Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона23 Апрель 1901

30 марта. Уже три дня живу в Белом городе и чувствую себя очень хорошо, потому что сразу устанавливается более тесная связь со здешними работами. Работы здесь еще масса, и теперь выступают на первый план административно-организационные работы. Коммерческий дом строится хорошо, теперь заканчивают подвалы. Контора вчерне готова, здание вышло очень красивым, хорошо бы поскорее перевести всю контору сюда. На постройках очень трудно найти друг друга. Сегодня мы с Буриновым оба искали друг друга часа полтора, пока не нашли. Приходится забираться в самые отдаленные закоулки, например в подвалы машинного и котельного зданий, где укладываются трубопроводы, и там найти кого-нибудь очень трудно. Сегодня закончились работы перед Пасхой. Неприятный случай на [старой] городской [электро]станции - кочегар мыл пол газолином и бросил пропитанные газолином тряпки в котел, а затем поджег их, но забыл открыть раньше заслонку. В горячей топке газолин превратился в пар, и произошел сильный взрыв, выбило стекла и повредило крышу котельного здания. Кочегар тоже несколько пострадал, получил ожоги лица. Вчера закончили первый контракт с Ахмедлинцами у нотариуса. Контракт составлен в точности по моему черновику и с этой стороны удовлетворяет требованиям. Но самый процесс ведения переговоров чрезвычайно утомителен и отнимает массу времени. Пришлось дать поверенным 100 р. на всех - по указанию Фейгля. Они остались недовольны и просили по 100 р. на брата, а их 5 человек. Но мы не дали больше ничего, только старшине пришлось дать 25 р., на что согласился и Фейгль. Я рассчитывал, что все эти переговоры будут вестись Арнольдом Михайловичем, и очень жалею, что они достались на мою долю, это самая неприятная из всех работ до сего времени.

3 апреля. Сегодня кончаются праздники, и завтра опять начинается работа. В общем праздники обошлись благополучно, если не считать газолинового взрыва на старой городской [электро]станции. Вчера ездили на Нарген на пароходе О-ва "Мазут"*, и вообще на праздниках ничего умного не сделали кроме этой поездки, которая доставила всем большое удовольствие. Мартини тоже присутствовал и был неподражаем. Вообще он в компании незаменимый человек, жаль, что он в деловом отношении так неприятен. Первый день праздника прошел в визитах, причем мне наш новый пристав нанес визит, когда меня не было дома. Мы ему еще ничего не давали, придется дать рублей 100-200. Вообще меня одолели с "чаями" как по случаю переезда, так и по случаю праздника. Тепло, погода все время стоит ясная, и наш сад начинает зеленеть. Почти все деревья хорошо принялись, и садовник оказался на высоте задачи.

4 апреля. Ездил с Буриновым в Сабунчи и пригласил туда же Мартини, чтобы инсценировать передачу склада и решить строительные вопросы, касающиеся переселения конторы "Униона". Временные постройки теперь снесены за исключением конторки, где живут сторожа, и где будет помещаться временно один из сонма Рекачей. Постройки производят теперь благоприятное впечатление, двор чистый, шоссе вчерне закончено. На первой [трансформаторной] башне в пустыне закончен второй этаж, кладут балки над ним. У Манташева в Романах бьет фонтан, далеко по дороге виден. Он бьет раза в два-три выше вышек и наверху рассыпается в брызги. Рассмотрел контроллер "Униона" к пробным моторам. Он сделан с реверсивным механизмом, что нам не нужно, притом реверсивный механизм опущен в масло, а самый контактный аппарат - нет. Пожалуй, будут искры, надо будет в этом убедиться. Самый реостат из тончайших чугунных пластин и очень понравился мне. Показывал этот контроллер Мартини, и он завтра пошлет в Романы своего монтера для сборки и для соединения концов. С этим пробным мотором порядочная возня. Надо будет иметь специальных монтеров для быстрой установки моторов.

5 и 6 апреля. Вел переговоры с Сабунчинским старшиной. С этим легче вести дело, потому что Гаджи-Алиджан ему уже все растолковал и сторговался с ним. Хотя платить придется много (1500 руб. единовременно и 160 руб. ежегодно), но с Апшеронского О-ва они содрали еще больше - 1800 руб. Фабричный инспектор испытал 4 котла, а затем мы его пригласили третейским судьей в споре с "Фицнер и Гампер" относительно течи "Корнваллийского" котла. Он решил, что мы правы, и что в кромке "Листа" была пленка, которая во время работы отскочила и образовала течь. И туда устремилась соль и отложилась в том месте, где образовалась отдулина. Радзиминский проявил большую бестактность, заявив, что он не согласен, и просил записать отдельное мнение. Смотрели переднюю часть топки котлов "Бабкок и Вилькокса". Оказалось, что она очень безобразна и портит весь вид. Долго возились с ней, наконец, решили повысить форсунки, иначе пришлось бы для регулирования форсунок ложиться на пол.

