Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона27 Июнь-июль 1901

23 июня. Был в Строительном отделении справиться о коммерческом доме, они уже получили благоприятный отзыв от Уездного начальника. Но Буйнов все-таки заявил мне, что он не решается разрешить постройку дома, и что Губернатор нам откажет. После долгих пререканий он сказал, что самое большее, что он может сделать, это пошлет в техническую комиссию, чтобы снять с себя ответственность. Конечно, это балаган, никакой ответственности тут не может быть, а просто он думает, что мы ожидаем разрешения, и следовательно это нам затянет постройку. Мы уже вывели два с половиной этажа и недели через две кончим дом. Поехал к П.О. Гукасову узнать его мнение насчет коммерческого дома. Он еще очень удручен смертью своей старшей дочери. Гукасов вполне одобрил нашу политику и советовал еще ускорить постройку. Несмотря даже на прямое запрещение, если таковое последовало бы со стороны полиции. Советовал дать рублей 300 помощнику Уездного начальника, который играет в таких делах большую роль, чем сам Уездный начальник. Надо будет дать. Только не знаю, как это сделать, у меня нет на это таланта. А передавать хотя бы через Леопольда Михайловича [Фейгля] я не хотел бы.

24 июня. Сильный южный ветер, все море в Белом городе покрыто слоем нефтяной грязи, утром нельзя было купаться. Пристань ходит как живая. Теперь она представляет большую площадь для ударов волн, потому что она вся зашита с обеих сторон, для того чтобы забирать воду в самом конце пристани, где вода чище и меньше водорослей. Водорослей нам прибивает к берегу целые горы и притом пропитанных нефтью и керосином. Вся эта дрянь разлагается, и получается очень скверная вонь, особенно при южном ветре. Придется выгребать эти водоросли на берег и сжигать их. Жаль что зола от них соленая, а то можно бы употреблять ее для сада. Колодец теперь работает с электромотором, и в сад поступает много воды. Это очень кстати, потому что сад совершенно засох и был на краю гибели, а теперь вероятно поправится. Хотя вода все-таки не может назваться идеальной - слишком много в ней известковых и других солей. Большой водопровод в Белом городе подвинулся довольно хорошо. На днях пробовали половину его под гидравлическим давлением. Все чугунные трубы, доставленные с южных заводов, оказались безукоризненными. Но два колена, отлитых в Баку, оказались с дефектами - в них были вставлены латки и затем очень хорошо зашпаклеваны и закрашены. Характерно для Бакинской работы. Забраковали эти колена. Машину "Лесснера" будет довольно трудно собирать - места не хватит для того, чтобы разложиться [с ее узлами]. Теперь собирается четвертая машина "Този", и ее частями завален весь фундамент машины "Лесснера".

25 июня. На Биби-Эйбате продолжается возня со шкивами, валы на паровых машинах кривые и сильно бьют. Умер отец Красина - Красин сильно удручен этим. Ездил смотреть разбитую воздушную линию. Впечатление такое, что столбы стоят слишком близко друг к другу. Мне очень хочется их раздвинуть до 40 метров. При этом получится 50 столбов лишних, которые могут пойти на Романинскую линию, в обход озера. Надо будет точнее подсчитать разницу в стоимости воздушной и кабельной магистрали для Романов, и в зависимости от этой разницы решить вопрос об этой магистрали.

27 июня. Получил телеграмму о смерти Стюфа в Ставрополе. Это большая потеря. Должно быть, Бакинский климат действительно губительно действует на некоторые организмы - двух кабельных мастеров от "Униона" надо на днях отправить обратно в Кельн. Один из них еле живой, другой утратил всякую работоспособность. Третий день дует норд , песок на зубах и в глазах. Грузы идут теперь в большом количестве от "Униона" для Сабунчей. А для Белого города приходят трубы, части машины "Лесснера", и на днях придет второй экономайзер.

