на полную его непригодность для ремонта броневых машин, особенно танков . Третьи же представители, защищая передачу завода Броне-Отделу, оговариваются, что они высказывают не свое личное мнение, а точку зрения Броне-Управления. 2) Гидроторфу завод нужен в том виде, как он сейчас существует, так как все оборудование завода, за исключением гранатного корпуса, вполне подходит для изготовления нужных нам машин, которые уже и ранее изготовлялись на этом заводе. Что касается гранатного корпуса, то после освобождения его от станков, вероятно, уже в 1922 году он будет использован для массового производства тонкостенных железных труб для торфяной массы. Между тем для организации броне-ремонта завод должен быть капитально перестроен. Имеющиеся на заводе тяжелые станки для броне-ремонта совсем не подходят, они должны быть убраны и вместо них поставлено большое количество мелких станков, нужных для автомобильного ремонта. Большая литейная должна быть превращена в сборочно-ремонтную мастерскую для танков. Кузница должна быть дооборудована, а все главное здание для бронеремонта . гранатный корпус должно быть увеличено по высоте: по указаниям одних представителей бронеремонта в 2 раза, по указаниям же других - в 4 раза. Увеличение этого здания требует его переустройства, начиная с фундаментов, так как теперешние невысокие стены (2 сажени) не стоят на основном грунте, а крыша и деревянные колонны конечно так же не годятся. Завод должен быть снабжен могучими приспособлениями для перегрузки из вагонов в здания тяжелых бронемашин (1 200-2 500 пудов), а мастерские . хорошими катучими кранами подъемной силой до 40 тонн*. Все эти работы при настоящих условиях потребуют очень много времени, а переустройство гранатного корпуса отнимет больше времени и сил, чем постройка заново потребного здания. 3) Территория завода не может вместить и пропустить через себя то громадное количество материалов, грузов и готовых изделий, каковое нужно для выполнения программы Броне-Отдела. Ничтожная доля этих грузов забьет завод настолько, что там нельзя будет развернуться. Таким образом, этот завод не подходит даже для начала работ по броне-ремонту, так как по указаниям Броне-Отдела уже в настоящее время должны быть направлены на какой-нибудь завод десятки эшелонов (500 вагонов). 4) Передача завода Броне-Отделу равносильна его частичному разрушению, как машиностроительного завода, так как Броне-Отдел превращает главную литейную и часть большого механического корпуса в сборочную мастерскую, используя их, таким образом, не по своему прямому назначению, и выбрасывает большую часть тяжелых станков. Это соображение имело бы мало значения, если бы Броне-Отдел мог бы удовлетвориться этим заводом на долгое время, но в действительности дело обстоит иначе. Броне-Отдел очень скоро этот завод принужден будет бросить и искать более подходящий или строить для себя новый, и тогда Металло-Отделу придется получить обратно полуразрушенный завод. 5) Наоборот, Гидроторф использует завод в том виде, как он есть, и путем ремонта зданий только улучшит этот завод. 6) Получить какой-нибудь завод Гидроторфу совершенно необходимо, так как изготовление машин на десяти различных заводах, как это происходило до сих пор, оказалось крайне сложным и не достигающим результатов. Заказывать же все машины за границей невозможно, ввиду необходимости всемерной экономии золотого фонда Республики. Кроме того, какой-нибудь завод необходим Гидроторфу и в качестве технической базы (ремонтные мастерские, склады, опытная станция, техническое бюро, гараж), так как те-перешняя техническая база . Московская Государственная Электрическая станция далее не может быть использована в качестве таковой. Масштаб работ Гидроторфа становится уже обременительным для мастерских, складов и других помещений МГЭС. Из всех обследованных нами заводов наиболее подходящим, как по нашему мнению, так и по мнению Металло-Отдела и Мосмета, является завод "Русская Машина", как расположенный на рельсовых путях, имеющий большие складочные помещения, достаточную территорию для постановки опытов с гидравлическим способом, достаточные и свободные конторские помещения и соответствующее оборудование завода. 7) По требованию некоторых политических организаций и Центрального правления ОГЭС Гидроторф выселяется с МГЭС , и срок выселения наступил уже 1 августа с/г. Как мотив для выселения указывается необходимость улучшить соотношение на территории МГЭС между числом работников физического труда и числом служащих, что до некоторой степени достигается уходом 150 служащих Гидроторфа. Таким образом, передача Гидроторфу завода "Русская Машина" дает возможность в кратчайший срок урегулировать этот вопрос. 8) Гидроторф предполагает организовать на заводе ремонт всего имеющегося у Гидроторфа оборудования (несколько десятков машин); сборку и окончательный монтаж оборудования; в случае его изготовления на различных русских и заграничных заводах доделку тех частей оборудования, изготовление которых не удалось почему-либо наладить на других заводах; изготовление и испытание опытных машин (новых моделей), изготов-ление которых должно вестись под непосредственным наблюдением технического пер-сонала Гидроторфа; организацию изготовления части, а через несколько лет всего потребного для Гидроторфа оборудования, которое выражается, согласно полной произ-водственной программы, к сезону 1923 года в следующих цифрах: чугунного литья с обработкой . 20 000 пудов остального литья с обработкой . 4 500 пудов бронзового литья . 3 500 пудов клепаных изделий из сортового железа . 35 000 пудов труб и фасонных частей из сорт. железа . 90 000 пудов 9) Оборудование завода таково, что помимо выполнения работ для Гидроторфа он мог бы быть использован для изготовления ремонтных частей для МГЭС, станций "Электропередача", Трамвайной и Богородского куста, и Гидроторф со своим опытным для изготовления машин техническим персоналом мог бы взять на себя обязательство аккуратно выполнять эти заказы. 10) Передача завода в ведение Гидроторфа не помешает Морскому Ведомству доделать в гранатном заводе 60 000 полузаготовленных снарядов, так как этот корпус потребуется Гидроторфу не ранее 1922 года. Наоборот, передача завода в руки Гидроторфа поможет этой работе, так как завод пойдет в ход и начнет регулярно снабжаться топливом. 11) Гидроторф может помочь работе завода снабжением его торфяным топливом и торфяным коксом со своих разработок. 12) Гидроторф может помочь работе завода снабжением его металлами, добываемыми Гидроторфом, как из запасов Морского Ведомства, так и за счет других, по большей части бесхозяйственных запасов, то есть при помощи отыскания складов металла, не числящихся ни в чьем ведении или лежащих на безнадежно остановленных заводах. На основании всего вышеизложенного мы просим о передаче завода "Русская Машина" полностью в распоряжение Гидроторфа. РГАЭ, ф. 758
|