7 апреля. Заканчивается сборка мотора и котроллера "Униона", теперь осталось установить приборы. На Биби-Эйбате будет задержка из-за буровых моторов. От "Сименса" не могу добиться ответа, мало-мальски толкового, а без буровых моторов нечего и думать начинать, иначе мы оскандалимся. Начали бурить колодезь в Белом городе, если получим пресную воду, то это будет великое благо. Теперь очень трудно с водой, а скоро будет еще труднее, когда настанет жара. Состоялось заседание местных членов [Правления].

8 и 9 апреля. Ездили с Буриновым на Бейбат выяснить все недостающие детали. Задержка будет за трансформаторными будками и за моторами. До сих пор еще не получены дуговые лампы для [электро]станции, это скандал. Нет некоторых приборов на щите, и вообще щит еще не готов. Машины и котлы еще не готовы. Опреснитель готов, но мы все раскаиваемся, что заказали его "Ягну" - работа очень грубая и сборка отвратительная, все трубы поведены криво. Будем требовать приведения в порядок, но скверную работу не исправишь.

10 апреля. Сегодня в первый раз ездил на пароходе Тагиева на Биби- Эйбат и нельзя сказать, чтобы удачно. Начать с того, что пароход пришел не в 4 часа, как было условлено, а в 5 ч. 25 м., так что мы потеряли много времени. Затем, когда мы приехали на Биби-Эйбат, то машины уже стояли, так как пресную воду израсходовали в ожидании нашего приезда. Кроме того пришлось через полчаса прервать разговор на полуслове и бежать на пароход, которому пора была возвращаться. Самый переезд был замечательно приятен, ни пыли, ни тряски, весь организм успокаивается, и можно спокойно обсудить все текущие дела. Да с чужими пароходами дело все-таки не пойдет. Мы всегда будем там гостями, которым делают снисхождение. Кроме того, при определенных часах отхода, что неизбежно, придется торопиться как на поезд или зря терять время, если раньше все кончишь. Грустно, что наши морские стремления потерпели крушение!

11 апреля. Заключили контракт с Кешлинцами. Совершенно расстроил себе с этими подлецами нервы, три дня с ними возимся. Теперь остались Бюльбюлинцы. После целой недели чудной ясной погоды сегодня дует норд . Пыли масса, потому что дождя не было уже месяца два, если не больше. Шоссе ремонтируют очень медленно, как все что делает Совет съездов. Приходится ездить объездом по переулкам, где нельзя разъехаться, и потому на поворотах стоят два казака, которые пропускают движение то с одной, то с другой стороны. Сегодня благодаря норду в 10-ти шагах впереди ничего не видно, и потому сигналы казаков не действуют. Утром стоял, полчаса, в пыли: перед переулком образовалась пробка, и ни взад, ни вперед нельзя было ехать. У казаков тоже, видно, нервы расстроились, и они всех извозчиков били нагайками, и это действительно наводило порядок. Нордом нанесло шкуну на пристань Манташева и сорвало его электрический фонарь, и потом она задела нашу пристань и сломала пару свай. Не знаю, удастся ли привлечь шкуну к ответственности, она стоит на якоре против нас, но подъехать к ней не на чем.

12 апреля. На Биби-Эйбате казус - разорвало вентиль на магистрали, ведущей к котлам, и повредило еще два других. В причине еще не разобрался. Была большая баталия с Вольшке и Блеккером, которые заявили, что они обязаны сообщать только мне о неисправностях и недочетах монтажа, а Красину не должны ничего сообщать. Доказал им, что это нелепая чиновничья точка зрения, и я потребовал, чтобы они решительно обо всем сообщали Красину. Иначе получится совершенная ерунда - заведующий не будет знать, что у него происходит на [электро]станции. Дело загорелось из-за того, что они ничего не сказали Красину о том, что моторы не подходят к насосам в водокачке. И тот десять раз проходил по водокачке, и, конечно, ему и в голову не могло придти спросить - на одной ли высоте центры. Вообще их, от времени до времени, надо сильно ругать, тогда все опять идет хорошо. В Белом городе ликование - нашли почти пресную воду на 8 саженях, сейчас же будем рыть колодец большого диаметра. Если даже вода не будет вполне пресная, то все-таки для бани и, главное, для "Корнваллийских" котлов это огромное подспорье. Возились со скважиной до позднего вечера, чтобы выяснить производительность, но без колодца это не удастся.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»