28 июня. Был в Сабунчах весь день. Финдейзен разошелся с кабельным подрядчиком Джалаловым и настаивает на ведении всех оставшихся работ хозяйственным способом, причем берет на себя организацию всех этих работ. Я согласился, и мы вчера торжественно выставили подрядчика. Осмотрел работы по установке столбов воздушной линии и пришел к тому заключению, что грешно было бы отказываться от увеличения расстояния между столбами. Все-таки некоторая экономия получается, да и в эстетическом отношении будет лучше. Мартини против этого и настаивает на сохранении прежнего расстояния, говоря, что не может взять на себя ответственности. Черт с ним и с его ответственностью, возьму ее на себя. Был у Бардского в Забрате. У них те же затруднения, что и у нас на Биби- Эйбате с тартальными моторами - слетали ремни. Бардский нашел причину этого слетания - привычка тартальщиков тормозить при начале и при конце подъема желонки. При паровой машине это торможение уменьшает скорость машины, но при электромоторе тормозить вовсе не надо. Бардский внушал всем тартальщикам, чтобы они не тормозили барабана, и теперь достиг этого. Так что ко времени моего приезда работало 8 моторов, хотя конечно еще не все шло гладко. Курьезно было смотреть на [электро]станции, как перебивались нагрузки у моторов. Ввиду малого количества моторов закон больших чисел еще не может проявиться, и бывают моменты, когда нагрузка падает до нуля, а затем доходит до 250-280 квт. Газомоторы еще не работали параллельно, пока они еще не совсем наладились. Средняя нагрузка и K в этот раз были благоприятны. По моим наблюдениям в среднем на один мотор в тартании приходилось около 15 квт или меньше. В среднем за месяц будет меньше, так как неизбежные остановки из-за желонок и других причин пойдут нам в пользу. Получил только что известие, что на Биби-Эйбате наладился первый 30-сильный тартальный мотор. Теперь будем налаживать остальные.

29 июня. Сегодня в Белом городе был нефтяной дождь на нашем участке. У Манташева перелили цистерны, и по крыше потекла нефть, которую нордом стало срывать и нести на водокачку и на сад; закапало окна нашего дома. Приятное соседство! Получил известие, что Буйнов не хочет разрешить нам строить коммерческого дома, надо торопиться с окончанием.

2 июля. Прибыл второй экономайзер для Белого города. При клепке цистерны произошел несчастный случай - рабочий стал выбивать подпорки из-под железных листов на водокачке, составляющих цистерну. Естественно, что когда подпорка вылетела, лист покачнулся и ударил рабочего плашмя по голове, тот упал вниз и сломал себе ногу. Просто в отчаяние можно прийти от этих несчастных случаев. Решительно не можешь предвидеть, какую новую глупость сделает тот или другой рабочий, в результате которой - несчастный случай. На промыслах Каспийско-Черноморского О-ва N 29 на Биби-Эйбате, где стоят наши тартальные моторы, все еще идет возня со шкивами. При чрезмерной централизации Каспийско-Черноморского О-ва заказы идут чрезвычайно медленно. И до сих пор они переменили только один шкив на 30-сильном моторе, который и работает вполне исправно.

3 июля. Опять норд, на прошлой неделе дул пять дней подряд. Затем перестал на два дня, а теперь опять задул вовсю. Приходят части машин "Лесснера".

6 июля. Был в Белом городе П.О. Гукасов, осматривал все постройки. Кажется, ему понравилось. Приезжал пристав, сообщил, что Уездный начальник велел ему приостановить постройку. Придется несколько дней подождать с постройкой, пока дело в Строительном отделении примет тот или другой оборот.

7 июля. Целый день был на Бейбате, испытывал реостат "Сименс и Гальске" и еще раз окончательно убедился, что он никуда не годится. Искры получались совсем неприличные для аппарата, который предназначен для вышек. Ездил на промысла вместе с П.О. Гукасовым, смотрели моторы. В Белом городе мы подошли к водокачке большой чугунной трубой, но наткнулись на канализационные трубы. Пришлось опускать канализационные трубы сифоном под чугунную трубу ? работа не из приятных, имея в виду, что по канализации текут сточные воды со всего участка.

8 июля. Сенсационное событие для Баку - выпал дождь, и температура понизилась до 16оR*! Пустили мотор на промыслах Рыльского. Но подшипник у передаточного вала нагрелся, отложили пуск до завтра. Ездили в Мардакяны на лошадях, чтобы немного освежиться, поездка была удачной.

9 июля. Подготовляем машины в Белом городе для продувки паром. Малую машину хотим пустить в работу еще на этой неделе, правда, мятым паром, так как водоснабжение еще не готово. Наша временная [электро]станция так перегружена, что ее непременно надо облегчить. Иначе она может совсем застопорить в один прекрасный день. У нас теперь целая электрическая передача работает от этой временной станции - мастерская, ледоделательная машина, колодец, насосы для откачки грунтовой воды и вентиляторы.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»